Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 25.01.2013

Не всё так просто

В связи с выходом нового фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» я вспомнил, как впервые узнал о Владимире Высоцком в году шестьдесят шестом, в самом начале моей учёбы в Одесском художественном училище. Помню глухой хриплый голос, доносившийся из зашмирганного, как говорят в Одессе, магнитофона: «А на кладбище всё спокойненько…»

Признаюсь, никого тогда особенно не просквозило этим пением. Я, как и большинство моих сокурсников, фанател только от живописи, считая остальные сферы искусства вторичными.

Как-то ранним утром по дороге на занятия, в районе улицы Тираспольской, я заметил Высоцкого с гитарой в шумной компании режиссёра Тодоровского, жившего тогда в Одессе. Видно было, они гудели всю ночь. Я невольно замедлил шаг… Каким-то просветлённо-радостным похмельем веяло от них. Наконец прозвучали аккорды, и Высоцкий запел нечто внятное до дрожи. Все открыто заулыбались, подпевая…

Я почувствовал острую зависть к этим, как мне показалось, счастливым людям, и мне хотелось примкнуть к ним.

Это был его одесский период, когда он снимался у Киры Муратовой.

Вскоре на экраны один за другим вышли фильмы «Короткие встречи» и «Опасные гастроли», снятые на Одесской киностудии. Мой старший брат, живший в Одессе, как раз работал в эти годы осветителем на Одесской киностудии и мимолётно был знаком с Высоцким, даже выпивал с ним в компаниях после съёмок, мало того, пробовался на эпизодическую роль одного из геологов в фильме «Короткие встречи». Помню, пришёл домой в гриме и много шутил по этому поводу.

Никто тогда не выделял Высоцкого из числа других актёров. Ну Высоцкий... Ну поёт… Кто тогда не пел под гитару… Никому и в голову не могло прийти, что артисту кино поставят памятник в Москве. Это потом уже, после его смерти, брат, приехав в Москву, потащил меня на Ваганьково посмотреть могилу. Многое ностальгически вспомнил. Например, как в дни зарплаты на киностудии актёр шумел у кассы: «А где за песни гонорар?..» И тогда обманывали…

Вторично мне случилось увидеть Высоцкого в Ленинграде в 1979 году, то есть за год до его смерти.

Я приехал погостить к другу-художнику, поступившего в «Муху». Традиционно отправились гулять по Летнему саду, и вдруг – бах! – навстречу Высоцкий… и, как всегда, не один.

Мы слегка опешили. Это ж надо было в определённый день прилететь в Питер, оказаться в таком-то часу в Летнем саду, думал я, чтоб нос к носу столкнуться со знаменитостью. Что это: случайность или знак свыше?.. Бросилось в глаза лицо постаревшего мальчика, пепельно-бледное, выжатое как лимон. Мы долго топырились вслед уходящему «кумиру миллионов…».

Я знал немало как обычных, так и искушённых людей, равнодушных к Высоцкому. Особенно женщины отличались безразличием. Правда-правда… Молодёжь увлекалась, но не так поголовно, как это следует из мифов о Высоцком. Помню и влюблённых в певца, таких как профессор Литинститута Владимир Павлович Ерёмин, близко знавший его. Бывало, вместо спецкурса по Пушкину, Владимир Павлович вдруг начинал рассказывать о глубоко личном, о встречах с Володей, как он по-отечески его называл. Мы слушали с повышенным интересом. На фоне непрекращающихся речей Генерального секретаря ЦК КПСС голос Высоцкого вызывал доверие...

Но не всё так просто.

Я не буду говорить о легковесности и необязательности многих текстов Высоцкого (у кого их нет?). Достаточно вспомнить научно-популярно-познавательный цикл типа песенки про Кука, «Канатчикову дачу», «Скалолазку», «Утреннюю гимнастику», «Москва – Одесса» и прочий ширпотреб. Творивший в те же годы Юрий Кузнецов откровенно бросил в адрес не только современной поэзии, но и всей нашей жизни: «…Будешь ты мелководьем брести, по колена сгнивая в пути, хоть садятся на мелкие воды птицы-лебеди редкой породы».

Сразу замечу, неуклюжая критика творчества Высоцкого в советские годы всегда воспринималась как зависть к чужой славе. Конечно, Высоцкий по сути, по энергетике больше русский мужик, нежели ещё какой, но с некоторым внутренним двойным гражданством, что порождало в нём внутреннюю борьбу.

Издевательски-насмешливый тон многих песен порой вызывал недоумение. На мой субъективный взгляд, «Матч на первенство мира по шахматам» – открытый смех над советским (читай русским) Ваней. Да у нас на заводе, где пришлось поработать, во всех углах валялись шахматы, каждый второй играл на уровне разрядника, а то и кандидата в мастера; перекуры и перерывы заполнялись блицпартиями...

То же «Деревенская свадьба»: «…потом поймали жениха и долго били…»

Не кисло…

Но звучали и мощные, глубоко трагедийные слова: «…нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята…» (вот именно), по которым и надо бы судить о поэте.

Все фильмы о поэтах, художниках, композиторах… (за редким исключением) неудачны, и выход на экраны нового фильма о Высоцком, на мой взгляд, подтверждает это правило. 


Николай СЕРБОВЕЛИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования