Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 25.01.2013

Очернитель или провидец?

В Москве на 93-м году жизни умер ветеран советско-финской,

Великой Отечественной и советско-японской войн, писатель,

автор знаменитого романа-памфлета «Тля» Иван Михайлович Шевцов.

 

Он родился 9 сентября 1920 года в белорусской деревне Никитиничи в многодетной семье. Ещё школьником активно сотрудничал в Шкловской районной газете. По окончании седьмого класса был приглашён на штатную должность спецкора, затем сотрудничал в городской газете Орши. В 1938 году Шевцов поступил в Саратовское военное училище погранвойск, и после ускоренного обучения, в звании лейтенанта, был направлен на финский фронт. По окончании войны с Финляндией он стал начальником погранзаставы в Карелии, а затем на новой советско-румынской границе. Весной 1941 года Шевцов был назначен начальником участка.

22 июня будущий писатель встретил на одной из застав. Пограничники отбили первую атаку гитлеровцев, а потом с боями отступали вглубь страны. Шевцов участвовал в обороне Москвы, был награждён медалью «За отвагу».

После войны Шевцов работал в журнале «Пограничник», газетах «Красная звезда», «Советский флот», собственным корреспондентом газеты «Известия» в Болгарии, в журнале «Москва».

В 1944 году на страницах «Красной звезды» была напечатана его статья «Против антипатриотов в батальной живописи», а конце 1940 - начале 1950-х (если верить автору) написан первый роман «Тля», который не удавалось издать на протяжении десяти с лишним лет. За эти годы Шевцов публикует романы «Свет не без добрых людей», «Семя грядущего», «На краю света», который позже стал первой частью «Любви и ненависти», книги о Сергееве-Ценском и Вучетиче.

Публикацию «Тли» спровацировало посещение Никитой Хрущёвым выставки в Манеже в 1963 году. На авангардных художников после гневных слов советского руководителя полились потоки критики. На этом фоне, при содействии скульптора Вучетича, роман-памфлет, действие которого происходит в среде художников, в том числе и «модерняг», «космополитов», «эстетов и формалистов всех мастей», преодолел цензурные препоны и увидел свет.

«Тля» вызвала шквал откликов в прессе, причём в подавляющем большинстве резко отрицательных. В общем-то, можно с полным правом сказать, что началась травля Шевцова. Хотя некоторые критики, например, Андрей Синявский в рецензии «Памфлет или пасквиль?», достаточно взвешенно разобрали это произведение.

Кстати сказать, Синявский, на мой взгляд, ещё тогда, в 1964-м, объяснил причину того, что после «Тли» Шевцова перестали печатать (на целых шесть лет), он стал изгоем не только для «модерняг», что понятно, но и для охранителей и поднимающих тогда голову сталинистов. Вот цитата из рецензии Синявского: «Ослеплённый ненавистью к людям, которые, по его понятию, чернят действительность, снижают уровень советского искусства, автор настолько увлёкся и сгустил краски, что – по всей вероятности невольно, сам того не желая, – выступил в роли очернителя нашей жизни и культуры. Уголовные типы, дельцы, прохвосты составляют в романе «Тля» мощную организацию, этакую всесильную мафию, гласно или негласно управляющую эстетической жизнью страны. <…> Разорвать их сети трудно, почти невозможно».

Действительно, весь роман населён «поджигателями» и «космополитами», а вот настоящих советских людей в среде художников очень мало, да и ведут они себя вяло, и, по мысли автора, в конце концов проиграют: «…они, упрямцы, остаются верными самим себе и своим зрителям – миллионам простых смертных тружеников, которые ещё не научились понимать «новое» искусство. Но ничего, это вопрос времени: Винокуров и Иванов-Петренко их научат и воспитают. Они уже выпустили по нескольку книг о современном западном искусстве, о новых тенденциях в современной живописи».  

Тему «Тли» Иван Шевцов продолжил в романе «Любовь и ненависть», опубликованном в 1970 году…

Написал он ещё немало, правда, читать его произведения сложно, художественной составляющей в шевцовских романах, по-моему, очень мало. Наверное, самые сильные куски у него получились о раннем утре 22 июня 1941 года – о боях на границе.

Одним из первых на смерть Шевцова откликнулся журналист, автор повести-памфлета «Роисся вперде» Олег Кашин. Кстати, он несколько лет назад написал на основе своей беседы с автором «Тли» любопытнейший очерк «Один против мирового сионизма». А в статье, посвящённой смерти Шевцова, Кашин высказал такую интересную мысль:

«Советский Союз, как известно, был тоталитарным государством. Пропаганда не чета нынешней, партия не чета «Единой России» и промышленность не чета «Уралвагонзаводу». И при всём при этом — антиинтеллигентские истерики Шевцова никогда не выходили за пределы текстов самого Шевцова. Их не подхватывала газета «Правда» и советское радио, их не повторяли с трибун седоусые рабочие, более того — единственной официальной реакцией на его романы была единственная строчка, даже полстрочки, в знаменитой статье замзавотделом пропаганды ЦК Александра Яковлева «Против антиисторизма», который вскользь, перечисляя чуждые советской морали тенденции, назвал и «истерические писания» Ивана Шевцова. От Шевцова шарахались даже радикальные охранители – тот же Всеволод Кочетов, не говоря уж о Михаиле Алексееве, но это полбеды – его даже с десятком опубликованных романов не принимали в Союз писателей! И если даже некорректно называть его диссидентом, то лояльным системе человеком он тем более не был – он действительно противостоял официальной идеологической линии и имел в связи с этим гораздо больше проблем, чем условный Евтушенко».

Впрочем, заключение статьи Олега Кашина, которая называется «Умер, но дожил» (опубликована на сайте «Colta») ещё более интересно:

«И, чёрт подери, дожил <…> до регулярных ремейков «Тли» по телевизору и с трибун, до старых рабочих, готовых разогнать «этих козлов с Болотной», до буквальной цитаты из романа «Во имя отца и сына» про расчленителя из «креативного класса». Если бы кто-то сорок лет назад написал, что всё будет так, никто бы не поверил, даже Иван Шевцов. А всё именно так и вышло».

Что-то от такого вывода поползло меж лопаток. То ли тля, то ли мурашки.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования