Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 11.01.2013

Безмерность в мире мер

Сначала были стихи, потом она сама.

Мария Белкина

 

И действительно, в творчестве Марины Цветаевой есть нечто такое, что заставляет читателя менять свои взгляды на мир. При жизни её творчество понимали немногие, однако Цветаева была хорошо известна в своих, литературных, кругах. Цветаевская биография пестрит знаменательными датами и событиями. Первый сборник «Вечерний альбом» она издала втайне от семьи в 1910 году и была замечена Н.Гумилёвым, В.Брюсовым, М.Волошиным. Последний, несмотря на приличную разницу в возрасте, стал близким другом и наставником Цветаевой.

Творческая энергия этой удивительной женщины неиссякаема. Стихи пронизаны искренностью, смелой и живой. В каждой строке – она сама.

«Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи – те самые серебряные, сердечные дребезги...». «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы», «Попытка ревности», «Крысолов», лирика – вершины выражения чувства, вершины выражения духа.

В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Марины Цветаевой, одного из самых крупных поэтов XX столетия. 

Марина Цветаева прожила на свете всего 49 лет: с 1892-го по 1941-й. Существует мнение, что статус «поэтессы» Марина Ивановна расценивала для себя как оскорбление и поэтому называла себя исключительно поэтом. Наибольший интерес представляют у исследователей последние два года жизни поэта Цветаевой.

Многие её стихотворения оказались пророческими:



* * *

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

– Нечитанным стихам! –

 

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

 

Вячеслав Головко – профессор Ставропольского университета – одним из первых в 1960-е годы минувшего века занялся поисками материалов о жизни и творчестве Цветаевой. Он переписывался и поддерживал дружеские отношения с сестрой и дочерью Марины Ивановны. К 120-летию Цветаевой В.М. Головко организовал в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Прозрителева и Праве выставку уникальных материалов. По данным зарубежных исследований, в Ставрополе находится третий по величине в России архив цветаевского наследия – тот, который собран В.М. Головко.

– В своей книге «Через Летейски воды» (2007 г.) я уже старался представить архив, где собраны все документы о последних днях Марины Цветаевой и её гибели. Таких материалов нигде нет – ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Елабуге, – рассказал учёный.

– Здесь находятся важные сведения, ещё пока неизвестные многим специалистам и исследователям, – продолжает Вячеслав Михайлович, – например, письмо Бориса Леонидовича Пастернака представлено публике впервые.

– Благодаря тому, что мне доверена как учёному эта работа, я имею возможность сейчас показать автограф Пастернака. В письме он пишет, что отказывается от планового сборника в Гослитиздате в пользу М.Цветаевой или В.Бокова. Теперь представим: 1955 год. Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго», но ему запретили её получать, начались травля и преследование, и в конце концов поэта довели до смерти. В такой ситуации Пастернак, понимая, что Марина Цветаева поэт очень крупный, из последних сил старался что-то сделать, чтобы её сборник дошёл до читателя. Этот факт неизвестен пока никому. Письмо находилось в закрытом архиве В.Бокова и, наверное, не увидело бы свет, если бы его жена не доверила публикацию писем к Бокову. Сейчас готовится к изданию большая подборка писем к Бокову Пришвина, Шаламова, Пастернака, Платонова, Вознесенского, Исаковского, Маршака, известного певца И.Козловского и многих других крупных деятелей отечественной культуры.

Марина Ивановна писала Пастернаку: «Ты – мой вершинный брат, всё остальное в моей жизни аршинное». Она говорила, что всю жизнь напролёт пролюбила не тех. Равных себе по силе встретила только Рильке и Пастернака, обоих – в письмах, незримо. «Я не знаю, кто вы, я ничего не знаю о вашей жизни, я с вами совершенно свободна, я говорю с духом».

В Елабуге учёный проработал три года. Часто заходил в гости к Бродельщиковым – хозяевам дома, где провела последние дни жизни Марина Цветаева. В 2004-м правительство республики Татарстан приняло решение о музефицировании этого дома: выкупили дом у последних владельцев дома Полтановых.

– Однажды в 1972 году дочь Бродельщиковых нашла меня и сказала: «Приходите, мама хочет вам кое-что передать...»

На улице 1972 год. У меня на руках все документы Марины Ивановны, которые находились в этом доме: домовая книга, первый посмертный поэтический сборник с автографом Анастасии Цветаевой, записки и письма. Промелькнула мысль, что через двадцать лет люди мне не поверят, что они подлинные, попросил составить документ о дарении…

– Отмечу, что эта выставка – мероприятие, которое привлекает внимание известных деятелей культуры в России, – продолжает профессор, – она имеет большое научное значение. В первую очередь, тут выставлены документы, не вошедшие в научный оборот, которые уже в совокупности помогут воссоздать последние страницы научной биографии Цветаевой. Пока такой биографии нет. Я подчеркну ещё один момент: выставка обогащает фактами, даёт необходимую информацию, которая может потом понадобиться исследователям и студентам-филологам. Действительно, вряд ли где-нибудь ещё смогут найти то, что представлено на выставке, и этот факт позволяет выделить данное событие из ряда подобных.

Вячеслав Головко многое сделал для того, чтобы разобраться в причинах трагического ухода из жизни Марины Цветаевой. Он собрал ряд свидетельств, которые позволяют поставить под сомнение принятую версию о свободном выборе поэта между жизнью и смертью.

В пользу этой версии говорят документы. Тяжело читать такой документ времени – просьбу-заявление гениального поэта, чьё имя сегодня – гордость русской литературы: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М.Цветаева». 26 августа 1941 г. в предсмертном письме сыну она писала: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь, – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик...»

В процессе подготовки телевизионного фильма о Цветаевой, который вышел на центральном телеканале REN в 2010 году, по просьбе В.М. Головко, который сам снимался в фильме, провели на месте экспертизу писем Цветаевой. Было установлено, что эти предсмертные письма писались не в день смерти и не в Елабуге.

Анастасия Ивановна Бродельщикова не могла всего рассказать, так как они находились под прессингом и постоянным наблюдением. Это уже мы устанавливали несоответствие, – говорит учёный. – Однако и в настоящий момент мы не располагаем всей совокупностью фактов и доказательств, чтобы однозначно что-то утверждать.

«Случайный прохожий вынул её тело из петли: хозяйка, в избе которой она остановилась, боялась это сделать. Милиция и врачи, за которыми послали, не спешили. Было воскресенье, 31 августа. В больнице поставили диагноз: «асфиксия при задушении». Вячеслав Михайлович вспоминал, что в Елабуге, городе очень маленьком, никто не знал людей, которых прислали из милиции и больницы. Это подчёркивала сама Анастасия Бродельщикова.

– К тому же непонятно, где были сами Бродельщиковы в роковой день. Анастасия Ивановна говорит, что её послали расчищать аэродром. Давайте проанализируем ситуацию. Её муж – Михаил Иванович – крепкий здоровый мужчина, работал кузнецом. Но почему-то чистить аэродром отправляется маленькая хрупкая, больная женщина, а он в ночь на 31 августа рано утром уходит на рыбалку.

Мальчик Седунов первым заглянул к Бродельщиковым, но, став взрослым, ни разу не дал никаких показаний.

Внук Бродельщиковых жив, он написал мне три письма. В беседе со мной рассказал об одном удивительном нюансе: «Я зашёл и увидел – она висела, ноги были практически на полу, она почти стояла». Как выяснилось потом, аэродром Бродельщикову тогда никто и не посылал чистить, хотя сама она утверждала обратное. Был ещё один свидетель последних дней Цветаевой – А.И. Сизов, учитель физкультуры, с которым Цветаева познакомилась в Елабуге. По его словам, А.И. Бродельщикова в день смерти Марины Ивановны к нему прибежала и говорила, что её куда-то в этот день вызвали, а куда и зачем – не поняла.

Ещё факт. Писатель Станислав Тимофеевич Романовский, работавший многие годы в журнале «Сельская молодёжь», жил в Елабуге и помнил Марину Ивановну с малолетства. И он писал сестре, что знает правду о гибели Цветаевой, но никому не расскажет, потому что боится за сестру, за себя и семью. Этот факт зафиксирован.

– До сей поры официальное место захоронения М.Цветаевой не определено. В 1968 году жена сторожа местного кладбища была жива, но разговаривать не хотела. Пришлось искать самому, – продолжал Вячеслав Михайлович, – нашёл примерное. Решил посадить цветы, смотрю – люди крутятся, ищут могилу. Разговорились. Их родственника похоронили в 1941 году в сентябре, через два дня после погребения Цветаевой. Эти люди подсказали обратиться к их родственнику – Даниилу Петровичу Сафронову – он копал могилу. Дали адрес, я написал ему письмо в соседнее село Маркваши. Он ответил: «Если хотите узнать об этой гражданке, как только снег сойдёт, я приеду и покажу это самое место». Письмо, кстати, сейчас на выставке.

Матвеевы, девятнадцатилетняя дочь которых умерла в 1941 году, жаловались: «Мы тогда ещё так расстроились, что рядом с нашей дочерью похоронили удавленницу». Но это другое место…

Захоронение не нашли, так как при расчистке места для надгробия были снесены могильные холмики. Потом местные краеведы, в числе которых была А.Трубицина, отыскали ещё одну могилу Цветаевой.

В книге «Через Летейски воды» (2007 г.) В.М. Головко опубликовал беседу с Ниной Молчанюк, оказавшейся на похоронах случайно. Она считается по сей день одним из самых реальных свидетелей. 30 августа женщина прибыла в Елабугу, зашла в первый попавшийся дом, где, по слухам, сдавалась комната, и разговорилась с хозяйкой. Ей показалось, что та работала учительницей – уж очень отличалась она от местных жителей манерами и речью. 2 сентября Молчанюк поехала искать могилу Надежды Дуровой – первой в русской армии женщины-офицера, а попала на похороны и ужаснулась. В гробу лежала… та самая учительница. Людей было очень мало, хозяева дома не присутствовали вовсе, зато присутствовали мужчины в штатском. Она только потом поняла, что это – Марина Цветаева («Господи! Да у меня же мама её обожает!»). Нину Молчанюк потрясло, что хоронили поэта рабочие из больницы в ящике из-под какого-то медицинского оборудования. «Она приблизительно показала то же место, которое определил я», – добавил Вячеслав Михайлович в устной беседе.

Ставропольская выставка уникальных документов, освещающих непрояснённые моменты жизни и гибели Цветаевой, – значительный вклад в литературоведение. Кроме всего прочего, она ещё раз привлекла внимание научной общественности к исследовательской работе, которую ведут учёные Северо-Кавказского федерального университета.


Юлия КРАВЧЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования