Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 01.02.2013

Ивановцы в фантастических «мирах»

Успехи местных авторов на мастер-классах известных отечественных фантастов в конце прошлого года подтверждение получили вполне материальное. В декабре в гостиной самого большого книжного магазина «Читай-город» состоялась презентация романов Дарьи Зарубиной «Свеча Хрофта» и Аркадия Шушпанова «Камень без меча». Нашим землякам было доверено начать проект «Ник Перумов. Миры», расширяющий представление читателей о «Мирах Упорядоченного» одного из самых известных отечественных фантастов.

На встрече кроме «виновников» присутствовали: ещё один автор проекта – Наталья Караванова из Костромы, уже состоявшиеся фантасты – Михаил Кликин из Иванова и Анна Одувалова из Шуи, совсем не фантасты – поэтесса Светлана Олексенко, прозаики Виктор Соколов и Валерий Смирнов. «Просто читателей» было побольше, чем писателей, но вели себя они скромно, давая возможность проявить себя пишущей братии. Встреча не стала формальной, получилась оживлённой и информативной. После вступления от администрации слово взял Шушпанов и вкратце рассказал об истории ивановской фантастики, Перумове, «проектной литературе» – веянии нашего времени, не самого лучшего для книгоиздания; рассказал, как зародилась идея «проекта», как проходил процесс создания и редактирования книг. Продолжая «монолог», Зарубина выразила благодарность мастеру-организатору и редакторам.

В последовавшем диалоге (с вопросами авторам) тон задавала Олексенко, все её вопросы были вполне правомерны. Спрашивала не только она, темы затрагивались разные – от просто поздравлений и пожеланий до вполне конкретных. К примеру, как авторы сумели за четыре месяца написать свои романы? Говорили о «воспитании читателя» некой «многослойностью текста», и тут мнения были разноречивы. Единодушия достигли в том, что «проектная литература» – хороший фундамент для старта молодого писателя. А выход двух представленных книг – несомненное достижение для местного литературного сообщества.

Светлана Олексенко в заключение встречи, отметив её интеллектуальный заряд, посетовала/помечтала – вот бы устроить нечто похожее на нашем ТВ! Фантастика… После автограф-сессии (а покупателей было достаточно) фантасты ещё часа полтора общались в «собственном соку». «Как на мини-конвенте побывал» – высказал позже общее мнение один из них.


 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛА И ДУХА

 

Летом 2011 года в малом ивановском издательстве «АртХаус» братья Шуйские опубликовали остросюжетную фантастическую повесть «Кладоискатель» – о кладах, необычных человеческих способностях и загадках истории. Назвать повесть отличной, что предполагает отличие от прочих, нельзя – она полностью в основном русле приключенческо-фантастических книг с давними традициями, но в традициях этих написана замечательно! То, что вышла книга малым тиражом в неизвестном издательстве, – лишь свидетельство избытка предложений в издательствах известных.

На яхте олигарха Павла Кагановича совсем не по своей воле оказывается тридцатитрёхлетний Владимир Калинин – экстрасенс, видящий сквозь… всё! Неагрессивный и нежадный, получил он своё особенное зрение неожиданно, после травм и болезней. После первого сеанса «всевидения» чуть не умер, но потом постепенно попривык. И стал наш нищий соотечественник, что вполне предсказуемо, кладоискателем. Потому и нужен олигарху, который вроде бы хочет «мир преобразовать». Нужны ему сокровища затонувших испанских галеонов – ну так находит их «русский Владимир», куда ему деваться…

Выстроена повесть нелинейно – тут и отступления в прошлое, и информация из Интернета, и экономика с политикой. Чуть об Иванове, «смешном городе», побольше – о таинственном кольце-печатке, изготовленном пять миллионов лет назад. «Лав-стори» (это естественно) оригинальностью не отличается. Глава первая заканчивается интригующе (как и все последующие) – очередным похищением Калинина, на этот раз израильской разведкой «Моссад». Кольцо «с Химерой» ещё больше усиливает способности Владимира, и теперь он соглашается искать символ иудейской веры Менору – светильник из таланта (36 кг) золота, изготовленный чуть ли не самим Богом… А может – и пришельцами! Израильтяне делают ему лицо «породистого киноактёра», Химера с таинственного кольца в очередной раз спасает от гибели и ведёт на поиски «главного клада» – не руками сделанного… А попутно Владимир находит библиотеку Ивана Грозного и нужную ему книгу «Анахарсис», размышляет о том, «как тяжело больна эта страна» (Россия то есть). Сюжет всё более закручивается: трёхметровые гиперборейцы, знаменитый Тесла и его «супероружие», политические игры с отделением от России Дальнего Востока и ядерным ударом Пакистана по Индии…

В то же время и психологизм с философическими всплесками проступает явственней. Не сокровища нужны людям, не только сокровища, нужны как всегда ответы на извечные вопросы: кто мы, откуда… Химера, оставляя подсказки, ведёт Владимира к цели, пока не совсем ясной. Тот всё более становится кем-то «иным»… «Я нашёл» – восклицает он, но вот тут и «конец первой книги»!

Написали эту занимательную повесть, которая и задуматься о жизни современной вполне может подтолкнуть, двое известных шуян, что и подчёркивает их псевдоним. Идею и сюжетные повороты в основном предлагал депутат Областной Думы Владимир Мальцев, за «литчасть» отвечал редактор сетевой газеты «Без купюр» Вадим Бочкарёв. Без сомнений, и тот и другой и вместе они справились с поставленными задачами.


 

ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО

 

Осенью прошлого года в Областной библиотеке для детей и юношества состоялась творческая встреча с поэтом и прозаиком из Кинешмы Натальей Менендес. Талантливым человеком с не совсем обычной биографией – «испанкой от русской печки», как называет себя Наталья Мануэловна. Поводом послужил как юбилей, так и несомненные успехи на литературной ниве. После двух сборников стихов, вышедших за предыдущие несколько лет, Менендес только в 2012 году опубликовала сборник рассказов «На перепутье» и две совершенно разноплановые повести в столичном журнале, и это ещё не всё.

Выступление «виновницы» было эмоциональным, рассказ о жизни и творчестве получился очень интересным – рассказать было что. Ведь отцом её стал в начале пятидесятых годов один из тех испанских мальчиков, что прибыли в Союз в 1936-м, когда на их Родине разгорелась гражданская война.

О судьбах испанских детей рассказывается в повести Менендес «Разведённые мосты», увидевшей свет в первых номерах питерского журнала «Писатель ХХI век». Повести не документальной, но имеющей в основе жизнь её отца и его хорошей знакомой: Мануэль прожил в СССР двадцать лет, Элоина так и умерла в Петербурге. Детдом в Ленинграде, война, эвакуация в Тбилиси, работа на текстильном комбинате. Мануэль стал заниматься акробатикой, встретил симпатичную девушку Валентину. «Кто не мечтал встретить ту единственную свою половинку? И мало кто в этой жизни не ошибся, не разочаровался и не расставался со своими любимыми» – строчки из повести. Семейная жизнь не заладилась, когда пришли другие времена и «хрущёвская оттепель принесла испанцам долгожданную возможность вернуться на родину», Мануэль в 1956 году отплывает из Одессы, полный надежд – ведь он неплохой спортсмен…

А маленькая Наташа – не в повести, уже в действительности – остаётся на руках бабушки, а затем – дальней родственницы, которую с любовью теперь и называет «бабушкой». Непросто жить было, но выросла девочка в симпатичную девушку, писала стихи, закончила медучилище. Пятнадцать лет проработала медсестрой, заочно окончила истфак, вырастила детей, преподаёт общественные дисциплины в медицинском колледже. Сумела добиться и давно желаемого, в 2003-м опубликовала первые стихи, выпустила сборники «Перекрёсток Вселенной» (2007) и «Песочные часы»  (2011). А в третьем номере того же «толстого» журнала опубликовала ещё повесть. «Усмешка звезды» называется, да с подзаголовком «Фантастика». В юности Наташа любила читать фантастическую литературу, отразилось это чувство уже в зрелые годы. Хотя даже в фантастической повести пишет она прежде всего о любви. Перипетии отношений Ники и Юриса развёртываются на масштабном фоне событий непростого ХХХI века, через тысячу лет! Люди живут по полтораста лет, алкоголя не употребляют, «национально-расовая принадлежность давно отменена», но русский – основной планетарный язык, известны уже и инопланетные цивилизации… Красота? Да не совсем, ведь сущность человеческую трудно перебороть – интриги, манипуляции… В прошлом – Катастрофа 2513 года, в 3013-м роль русских в спасении планеты все остальные стараются приуменьшить… Описание жизни в возможном будущем достаточно рельефно, а вот изображение «научно-технических» деталей (аэрлёты, энергопояса, киберы) – достаточно наивно. Но повесть-то и не об этом; о том, что соединяет-разделяет людей, хоть сейчас, хоть в придуманном будущем. «Как жить дальше?» – вопрос вековечный. «Сможем ли мы разрушить то непонимание и неприятие, которое внутри нас? В чём он, промысел божий?»

Патриотичность и православность явственно проступают и в «Непридуманной сказке» Менендес, опубликованной в кинешемском литературно-поэтическом сборнике «Смутное время диктует строку» (2012). О смутном времени, когда шёл к Кинешме «грабитель» Лисовский, да воевода Бобарыкин дал ему отпор. «Непридуманная сказка – потому и грустная» – пишет Менендес в конце её… В непридуманной жизни нашей весёлого ещё меньше. И творчество писательницы «весёлым» не назовёшь, но её истории прошлого и будущего достойны читательского сопереживания, надежду на лучшие времена они оставляют.


 

ИСКАТЕЛИ ИДУТ НА ГРОЗУ

 

Почему люди книги пишут? Если отбросить основные для большинства пишущих стимулы – желание увидеть своё имя на обложке, деньги и графоманию, – остаётся ещё желание высказать наболевшее и потаённое, «городу и миру» сообщить – может, высказанное ещё кому-нибудь нужно и важно…

Повесть «Остров яблок» братьев Шуйских, увидевшая свет в Шуе в самом конце прошлого года, – отнюдь не прямое продолжение «Кладоискателя», но некой «сверх-идеей» связаны книги накрепко, хотя понимание этого приходит совсем не сразу. И герой другой – Николай Куйбышев, директор рекламного агентства, неудавшийся учёный-метеоролог, но развивающийся человек-феномен. И стиль другой, постоянные «скачки во времени и пространстве» не всем по нраву придутся.

Николай спасает – не совсем понятным образом – парапланеристку Надю, тут-то всё и закручивается! «Ветер, ветер, ты могуч…» – не зря же Александр Сергеич написал некогда. «Братья» с ним согласны, «ветер – это гораздо более сложная штука, чем все думают». Мистраль, курилка, хуракан… Именно при движении воздушных масс Куйбышев извлекает «из воздуха» колоссальную энергию, при «пересечении физики и психики» получается такое «сечение», что ой-ой!

Естественно, феноменом интересуются спецслужбы, описанию их работы посвящён немалый «кусок» повести (что отвечает современному положению вещей). Это уступка «законам жанра», но «почти философских» рассуждений на темы истории, религии, политики, физики Вселенной не меньше. Места действия и даты скачут, но мысль с одного на другое перескакивает редко, держится в кильватере идеи – современный мир потребления, пронизанный цинизмом и неверием, – тупиковый путь развития общества.

Постепенно проявляются связи Куйбышева с кладоискателем Калининым (интересные фамилии выбрали авторы для героев). Если прочитал четверть книги, бросить чтение вряд ли возможно – хочется узнать, что же дальше-то будет. Конечно, без недочётов и «перегибов» не обошлось, но это естественно, когда автор(ы) говорит о наболевшем. «Наука слепа» – заявить такое сейчас модно, но что другое в наш рациональный век «прогресса и прогрессивки» может науку заменить? Да, учёные в большинстве своём «слепы» и неразумны, но наука-то… Приверженцу «умной фантастики», мне резануло взгляд такое высказывание: «стругацкий бред, ефремовский бред, наука как смысл жизни…» – это несерьёзное упрощение действительного положения вещей! И относительно творчества писателей, а уж тем более относительно их образа мыслей.

С таким утверждением спорить не стану: «Самые лучшие – непременно жертвы». Хотя связку звеньев Калинин-Куйбышев в большой цепи вести от самого Христа «постеснялся» бы. Фантастики в повести достаточно без этого: и весь оружейный плутоний на планете превращается в свинец, и обычные снаряды Николай разрушает ещё в полёте. Но эта фантастика роль играет подчинённую (хорошо, что не развлекательную). Мысль главная – были, есть и будут в мире «искатели»! Пока они «так и не смогли ничего объяснить» человекам, но дело их, несмотря на косность окружающего мира, совсем не бессмысленно. И «победа мысли» возможна только за ними!


 

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

 

Выходила лет десять-пятнадцать назад в нашем городе интересная газета, «Будни-2» называлась. Чем была хороша? Публиковала местных литераторов в разделе «Алконост». Весной 1997 года там увидела свет повесть Александра Горохова «Лесные хроники», обратившая на себя внимание читателей явной «нереалистичностью» изображённого. В следующем году в той же газете появилось несколько рассказов молодого автора, журналиста по роду деятельности, как фантастических, так и сугубо реалистических. И всё… Но не навсегда.

Прошлым летом в издательстве «Иваново» вышел из печати солидный сборник прозы солидного шеф-редактора еженедельника «Иваново-Вознесенск» Александра Горохова «Там и Здесь», содержащий четыре повести и шесть рассказов, написанных в те удалые девяностые. Во вступлении автор, будто оправдываясь в чём-то, объясняет, что книгу написал «молодой человек из прошлого века», что сейчас-то он «фантастический мир оставил», серьёзным человеком стал. И никакого раз/троения (поэт, прозаик, журналист) более не наблюдается…

Открывают книгу «Лесные хроники», здесь получившие ярлычок «Фантастическая повесть». Это правильно – сразу настраивает на «историю с воображением». Иначе Лес (с большой буквы) и вахлаки (что как люди, «а зрачков в глазах нет») с их неистребимой тягой к «богу в банке» могут вызвать недоумение – где это, кто это? А это – другой мир, небо «циановой окраски», Лес (который и не лес вовсе, дереву убежать здесь – нечего делать). Многое как на Земле: президент, революция, повстанцы… Капитан Селестэн, всерьёз не относящийся ни к чему, комиссар Элем, жаргон солдафонский, бардак вселенский…

Но тут в повествование вторгается совсем уж непонятное (до поры, до времени): некая Мониторная, Учитель, управление событиями… После переворота президентом становится бывший повстанец, Селестэн теперь партизанит. Тут «фантастичность» проявляется на сто процентов – всё это «игра», организованная некими «высшими» существами-цивилизаторами как «курсовой проект-макет» (всего лишь) двух студентов-недорослей! Но тут Лес – совокупность графов, «чёрная дыра в миниатюре», выходит за пределы ограничений, наложенных богами-недоучками – совсем неожиданно для них. «Что-то щёлкнуло в небе… Мы услышали, как разговаривают боги…»

В юности Горохов увлекался фантастикой, влияние прочитанного, естественно, сказалось на построении повести. Он и сейчас не скрывает: «Мои кумиры – братья Стругацкие. Прочитал у них всё. И всё очень понравилось. Это великолепная литература, напрочь разбивающая миф о фантастике как о низком жанре. Любимая книга – «Хромая судьба», очень биографичная. Отсюда и моя манера переплетать вымышленные ситуации с абсолютно реальными рассказами из жизни».

Повесть-фэнтези «Там и Здесь», написанная в 1997–2001 годах, – стопроцентная фантастика, но и тут автор без «объяснительных» обойтись не смог. Мол, «я не любитель Толкиена, но…» Да что тут объяснять – хорошая проза! Пусть развитие сюжета достаточно предсказуемо, но приключения героя-человека в мире эльфиек, дриад, русалок и прочей «нечисти» выписаны вполне тщательно и ясно, обещанных в аннотации «перемещений во времени и пространстве» масса, собственный стиль просматривается. Элементы пародии есть, и к месту – иронический взгляд на «фэнтезятину» сейчас лишь обостряет впечатление. Как и рифмованные (слегка) «пророчества» в тексте.

К сожалению, повесть всё же несколько вторична, и окончание её оставляет ощущение «скомканности» – надо же было как-то заканчивать «историю»… Следы влияния несомненны, сам автор отмечал при комментировании: «Образец фэнтези я нашёл в саге «Ведьмак» Анджея Сапковского. Живые образы, а не только антураж, интересная психологическая книга, и литература отличная».

Две фантастических повести занимают более половины книги, да и в других произведениях фантастика роль кое-какую играет. В «повести о безвременье» под названием «8 декабря» (1996-1997) – вроде бы совершенно реалистической – рассказывается о событиях жизни пьяницы-компьютерщика в разные годы его жизни, даже 1998 (тогда ещё будущего) года! «Роман-детектив» о вольной студенческой жизни середины девяностых опять же «нереален», ведь автор «увлёкся событиями, происходившими исключительно у него в голове».

Реалистичны в строгом смысле слова в книге только один рассказ да три коротких «зарисовки» из жизни. «Запылённый велосипедист» (1993) для тогдашнего двадцатилетнего студента написан совсем неплохо, да и финал… оригинален. «А вы говорите: Флобер, Флобер…» «Команданте» сначала вроде бы довольно точно «рисует жизнь», но вдруг в неё вторгается «странное»… Девчонка в зелёной курточке, или «чужой»-суперагент? Тут в полной мере воплотились авторские задумки совмещения абсолютно реального рассказа из жизни с необычайным (и даже страшным)…

Приведённые на обложке книги высказывания коллег-журналистов ни в коей мере не льстят автору. «У Александра Горохова хорошая проза». Так оно и есть. Будет жаль, если он не последует призыву писателя Игоря Жукова вновь обратиться к литературному творчеству.


Валерий ОКУЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования