Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 18.01.2013

Смертельно опасная камерная музыка

Карин Бартош Эдстрём – роскошная женщина с огненно-рыжими волосами. Она – музыкант, и именно музыка подвигла написать её первый роман под названием «Фуриозо», который совсем недавно вышел в России. И это – музыкальный детектив.

 

Карин ЭДСТРЁМ
Карин ЭДСТРЁМ

– Карин, всё-же «Фуриозо» – детектив или роман?

– Большой вопрос! Я смотрю на это со стороны композитора. Я – музыкант по профессии – была композитором, была руководителем камерного оркестра. И поэтому первая книга, которая мною написана, написана о музыке. Очень интересно посмотреть, как живёт музыкальный коллектив, какие механизмы действуют внутри. Книга рассказывает про струнный квартет. И я расскажу о психологических отношениях внутри квартета. В моей книге звучит очень много музыки. Рассказывается о том, как женский струнный квартет отправляется на остров, чтобы записать диск с последним струнным квартетом Вильгельма Стенхаммара, шведского композитора.

Итак, у нас есть женский квартет, они собираются делать запись, но первая скрипка повреждает руку. И в этот женский квартет попадает мужчина скрипач-виртуоз по имени Рауль Либескинд. Этого как раз не нужно было делать. Не нужно было приглашать мужчину в женский коллектив, потому что та гармония, которая существовала между участницами, была нарушена. Вместе с появлением Рауля возникает проблема дона Жуана. Выясняется, что в разное время этот Рауль общался очень тесно и близко со всеми участницами квартета, однако это выясняется постепенно, также всплывают всё новые и новые сведения, которые делают ситуацию безнадёжной. Совершается убийство. К этому времени происходит много разных событий (убийство – только в середине книги, читателю нужно набраться терпения). Это книга необычная, не привычный многим современный детектив с наркоманами, проститутками, прочими страстями. Здесь другие проблемы – психологические. Это проблемы взаимоотношений участников маленького коллектива.

– Как характеры героев связаны с теми инструментами, на которых они играют?

– Эта работа была интересна для меня и как для композитора, и как для писателя. Дело в том, что структура книги тесно связана с характерами, представленными в ней, и с инструментами, на которых играют персонажи.  

Струнный квартет устроен следующим образом: есть первая и вторая скрипка, альт и виолончель. Это основа любой оркестровой музыки. Представьте себе устройство симфонического оркестра: в центре стоит дирижёр, рядом с ним – первая скрипка (концертмейстер), также рядом – руководитель группы вторых скрипок, руководитель группы альтистов и руководитель виолончелистов. Они составляют ядро симфонического оркестра.

Каким же образом музыкант выбирает для себя инструмент. Первая скрипка – это далеко не то же самое, что вторая скрипка, хотя инструмент один и тот же, роли, которые играют эти исполнители, совершенно разные. Весь оркестр зависит от того, существует ли баланс между участниками коллектива. Руководителем коллектива является тот, кто играет первую скрипку. Недаром в языке есть выражение «играть первую скрипку». Тот, кто играет первую скрипку, хочет и готов блистать. Причём часто он блистает за счёт других. Но мало того, что первая скрипка хочет блистать, важно, чтобы остальные хотели ему помогать. Потому что без этой помощи, без поддержки всего остального коллектива в этом блеске не будет основательности. Это будет нечто поверхностное. Эта взаимозависимость напрямую связана с физическими законами, потому что в игре оркестра очень хорошо слышатся басовые звуки и очень хорошо слышны верхние ноты, а те, кто играет в середине, существуют для того, чтобы помочь и тем и другим сверкать. Таким образом, на участниках квартета лежит совершенно разная ответственность. Представьте, как чувствует себя альтист – человек, который играет на инструменте заведомо мало заметном. Я как раз пыталась изучить, каким образом сплетаются, расплетаются и в какие взаимосвязи вступают эти четыре голоса, четыре участника маленького коллектива.

Итак, у нас есть первая скрипка Рауль Либескинд, скрипач-виртуоз, приехавший из Нью-Йорка, и есть ещё одна первая скрипка, которая оказывается оттеснённой со своей позиции. Уже в этом заключается первый конфликт романа, когда один лидер оказывается в стороне и вынужден наблюдать за успехом другого лидера. Это же детектив. Вы знаете сюжет «Дона Жуана»? Кто же остальные участники? Это вторая скрипка – малозаметная женщина по имени Анна, это альтист Хелена и виолончелистка Каролина. Все вместе они сплетаются в драматический узел. Так, у нас есть Рауль, который является доном Жуаном – это обольститель, который имел любовные связи со всеми участницами квартета в то или иное время. Есть вторая скрипка Анна, которая соответствует Церлине – это бесхитростная крестьянка из классического сюжета. Если помните, Церлину дон Жуан увёл из-под венца, и это дурной тон, но она не смогла ему противостоять.

Остаётся ещё один инструмент – альт. Я ничего плохого не хочу сказать про альт, но мне нужен был инструмент, который чуть слабее, чем остальные. Женщина, играющая на альте, соответствует донне Эльвире из «Дон Жуана». На самом деле донна Эльвира – очень сильная и деятельная натура. Она появляется на сцене в ярости от того, что дон Жуан её предал. Конфликт заключается в том, что очень яркий и сильный человек играет на незаметном инструменте. И последняя участница квартета Каролина – виолончелистка, которая превосходно играет на своём инструменте, но является психически неустойчивой. В «Дон Жуане» её прототипом является донна Анна, которая в начале оперы Моцарта попадает под чары дона Жуана, и когда он приходит ночью к донне Анне, его застаёт её отец дон Октавьо. Между двумя мужчинами происходит дуэль. И дон Жуан убивает дона Октавьо. Кто же в нашем коллективе является командором? Это Луиза, та первая скрипка, которая повредила руку.

Так что моя книга для тех, кто любит и знает старые сюжеты, кто любит играть с ними и наполнять новым содержанием.

– Такой человек, как Рауль, может существовать на самом деле?

– Да, такой человек есть, я его встречала, он даже до сих пор жив.

– Что для обычной женщины встреча с таким мужчиной? Благословение? Авантюрный роман, который стоит пережить? Или это нечто опасное, от чего нужно бежать?

– Камерная музыка – вообще очень опасная вещь. Видите на обложке пометку 18+? Это потому что камерная музыка так опасна. Такая музыка вызывает очень сильные чувства в душе человека. И я написала эту музыку, потому что сама не один раз пережила влияние камерной музыки, и знаю, насколько оно может быть сильным.

Действительно, страсти кипят. Когда человек играет на музыкальном инструменте и хочет делать это очень хорошо, от него требуются немалые усилия. Музыка, о которой мы говорим, была написана сто, двести лет назад, но она продолжает нас трогать, продолжает вызывать в нас сильные чувства. Можно сказать, что это странно, что это удивительно. Однако мы не можем противостоять влиянию этой музыки. Но это и делает нас людьми. Мы люди, потому что мы можем испытывать сильные чувства. Мы живём ради страстей, и камерная музыка – это один из способов вызвать что-то, что делает из нас человека.

– Но в детективе должен быть ещё герой, который расследует преступление…

– Комиссар Эбба Шрёдер – очень стильная образованная женщина, типичный представитель шведской современной культуры. Она, к сожалению, прекратила движение по карьерной лестнице, потому что дорогу ей перешёл молодой амбициозный мужчина – стильный рыжеволосый и, несмотря на цвет волос, сексуальный. Об убийстве она узнаёт сидя в театре. Она слушает оперу «Дон Жуан», когда звонит телефон…


Беседовала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования