Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 18.01.2013

Путь к славе или к себе?

То, что литературное и музыкальное творчество способствует улучшению нашего умственного и психического здоровья – факт неоспоримый. Исследователи Калифорнийского университета пришли к выводу, что из всех занятий, которые, как традиционно считается, являются антидепрессантами, самым эффективным является чтение.

Оказалось, что после нескольких минут чтения уровень стресса падает почти на семьдесят процентов, музыка за то же время снижала его на шестьдесят процентов, чашка чая или кофе без кофеина – чуть больше, чем на пятьдесят процентов, а прогулка на природе – на сорок процентов.

Очевидно, что тексты и музыка определённым образом воздействуют на наш мозг, а он уже даёт команду остальным органам совершать те или иные действия. А что происходит во время творческого процесса?

Чаще всего хочется писать стихи, когда что-то беспокоит, гнетёт, то есть когда пребываешь в состоянии дисгармонии. Когда стих написан, настроение заметно улучшается, а вместе с ним, естественно, и самочувствие.

Недаром о писателях и композиторах говорят, что они постоянно находятся в «творческом поиске». Творчество для таких людей – не что иное как стимул, практическое средство, которое помогает им существовать в буквальном смысле этого слова.

Также было установлено, что процесс написания текстов о личном опыте имеет очистительный эффект, потому что подавляет деятельность участков мозга, связанных с эмоциональными всплесками, и увеличивает активность в той части, которая отвечает за самоконтроль. При этом совершенно не важно, какого качества эти тексты. Графоман, как и гений, после создания «нетленки» способен какое-то время испытывать состояние эйфории.

Это его первый положительный аспект. Второй положительный момент: творческий человек выигрывает в сравнении с остальными. Особенно это ярко проявляется в подростковом возрасте. Лидеры всех компаний играют на гитаре, причём не просто играют, но ещё и, зачастую, сочиняют свои песни.

  

Вот тут мы подошли к следующему моменту: насколько будут интересны произведения человека, который мало читает, не пытается познать мир вокруг себя? Есть, конечно, индивидуумы, которые могут сочинять и выдумывать на ходу. Но и их умения надолго не хватает. По-настоящему интересен людям только тот человек, который отличается глубиной познаний, а это немыслимо без постоянного чтения книг, без самообразования.

  

У меня какие-то творческие процессы начались именно с этого – с чтения книг. Я читал в детстве много, сначала бессистемно, потом, уже чуть постарше, стал читать то, что больше нравится, к чему лежит душа. Потом появилась музыка, которую я слушал с удовольствием, в частности, русский рок: Цой, Башлачёв, Шевчук, Бутусов. Я стал писать какие-то стишки на понравившиеся песни. Особенно страдали от этого песни группы «Кино».

Мне повезло в школе с учителями языка и литературы. Это тоже имеет значение, я считаю. Чем чаще тебе в жизни встречаются люди, которые могут что-то дать в творческом плане, как-то помочь – хоть советом, хоть личным опытом, тем больше у тебя шансов добиться чего-то на этом пути значимого. Опять же, оговорюсь, если поставлена цель чего-то такого добиться и достичь. Есть люди, которых творчество интересует только в том плане, что я перечислял выше: просто выплеснуть эмоции или выделиться на фоне других.

  

Если ты хочешь, чтобы твоё творчество было интересно кому-то ещё, нравилось не только друзьям-знакомым – перед тобой встаёт вопрос профессионального обучения. Если не учиться, то можно застрять на дворовом уровне на всю жизнь.

  

Обучение может происходить по-разному: есть учителя (здесь речь уже не о школьных учителях), и если тебе повезло, то они передадут тебе свои профессиональные секреты и ты, с их помощью, преодолеешь очередную планку на творческом пути, сделаешь для себя какие-то выводы и поймёшь: как и куда двигаться дальше. Есть люди, у которых нет учителей, и момент самообразования у них затягивается на долгие годы. Я как раз из таких. Моими учителями были и есть книги, статьи, информация в Интернете и постоянное общение с интересными и творческими людьми. Это самый мой главный учитель.

Есть ещё один путь: профессиональное образование. Есть художественные и музыкальные школы, училища, институты культуры, и у нас, в России, есть единственный в мире Литературный институт. Во многих университетах на Западе есть отдельные литературные курсы, кафедры, но вот специализированного ВУЗа нет. В прошлом году в газете «Литературная Россия» в нескольких номерах продолжалась дискуссия на тему: «Нужен ли сейчас Литинститут?» Мол, и преподаватели уже не те, и уровень студентов понизился, и качество обучения хромает. У меня есть много знакомых, которые учились в Литинституте когда-то, есть несколько знакомых, которые учатся сейчас. Все они в один голос твердят: самое главное – это общение с творческими людьми, близкими тебе по духу.

Поэтому-то и литераторы, и музыканты, и художники так любят устраивать фестивали, выставки, концерты, встречи, объединяются в творческие союзы, литературные группы. Потому что живое общение у творческих людей никогда не заканчивается просто общением. Обычно оно выливается в какие-то совместные проекты. Так происходит творческий рост. И ещё, что, по-моему, очень важно, общаясь с людьми, которые занимаются тем же, что и ты, проще самоидентифицироваться, понять, на какой ступени ты находишься относительно остальных. Понять, если ты к этому стремишься, как и с помощью чего покорить следующую высоту.

Ещё хотел бы написать вот о чём: сейчас в России появился новый тип творческих людей, ярко выраженных культуртрегеров – людей, которые организовывают культурное пространство. Они, кроме того, что сами являются творческими людьми, имеют ещё и талант создать вокруг себя творческую атмосферу, сплотить людей вокруг какой-то идеи и, что самое главное, умеют эту идею воплотить в жизнь. Я назову только несколько имён: Андрей Коровин – организатор нескольких международных литературных фестивалей. Андрей Родионов – организатор поэтических турниров в Москве и в Перми. Евгений Бунимович – организатор Международного биеннале поэтов, который проходит один раз в два года в Москве.

Сейчас организовываются различные литературные фестивали, биеннале, конкурсы. Вручаются премии и награды. Проводятся семинары и молодёжные форумы. Мы, в Ставрополе, стараемся всё это отслеживать, помогать молодым нашим литераторам и подсказывать, где и в чём можно участвовать, ездим и участвуем в работе фестивалей и сами. Мы создали и ведём активную работу по наполнению сайта «Кавказская ссылка» (www.kavlink.ru), где можно почерпнуть информацию об уже прошедших литературных мероприятиях, а также анонсы встреч, поэтических вечеров и т.д. Также там можно познакомиться с творчеством ставропольских поэтов, прозаиков и критиков.

  

В Ставрополе, стараниями участников литературной группы «Кавказская ссылка», проводятся поэтические слэмы – так называемые битвы поэтов, проходят поэтические вечера, куда мы стараемся приглашать как уже известных, состоявшихся местных поэтов, так и тех, кто ярко заявил о себе на тех же поэтических слэмах, например. Существуют задумки по организации культурного проекта «Серебряный век». Наша молодёжь проводит «Маяковские чтения».

  

Творчество, безусловно, помогает человеку в жизни. Даже если ты не ставишь перед собой каких-то высоких целей на творческом пути, если творчество – это всего лишь хобби, оно постоянно подталкивает человека к действию, к самообразованию, к расширению кругозора, к получению каких-то дополнительных знаний. Если ты ставил перед собой высокие цели, но не смог по каким-то причинам их достичь: ты был в постоянном творческом поиске, твоя жизнь была наполнена интересными событиями, встречами с неординарными людьми. И в этом случае не стоит жалеть. Ну и, наконец, если ты поставил высокие цели, достиг творческого Олимпа и стал знаменитым – это тоже неплохо. Потому что, кроме всего вышеперечисленного, ты ещё и потешил собственное самолюбие и стал гордостью родных и близких людей.

Получается, что человек, выбравший путь творчества, – всегда в выигрыше. А совсем не как тот богатырь перед камнем на распутье: налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – сам погибнешь, прямо пойдёшь – назад не воротишься. Я желаю нам всем, в первую очередь, прислушаться к себе, услышать себя и сделать правильный выбор. В пользу творчества. В пользу своего будущего.


Игорь КАСЬКО,
редактор, критик, публицист,
г. СТАВРОПОЛЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования