Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 28.12.2012

В наше пиксельное время

Премьера пророческой «Точки зрения» Василия Макаровича Шукшина в Русском Академическом театре драмы им. Константинова (Республика Марий Эл. г. Йошкар-Ола). Осень 2012-го. Йошкар-Ола

 

...Мне кажется, враки это всё – про то, что Шукшин хотел-хотел, но так и не поставил свой собственный сценарий «Точка зрения» конца 80-х годов прошлого века. У него просто рука не поднялась делать из этого кино, потому что сказка таки страшненькая... Есть вещи, которые пишутся, чтобы в них заглядывать и читать время от времени, сверяя с текущей реальностью, – как библейские пророчества: история ведь спиральна, как учили нас в школе. В случае постановки «Точки зрения» в Русском Академическом театре драмы им. Константинова в г. Йошкар-Оле «совпало» несколько моментов: во-первых, приехал хороший, опытный режиссёр (педагог ВГИКа!) – Григорий Лифанов; во-вторых, основное поколение актёров в труппе театра помнит кусочком своё советское детство; в-третьих, это ведь комедия – о прошлом. А смеяться над нашим прошлым, над идеалами и иллюзиями – сейчас стало незазорным: нас даже учили в школе, что смех продлевает жизнь, и что «человечество весело расстаётся со своим прошлым».

Ну, да, если оно уже перешло в будущее и твёрдо стоит на ногах в настоящем. Но в эпоху тотального смятения, ёрничества и напрасных надежд...

Перед нами брежневская эпоха. Тотальная нехватка всего. Даже в глазах у юной Невесты (актр. Юлия Охотникова и Ксения Немиро), а так же у родителей Жениха и Невесты (актёры Дамир Закиров, Юрий Синьковский, Галина Закирова, Надежда Репьева), у «комсомольца огненных лет», Деда невесты (акт. Евгений Кудрявцев) – нехватка. И устремления – уже в ту эпоху! – далёкие от счастливых стремлений героев «Чука и Гека» Аркадия Гайдара. («Что такое счастье – это каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая называется Советской страной».) Ясно, что у этих героев «вместе» – уже не получится! То ли девственности в сознании не хватает у них, то ли веры у актёров... Скорее всего, сознание актёров выпирает в персонажах. Получается бойкий перекос картинки в стиле «Камеди клаб», но в стиле «ретро».

Перед нами переодетые люди 2000-х, изображающие более раннее поколение: каждый – носитель своей собственной мечты-идеи и защищает только её. И поэтому, по мысли режиссёра, действие неминуемо приходит к тотальной «октябрьской революции», беспределу и мордобою «интеллигенции» и «пролетариата». Кипеж начинается с легкомысленного пари неких радикально настроенных социальных мечтателей – Пессимиста и Оптимиста, моделирующих ближайшее светлое будущее Жениха и Невесты. И с фантазий такого же безбашенного, хотя пожилого, Волшебника (нар. арт. РМЭ Виктор Гришин, он вроде опереточного олимпийского «бога», с медалью, секундомером и лавровым венком). Балуются «социальным проектированием», люди в их руках – что-то вроде марионеток, подопытных кроликов, которые бездумно выполняют заданный сценарий. Зрителя какое-то время забавляют возникающие нелепости, порой доходящие до милого идеологического идиотизма, но во втором действии зритель оглядывается на соседей и спохватывается: но ведь это бедная и наивная жизнь моих родителей, моих дедушек и бабушек, – это над ними, над их идеалами я, выходит, смеюсь? Мыслящей его части становится почему-то стыдно, ибо... наверно, подсознанием мы все понимаем, что осмеивание прошлого – это хамство.

На сцене перед нами – беззащитное и нищее (с сегодняшней точки зрения) густонаселённое семейное жильё, драная мебель ещё 30–40-х. Телевизор и подержанная «Волга» – предел благосостояния. Как над всем этим смеяться?

Жалко, конечно, что режиссёр не рискнул связать театральным языком происходящее и сегодняшний день. Он просто как бы поставил перед залом «кривое зеркало» или осколок того самого «зеркала троллей» из сказки Андерсена «Снежная королева»: дальше – имеющий глаза да видит! Это – принцип вертепного театра, райка, где сюжет просто показывается, а песни просто комментируют происходящее, как бы «разжёвывают» ассоциативно то, что произошло только что. Но песни не проясняют происходящее, в отличие от песен в традиционном театре, а развлекают, как в «Новогоднем огоньке». Шукшинский Некто, «человек в штатском», – в спектакле, в исполнении Сергея Васина – нелепый, наивный, милый, обаятельный студент-квартирант, у которого, несмотря на его вонючие носки и нестиранные кальсоны, всегда в кармане галстук-бабочка. Он умный: изучает древнеарабский, чтобы работать... на крайнем севере! (Это ли не футуризм?!!) Но в спектакле, в отличие от сценария, его Некто не превращается в безликого и ужасного, перед которым, как перед Князем Тьмы, бесы-менты трепещут. Волей режиссёра он передаёт свои функции по «допросу с пристрастием» Оптимиста и Пессимиста – двум сексуально и идеологически «ищущим» ментам (актёры Антон Типикин и Надежда Белобородова). На чём строится конфликт при таком раскладе сил? – Не на скрытой борьбе со скрытыми силами в борьбе за светлое будущее – это уж точно! На борьбе интеллигенции и, скажем так, пролетариата, перерождающегося в партийную привилегированную прослойку? – Это уже ближе, но тоже приблизительно.

Мне показалось, что вся эта камедь воплощена хотя бы ради одной сцены... Ради просмотра «третьего варианта» развития событий этой пресловутой женитьбы, – того, который предложил Волшебник (Гришин очень интересно играет мотивировку этого предложения: от бессилия что-то противопоставить оголтелым проектантам – «молокососам», которые слегка похожи на его же учеников!). Волшебник просто меняет градус «избыточности» конфликтных сторон: смиряет гордость и стремление к совершенству интеллигентной семьи невесты ради МИРА с быдловатой семьёй Жениха и придаёт простому и ленивому «пролетариату» физической и социальной активности. Получается что-то вроде Октябрьской революции, культурный апокалипсис, который не остановить, так как в этом бедламе исчезают часы Волшебника, регулятор времени. 


Марина КОПЫЛОВА,
г. ЙОШКАР-ОЛА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования