Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 18.01.2013

Кто заплатит за новости

Англоязычное знакомство под сенью Засурского

 

С Оуэном Джонсоном, известным профессором Школы журналистики университета Индианы, редактором периодических изданий, мы познакомились в декабре 2009 года на журфаке МГУ. У нас проходила конференция по линии Общества изучения культуры США (ОИКС), которыми, как и всеми другими на факультете, руководят Президент факультета Ясен Засурский, декан журфака Елена Вартанова и профессор Лариса Михайлова. Параллельно вне конференции читал две лекции Оуэн Джонсон. Я незамедлительно переместилась в аудиторию, где читал Оуэн Джонсон, слушателей там было битком, – студентов, аспирантов и преподавателей журфака совершенно не пугало то, что лекции и обсуждение проходили на английском языке, без перевода, – в МГУ это норма и традиция: здесь знают языки, и на журфаке чуть ли не ежедневно интереснейшие англоязычные гости из разных стран. Завёл традицию Ясен Николаевич Засурский, легендарный журналист, профессор, американист, стоящий у руля журфака МГУ более 40 лет.

Лекции Оуэна Джонсона оказались великолепны. Первая касалась истории коммунистической прессы Центральной и Восточной Европы. Вторая – проблем современных американских медиа и мировых СМИ.

Так мы познакомились. И завязалась переписка. Оуэн прислал за это время много своих печатных работ, в 2010 году мы сделали с ним большое интервью для «Журналиста Украины» и московского «Журналиста».

В Московском университете Оуэн был уже не впервые. В 1991–1992 гг. он, Рой В. Говард и Дэвид Х. Уивер работали в группе исследователей над написанием работы, в которой сравнивались российские и американские журналисты. Результаты исследований 1000 американских и 1000 российских журналистов были изданы и в России, и в США.

Оуэн Джонсон – специалист по истории СМИ Центральной и Восточной Европы, а также истории американской журналистики, в том числе по переписке Эрни Пайла. В своё время получил гранты на проведение исследований, в том числе American Council of Learned Societies, IREX.

Родился и вырос в Вашингтоне в семье профессора зоологии колледжа ветмедицины Вашингтонского университета. Оуэн учился в этом же университете. Практиковать как журналист начал со спортивных новостей в Pullman Herald и с работы на радио – в Энн Эрбор, штат Мичиган, где вёл получасовую дискуссию по широкому спектру социальных и политических вопросов. В молодости имел возможность учиться в Великобритании. Оттуда поехал в Швецию и там познакомился с чешскими студентами. Чехи побудили его заняться историей Чехии, родины его прадеда. Знакомство с чешскими студентами совпало по времени с Пражской весной. Эти обстоятельства и знакомство с американским профессором Романом Шпорлюком оказали большое влияние на то, что молодой Джонсон всерьёз занялся историей. Так и несёт он по жизни две любви – любовь к журналистике и любовь к истории. Заинтересовался темой словацкого национализма и идеей самоидентификации нации, этой теме посвятил и диссертацию. Также сконцентрировался на вопросах советской истории. С 1991 по 1995 год возглавлял Российский и Восточноевропейский институт.

Оуэн Джонсон тогда, почти три года назад, впервые ясно открыл мне истину: информация, слово – это те свободы мира, которые дорогого стоят, но оттого они и свободы и главнейшие сущности, что должны быть доступны всем. Откуда следовало: они должны быть безусловно доступны, мгновенно доступны и… бесплатны?! Впрочем, Оуэн этого вывода так уж безапелляционно не сделал.

 

Штрих к истории свободы американской прессы

 

К тому времени я имела немалый опыт «бесплатной» работы: уже шесть лет выпускала газету и альманах, старалась подтянуть хороших авторов, мы всё делали совершенно творчески, делали просветительские проекты, проводили конференции, литературно-художественные салоны и о том, чтобы на этом заработать, даже не помышляли. Были в сегменте «совершенно свободной деятельности», так сказать.

И вот сейчас, по истечении нескольких лет, мне показалось интересным сопоставить факты на тему «Печатные СМИ – онлайн-версии» на протяжении последних лет.

Оуэн рассказывал, что перед поездкой в Москву он расспросил американских медийщиков о положении дел в прессе. Реджо Неризетти (приехал в США из Индии), выпускающий редактор Washington Post, сказал так: «Журналистика в цене. Никогда не было так много читателей новостей в online и печатных СМИ, как в 2009 году. Умные люди скоро поймут, как делать деньги благодаря сети web. Обидно, что наша экономика переживает один из самых тяжёлых спадов, это не лучшее время для нововведений в бизнес-журналистике, но рано или поздно всё стабилизируется».

Питер Бхетия (приехал в США из Пакистана), главный редактор в газете Oregonian в Портленде, Орегон: «Я сказал бы, что я сдержанно оптимистичен. Ближайший прогноз для газетной журналистики недобрый, но просматривается много интересных моделей, которые могут поддержать журналистику. Я не думаю, что кто-то знает ответ на вопрос, какой будет журналистика через 5 или 10 лет. Однако несомненно, что будет намного больше видов журналистики. Странные и интересные времена!»

Оуэн также провёл опрос на собственной Интернет-странице, где получил комментарии на поставленный вопрос от 700 моих друзей, работающих в журналистике. Один из них ответил: «В Дании, Швеции и Норвегии всё нормально», – имея в виду правительственные субсидии более слабым газетам, субсидии начали давать в этих странах с 60-х гг. – «Но я не думаю, что это будет работать в США».

Да, в американской прессе уже в те годы было мало утешительного. Тиражи газет уменьшились почти на 20% с начала 2000-х, газеты уменьшились по размеру и объёму. 4200 работников печатной индустрии США (газеты, журналы и книги) потеряли свои рабочие места в ноябре 2009 года, 86 800 человек потеряли работу в 2008 году. Это означало 10%-е снижение. За первые 8 лет 2000-х практически каждый пятый журналист в США потерял работу. Более чем на 40% упал рекламный рынок печатных изданий США ($ 28 млрд на рекламе в этом году по сравнению с $ 21 млрд в 2005-м). Но факт – у потребителей новостей появилась возможность получить больше свежих сообщений, чем когда-либо раньше, и не только потому, что они сами могли быть журналистами. Они могли взять информацию от репортёров, но сами сделать анализ и набросать перспективы. Блоги, социальные сети, подкасты, видео и интерактивная графика – всё пошло в ход.

У американской печатной прессы своя история. Как объяснял Оуэн, в Америке, которая была под Британией, газеты не облагались налогами, что делало их более жизнеспособными. В 1765 году Великобритания ввела налог на марки, юридическое оформление документов и газеты, которые сопротивлялись колониальному режиму. Что лишь подтвердило мнение общества о важной роли прессы в защите свобод людей, и по всей стране была создана сеть газет. Газеты печатали общегосударственные новости, совсем мало местного материала, почти все были еженедельниками на четыре страницы. Делал газету, как правило, сам владелец, который был в то же время и сборщиком информации, и редактором. Помогали ему, как правило, ещё один-два сотрудника. Но зарубежных новостей в газетах было больше, чем местных. Газеты передавали то, что видели в почте, как это делают сейчас Google или Yahoo. Газеты не принадлежали политическим партиям, но они были очень близко привязаны к ним. Их доход состоял из оплаты объявлений и из продаж других товаров. Именно в 19 веке оформилась политическая мысль, и постепенно в течение века некоторые газеты в городах начали нанимать журналистов. Журналисты объявлялись политически независимыми, ведь таким образом можно было продать газеты сторонникам всех политических сил. Таким образом, доход от продажи прилагался к прибыли от рекламы. Также издатели пытались снизить цены на газеты, это обеспечивало продажу большего количества газет, а это, в свою очередь, привлекало рекламодателей. Газеты становились всё более независимыми и самостоятельными. Они также имели и «общественную пользу». Обычно считают, что всё общественно полезное не выживает в условиях рынка, но газеты были призваны занять стратегическое положение между рекламодателями и их рынками. Газеты оказались фактически в этом незаменимы. Подобный процесс имел место в некоторых газетах Москвы и Санкт-Петербурга в конце 19 – начале 20 века. Примерно к 1910 году в США было более 2200 ежедневных газет, свыше 200 из них были не на английском языке. Средняя американская семья читала по крайней мере больше одной ежедневной газеты. В городах некоторые семьи читали две или три ежедневные газеты. Некоторые из владельцев, такие как Джозеф Пулицер и Уильям Рэндолф Херст, чётко разбирались в проблемах, включая и политические, и пытались распространить свои взгляды с помощью газет.

При этом речь идёт именно о независимой прессе. Оуэн Джонсон считает, что американские журналисты были не всегда независимы и довольно часто наблюдалась тесная связь между политическими деятелями и журналистами. Вообще, в 1960-е годы журналисты солидных городских изданий становились постепенно всё более скептическими относительно заявлений и действий правительства и других провластных учреждений. Это объединяло репортёров между собой и всё больше отделяло от официоза. Многие газеты поощряли журналистов быть «сторожевыми псами» и писать о тех людях, которые имели власть и влияние в государстве, – это не только чиновники, но и представители бизнеса и культуры. Причём упор делался на то, чтобы сложные события и проблемы преподносить на общепонятном языке. Очень важными считались новости на радио и телевидении. Доходы от рекламы позволили с середины 60-х до конца века увеличить штаты работников, что в свою очередь повысило качество и объёмы сообщений.

 

Падение тиражей и прогноз Оуэна Джонсона

 

С 1964 по 1999 гг. количество новостей в каждых десяти городских газетах удвоилось, процент национальных и интернациональных новостей в общем объёме новостей снизился с 35 до 24, увеличилось количество местных новостей, новости городского транспорта увеличили процент с 7 до 15, спортивные – с 16 до 21, очерки о человеке – с 23 до 26. Газеты в то время работали над тем, чтобы сделать содержание материалов более универсальным, они уже не были так сосредоточены на правительстве и специфических событиях, а больше уделяли внимания тенденциям в науке, медицине, бизнесе, спорте, образовании, религии, культуре и развлечениях. Эти изменения помогали газетам противостоять альтернативным источникам новостей и информации. Особенно надо было бороться с конкурентными кабельным телевидением, эфирным телевидением и журналами. Частично реклама переместилась именно туда. Газеты стали очень зависимы именно от рекламы. Вторым фактором, который совершил вызов газетам, стали движения в обществе: «Битлз», движение за права человека, включавшее движение за сексуальную раскрепощённость, гендерные права, вопросы контроля за рождаемостью, вопрос абортов, детства, статуса отца. Общество возлагало на газеты большие надежды, тем более что они могли спокойно существовать как финансовые объекты. Пока вдруг в начале 80-х кабельное телевидение не унесло аудиторию ежедневной газеты, выходящей тиражом в 62 млн экземпляров. Затем, в 80–90-е, тиражи продолжали снижаться. Медиавладельцы продолжали концентрироваться в крупных корпорациях, руководители которых больше беспокоились о прибыли, чем о качестве журналистики. Появился Интернет. Газеты потеряли стратегические позиции. С тех пор газеты сокращают объёмы и сокращают штаты сотрудников.

Так, The Baltimor Sun уменьшил количество работающих с 400 до 150 человек, Los Angeles Times – с 1100 до менее 600. Общее количество работников редакций США к 2009 году составило 40.000 человек (для сравнения: 60.000 – в 1992 году и 40.000 – в 1971-м). Крупнейшие газеты уволили иностранных корреспондентов. Репортёров, которые работали в столицах разных государств, стало 355, в то время как в 2003 году их было 524. Газеты в небольших городах не претерпели таких изменений, ведь там штаты с начала были небольшие и не было конкурента-телевидения.

Вообще ситуация начала ухудшаться ещё с начала 70-х, но это было медленно и незаметно. Всё это время казалось, что всё идеально. Хотя начали страдать не только газеты, но и телевизионные новости – конкуренты печатных СМИ, – которые в свою очередь часть сюжетов брали именно из газет. На сегодняшний день журналистика стала исчезать и из телевизионных новостей, и из радио-новостей, и из интернет-новостей, им всем стали также угрожать экономические проблемы. Особенно экономические проблемы угрожают местным СМИ.

Оуэн Джонсон тогда, в 2010-м, сделал прогноз: газеты и телевизионные новости будут существовать как минимум ещё некоторое время, но газеты будут играть меньшую роль в мире цифровой журналистики. По крайней мере, они будут менять методы работы, сочетая печать с Интернетом и блоговой журналистикой. Некоторые газеты кооперируются между собой – например, в штатах Флорида, Нью-Йорк, Огайо и Индиана. Больше новостей люди находят онлайн. Создаются новые организации онлайн-новостей, неприбыльные проекты исследовательских новостей.

Например, есть Чикагский кооператив новостей, созданный в октябре 2009-го бывшим редактором Los Angeles Times, бывшим редактором Chicago Tribune и другими. Texas Tribune, посвященная сообщениям о государстве и политике, начала работать со штатом редакторов и репортёров ведущих изданий штата. Voice of San Diego, основанная в 2005-м, фокусируется на важных местных новостях. MinnPost из Миннесоты, St. Louis Beacon получили некоторую поддержку от филантропов и фондов, но эта задача часто практически невыполнима (чтобы поддержать New York Times, нужно $ 5 миллиардов). Также есть проблема привлечения читателей. Для газеты San Diego бюджет по состоянию на 2010 год составлял $ 1 млн в год: доходы от спонсоров, фондов, рекламы, корпоративные субсидирования, взносы от читателей. ProPublica имеет 35 прекрасных репортёров, которые сообщают о расходах правительства, экономическом кризисе, энергетических проблемах, здоровье и медицине и вместе с Washington Post, New York Times, Los Angeles Times, Chicago Tribune, the TV networks и т.п. имеет доход в $ 30 млн. Politico имеет штат отдела новостей в 70 персон на доход от рекламы, которую дают копы и группы, влияющие на законодательство и политику. В GlobalPost есть 65 внештатных корреспондентов (фрилансеров), это примерно $1 млн в 2009-м, в 2010-м это уже было $ 3 млн и $ 5 млн – в 2012-м. Деньги приходят от подписки, как эффект от объединения в синдикаты и от рекламы.

 

Чья парафия – новости?

 

Новости делают, по мнению Оуэна, общественные радиостанции, хотя большинство общественных радиостанций не делает много местных новостей. WFIU делает их нерегулярно. Это также университетские отделы журналистики Florida International University, Missouri (Missourian), Columbia, University Of Calofornia Berkeley, Arizona State University, Wisconsin. Это и сайты, и блоговая журналистика. Но большинство из них лишь перерабатывают уже известные новости. Тем более ситуация меняется, и сейчас новости собирают не только традиционные репортёры, но также и внештатные корреспонденты, профессора, студенты и обычные граждане, которые используют для этого мобильные телефоны. Стабильные организации могут обеспечить журналистами регулярный процесс сбора новостей, потому что могут поддержать их деньгами, логистикой и юридическими службами. Деньги для этого поступают не только от рекламодателей и подписчиков, но также и от фондов, отдельных филантропов, от академического и государственного бюджетов, из специальных источников и от добровольцев.

Алан Расбридджер, британский редактор (The Guardian), говорит то, что было бы верно также для большинства по-журналистски прогрессивных американских газет. «Наши читатели стали частью того, что мы делаем. Они пишут комментарии для нашего Комментария – свободной площадки, – которые помогли исследованиям в сфере противодействия уплате налогов и жестокости полиции. Они формируют сообщества вокруг отдельных репортёров и проблем, предоставляя руку помощи в исследованиях и воспитывая нас, когда мы что-то не так понимаем. Мы сотрудничали в проектах, требующих знаний вне нашей компетенции. Мы сделали вещи, которые были бы невозможны без них». Расбридджер знает проблемы бизнес-журналистики не понаслышке: его газета теряет ? 100 000 в день. Но не все так оптимистичны в отношении аудитории. Один из респондентов Оэуна Джонсона, который работает в технологической фирме, сказал: «Одной из проблем является уменьшение желания иметь качественную журналистику со стороны американской общественности. Предпочтение отдаётся говорению, а не обсуждению, комментариям, а не фактам (и увеличивается неспособность различить их отличие)». Или, как сказал другой: «Есть определённые трудности в сообщении реальных новостей в век инфотейнмента. Проблема заключается в том, чтобы создать реальную экономическую модель, а пока ничего не сделано по поддержке новостей».

Прямые субсидии, как в Скандинавии, не будут работать, считает Оуэн. Возможен поиск путей косвенной поддержки со стороны правительства. У американского правительства есть запрос на независимые новости. Радиопередачи можно поддержать, увеличив налоги, или грантами информагентству (в США это сейчас $ 1.35 на человека, в Великобритании – $ 80). Можно долю Интернет-платежей направить производителям новостей. Можно принять закон, который сделает СМИ, производящие новости, некоммерческими организациями. Можно увеличить пожертвования и поддержку со стороны фондов. Можно создать независимое агентство и предоставлять субсидии, как это делает в Северной Европе Пол Старр. Но нет никакой уверенности, что общественность примет это, ведь есть ещё много информации. Нет никакой уверенности и в независимости агентств новостей. Три года назад Майкл Мессинг сообщил о том, что Google создал Фонд новаторов журналистики с начальным ежегодным бюджетом $ 100 млн, это меньше, чем 0,5 процента от суммы свыше $ 20 млрд, которые он получает ежегодно. Фонд стремится не субсидировать существующие процедуры сбора новостей, но поддерживает новые творческие идеи и программы, нацеленные на обработку новостей. Он поддерживает начинающих журналистов и новые предприятия, занятые в исследовании, международных практиках, анализе политики, блоггинга и других видах расследований и провокационных сообщений и комментариев независимых журналистов. Многие журналисты сокращены из традиционных СМИ. Но никто ещё не сделал предложений по косвенным субсидиям. Итак, вопрос дня, как определил Оуэн Джонсон, состоит в следующем: поток новостей поддерживает американскую демократию; этот поток поддерживается бизнесом газет; сейчас модель бизнеса разрушена; запрос на новости остаётся высоким; основной вопрос – как мы будем за это платить?

 

Мировые медиатенденции

 

Вот что сообщает Бернхард Хюбнер, корреспондент «Financial Times Deutschland».

В конце октября 2012 года издательство Springer объявило об объединении в одно редакционное сообщество газет Hamburger Abendblatt и Die Welt. Газета Abendblatt, выходившая до последнего времени во многом самостоятельно, теперь будет готовить только местные новости для Гамбурга. Освещение событий на надрегиональном уровне будет осуществляться редакциями газет Die Welt и локальной Berliner Morgenpost.

«Это приведёт к сокращению числа журналистских рабочих мест, и в результате пострадает медийное многообразие», – считает председатель Немецкого союза журналистов Михаэль Конкен (Michael Konken).

Мюнхенская компания Burda также избрала для себя агрессивную стратегию по превращению в онлайновый концерн. Сегодня это издательство обеспечивает всего «от 25% до 30%» оборота в Германии за счет печатных журналов, отметил издатель Хуберт Бурда (Hubert Burda) на страницах вышедшей в этот четверг газеты Zeit. До последнего времени доля оборота печатных изданий у концерна Burda постоянно превышала 30%.

10 лет назад Депфнер возглавил концерн Springer, и при нём была принята программа экономии, после чего прибыль от газет оставалась стабильной и превышала 20%. В сравнении с первыми девятью месяцами 2008 года оборот газетного сегмента компании Axel Springer в 2012 году сократился более чем на 100 миллионов евро. Что касается онлайнового сектора, то концерн Axel Springer активно вкладывал в него средства, и недавно вместе со своим соинвестором компанией General Atlantic приобрёл за 127,5 миллиона долларов мажоритарный пакет акций бельгийского портала Immoweb.be, специализирующегося на вопросах недвижимости. Теперь и редакционные газетные материалы должны всё больше становиться источником получения онлайновых доходов. До конца года вебсайт газеты Welt станет платным. Мы не опасаемся сокращения из-за этого объёмов рекламы, отмечает Депфнер. Даже в платных печатных газетах, по его словам, стоимость рекламы выше, чем в бесплатных рекламных изданиях.

Как считают специалисты, в текущем году оборот концерна Springer с такими платными предложениями, как iPad-Apps, будет выражаться двузначными числами в миллионах. Онлайновая реклама пока принесла концерну Springer 692 миллиона евро.

Изабель Вейра Масон, директор Центра связей с общественностью и политики, сотрудник исторического центра парижского Института политических исследований, в интервью «Atlantico», Франция:

«Раньше люди никогда так много не читали Le Monde или любые другие газеты. И всё это благодаря сети. Кроме того, в сфере прессы действуют особые экономические правила, а в числе игроков фигурируют крупные группы. Сложно сказать, что произойдёт завтра. Появление новых СМИ вовсе не обязательно означает исчезновение старых. Телевидение не заставило исчезнуть радио. Все они, очевидно, могут сосуществовать.

К тому же нельзя не отметить, что телевидение ещё никогда раньше не было настолько влиятельным. Время, которые люди проводят перед телеэкранами, продолжает расти не только в США, но и во Франции. Интернет никак на этом не отразился. Телевидение очень активно, особенно в том, что касается политических событий, например, арабских революций... Начало всему положил не Интернет, а арабский телеканал «Аль-Джазира». Именно он задавал тон в Тунисе, Египте и других странах и создал почву для размышлений об арабской весне. Телевидение играет политическую роль.

Интернет отразился на содержании передач. Благодаря сети телевидение смогло адаптироваться, в первую очередь в информационной сфере. В информационных программах сейчас больше ритма, наполнения, связей с социальными сетями. За всеми передачами сейчас можно следить в Twitter, будь то Тур де Франс или Secret Story. Выпуски новостей по-прежнему собирают огромную аудиторию, однако вся разница в том, что сегодня телезрители заранее узнают о происходящем из Интернета.

Кроме того, Интернет позволил положить конец цензуре. Интернет также сломал барьеры между «настоящими людьми» и профессионалами. Благодаря сети зрители стали «экспертами» в политике и развлечениях. Некоторые профессионалы отмечают, что их специальность сходит на нет, а их роли постепенно отходят к «заурядным» людям. Всем выступающим на телевидении людям навешивается такой ярлык. Все они становятся профессионалами. Никогда раньше на телевидении мы ещё не видели столько экспертов.

Сегодня телепрограммы можно смотреть и без телевизора. Вы включаете компьютер и выбираете через Сеть любую передачу, в удобное для вас время…»

Франк Бзирске, «DAPD», Германия: «За последние 10 лет в газетной отрасли было сокращено около 15 % рабочих мест. Поэтому оставшиеся сотрудники вынуждены обеспечить большую производительность труда, и при этом работа в виртуальном пространстве весьма реальна: она требует времени, усилий, тогда как журналистские материалы в сети предлагаются преимущественно бесплатно. Нагрузку в редакциях на сотрудниц и сотрудников многие уже давно считают чрезмерной. Раньше не было принято фиксировать продолжительность работы, а теперь во многих редакциях задумались об учёте времени для того, чтобы защитить сотрудников от коллапса. Ведь они работают дольше не только над выпуском газеты, которая появляется спустя несколько часов после того, как она вечером подписывается в печать. Параллельно с этим сотрудники редакции трудятся над содержанием онлайновой версии, которая должна соответствовать критериям Интернета, и, кроме того, они что-то пишут в блогах, в Твиттере, проявляют активность на портале Facebook, а также беседуют в чатах со своими читателями. Некоторые издательства следуют теперь американскому примеру и начинают осторожно развивать модель платного контента (paid content), которая может обеспечить экономическое выживание. Это процесс неизбежный, и нужно было уже давно сделать этот шаг».

Но любое дело начинается с идеи. Не с денег. Деньги приходят или не приходят потом. Сначала же надо вложить – эмоции, надежды, большой труд, эксперимент и риск. Газетное дело идёт через эти стадии, газета расширяет границы, осваивает базы данных, обживает онлайн-квартиры, привыкает к ёмкости, меткости и многоликости, талантливости, конкурентности остального, негазетного мира. А мир прорывается к новым духовным смыслам. И, возможно, это сейчас самое важное.


Наталья ГОЛОВАНОВА,
г. КИЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования