Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 01.02.2013

Стимул жить и творить

Практически все российские премии в области литературы год от года подвергаются нещадной критике. И, как правило, не без оснований. Одним из самых принципиальных критиков «Русского букера» и «Большой книги» уже много лет является главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Автор «Козлёнка в молоке» упрекал эти премии за поддержку сугубой экспериментальности в литературе, за вкусовщину и оторванность от народа, за привечание однобоко либеральной идеологии и отторжение национально ориентированных произведений, за ограниченность круга претендентов в основном столичными писателями, за презрение стержневых традиций отечественной литературы и, наконец, за полное игнорирование национальных литератур России и ближнего зарубежья, переводческой работы. До последнего времени, по признанию Полякова, оппоненты на всё это ехидно спрашивали: «А как надо?»

«Вот мы и показали, как надо!» – было сказано в завершение церемонии награждения победителей премии имени Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству», которая состоялась 23 января сего года Атриуме государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке.

Напомним, что Литературная премия имени одного из основателей и первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига была учреждена в 2005 году к 175-летию издания. Изначально премия замышлялась как сугубо редакционная, присуждаемая авторам издания; однако в прошлом году она стала не только общероссийской, но и международной. А главное – с 2012 года премиальный фонд «Золотого Дельвига» кардинально увеличился – до 7 миллионов рублей! Таким образом, на сегодняшний день это самая «денежная» литературная премия в России.

Что же конкретно «показали» Юрий Поляков с соратниками? Каких обазцово-показательных лауреатов они нам представили?

Показателен, конечно, уже сам лозунг премии: «За верность Слову и Отечеству» (а не за «новшества», к примеру). Показательно в смысле приверженности традициям и то, что вели церемонию Дельвиг и Пушкин (актёры, загримированные под двух друзей-поэтов, основателей «Литературной газеты»), а в самом начале и в самом конце вечера прозвучали романсы на стихи А.Дельвига (в том числе знаменитое «Соловей мой, соловей...»). А кого же поощрили?

Сначала молодёжь – так называемый «Литрезерв» (диплом и двести пятьдесят тысяч рублей). Кстати, каждую премию вручали различные, более или менее известные, но непременно весомые и значительные в литературно-книжной сфере, люди. Лауреат премии «Поэт» Евгений Рейн наградил Владу Абаимову из Оренбурга за книгу стихов «Выжженная полоса», «ярко отразившую патриотические настроения молодого поколения». Анастасия Орлова из Ярославля (за дебютную книгу «Яблочки-пятки», «возрождающую традиции поэзии для самых маленьких») получила премию из рук известного писателя, бывшего ректора Литературного института Сергея Есина, который заметил с трибуны, что нынешняя премия, «к счастью, нарушает сложившийся» у нас порочный «баланс приоритетов в литературе» и добавляет в нашу культурную жизнь справедливости. Последним «литрезервистом» года оказался Антон Лукин из нижегородского села Дивеево (трудно не заметить ориентацию на «широкие просторы» Родины) за книгу рассказов «Самый сильный в школе», «развивающую уникальное наследие «деревенской» прозы».

Затем настал черёд первых премий – собственно «Золотого Дельвига» (золотая медаль и миллион рублей). Председатель комитета Госдумы по культуре режиссёр Станислав Говорухин наградил одну из основательниц «русского фэнтези», очень скромную на вид Марию Семёнову (не только за книгу «Там, где лес не растёт» из историко-героического цикла о Волкодаве, но и «за исследование и творческое обогащение славянской мифологии»).

Затем пошутили ведущие: «Александр Сергеевич, ты слышал когда-нибудь, как твои стихи звучат по-аварски?» – «Никогда». – «Сейчас услышишь...» Фрагмент стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» на аварском языке прочёл дагестанец Магомед Ахмедов. А перед этим (как выпускник Литинститута) получил за стихи последних лет и переводы русских классиков премию из рук нынешнего ректора Литературного института Бориса Тарасова, при этом по-кавказски красноречиво заметив, что награда эта предназначена всему дагестанскому народу от дружественного русского.

И, наконец, последнюю «золотую» премию вручила руководитель МХАТА им. Горького Татьяна Доронина «безгранично дорогому её сердцу, истинному писателю земли Русской», выходцу из поморских, ломоносовских, мест Владимиру Личутину «за исследования национального характера и духовной природы русского человека» в книге очерков «Душа неизъяснимая»: «Ну вот, получил Антона на шею... Груз тяжёлый, но сладкий. Мистически необыкновенно, что среди множества людей, которые бы желали этого Антона на шею, вдруг выбрали меня, простого русского человека». Личутин произнёс, пожалуй, самую длинную и по-писательски яркую речь из всех лауреатов, которая в основном свелась к воспеванию нынешней «Литературной газеты», по его мнению, едва ли не единственной газеты, «отстаивающей интересы государства и интересы народа».

Среди лауреатов второй премии («Серебряный Дельвиг» на грудь и пятьсот тысяч рублей) первой наградили антологию «Поэты «Сибирских огней» – «за верность классической традиции русской поэзии и творческое развитие евразийских идей». Принимали премию составитель антологии, главный редактор журнала «Сибирские огни» (Новосибирск) Владимир Берязев и издатель Алексей Ивантер. Берязев удивил всех исполнением на варгане «гимна» «от азиатской России, где сегодня находятся все главные богатства страны», в честь «Золотого Дельвига» и «Литературной газеты». Среди утончённых романсов, благородных звуков рояля и классического пения эта алтайская (или тувинская) экзотика воспринималась своеобразно.

Кроме того, «Серебряного Дельвига» получил критик Сергей Беляков за монографию о выдающемся учёном «Гумилёв – сын Гумилёва» (вручал руководитель Федерального агентства по печати Михаил Сеславинский, лично высоко оценивший эту работу); Юрий Архипов «за новые переводы произведений Франца Кафки и выдающийся вклад в отечественную германистику» (Архипов одобрил верность нынешней «Литературки» дельвиговской идее «не отгораживаться от западной культуры», а вручавший ему премию гендиректор изд-ва «Молодая гвардия» Валентин Юркин заметил, что в серии «ЖЗЛ» готовится к изданию новая биография Ницше авторства Юрия Архипова).

«Серебряный Дельвиг» достался также Юрию Кабанкову (Владивосток) за стихи последних лет и религиозно-философскую эссеистику, собранную в книге «…И ропщет мыслящий тростник», Юрию Нечипоренко за «плодотворное развитие лучших традиций отечественной детской и юношеской литературы» (книга «Смеяться и свистеть») и Юрию Козлову за роман «sВОбоДА» и «оригинальное художественное исследование жизни современной России» (премию вручил народный артист России Евгений Герасимов). Козлов, на мой взгляд, сказал самые верные слова, просто и ясно отражающие смысл новообразовавшегося «Золотого Дельвига»: «Благодаря этой премии у всех писателей России появился дополнительный стимул жить, творить и надеяться на получение награды».

Были ещё и специальные дипломы (не знаю, какими суммами они сопровождались): Галина Преображенская – за большой вклад в отечественную музыкальную культуру и популяризацию русского романса, Владимир Ванеев (Южная Осетия) – за книгу «Белые облака на чёрном небосклоне», Алесь Кожедуб – за книгу «Дорога на Москву» и укрепление культурных связей между Россией и Белоруссией, Лия Иванян (Армения) – за книгу «Трансформация» и укрепление культурных связей между Россией и Арменией. А также Борис Кейльман, Виталий Шабанов и Александр Городницкий – по совокупности заслуг. Относительно последних дипломантов, которых награждал актёр Владимир Конкин, следует пояснить, что они являются подвижниками знаменитого Грушинского фестиваля авторской песни, который, между прочим, в этом году пройдёт на волжских берегах уже в 40-й раз.

В связи с этим, а также со многими замечательными романсами, которые прозвучали в тот вечер, мне пришла в голову мысль: наверное, неплохо было бы, если б в будущем организаторы премии поощряли и тех людей, которые создают и исполняют песни на хорошие, настоящие стихи (и классиков, и современников), приближая тем самым качественную, подлинную русскую поэзию к слуху и сердцу соотечественников. Для сегодняшнего времени это очень важно. Пусть бы выдвигались на премию новые альбомы (диски) с самобытными, талантливыми, проникновенными песнями (не обязательно романсами) «на стихи...» и получали бы вознаграждение за такую вот пропаганду русского Слова. Правда – была бы достойная номинация...


Евгений БОГАЧКОВ
Фото автора




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования