Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 01.02.2013

Ещё одна ложь

Стены, выкрашенные в мрачный тёмный цвет, придают небольшому залу ещё большее сходство со шкафом. Через двадцать минут спектакля в шкафу, как в Гарри Поттере, открывается вход в другое пространство, широкое и колоритное. Шкаф уже не шкаф, а Барселона с башнями-колокольнями La Sagrada Familia, похожими на причудливые замки из песка, цветущими деревьями и морем. В таких роскошных декорациях (сценография Петра Окунева и Ольги Шаишмелашвили) разворачивается действие спектакля известного режиссёра Глеба Панфилова «Ложь во спасение», поставленного по мотивам пьесы Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». Это четвёртая постановка киномэтра в Ленкоме. Пьеса, написанная для бенефиса супруги.

Героиня, вокруг которой закручивается немыслимая «благая ложь», – бабушка, в исполнении Инны Чуриковой. Её одной было бы достаточно, чтобы билеты закончились ещё за полтора месяца до премьеры. Как и в «Аквитанской Львице» и в «Городе миллионеров», её героиня сильная, умная, гордая женщина. Она и «умирает стоя». На сцене блистает народный артист России Виктор Раков, долго проработавший в театре и кино с четой Панфилов – Чурикова. Ирина Серова в роли Хеновевы на протяжении всего действия своим смехом заражает зрителей. Плеяда молодых талантливых актёров плетёт ложь вокруг бабушки, жизнелюбивой аргентинки, которая сама влюбляется в ложь и, раскрыв её, остаётся на стороне вымысла. Иллюзия становится дороже правды. Увы, она слишком поздно осознаёт ошибку. Драматизм усиливает музыкальное решение режиссёра, живые звуки либертанго Пьяццоллы идеально соответствуют пьесе.

Панфилов создал симбиоз из мира кино и театра, что-то вроде киноспектакля, причём вышло это у талантливого режиссёра органично и современно. У него игру актёров на сцене снимает свой режиссёр, а по бокам на мониторах можно видеть актёров крупным планом. Такая мультимедийная постановка, выдумка внутри выдумки, кино внутри спектакля. Подобные межжанровые постановки даёт также Андрей Кончаловский. У Панфилова режиссёр – это теневой персонаж спектакля, но он как раз придаёт вечному вопросу о лжи какую-то особо острую актуальность. В спектакле два таких ярких авангардных штриха: когда один из главных героев удаляется, становится заметно, что всё это время на краю сцены сидел режиссёр. Он уже доедает свой гамбургер, шелестит пакетами из фастфуда и звучно прихлёбывает колу. Акцент смещается с потери бабушкой внука на трагичную потерю ориентиров, ведь семейная драма становится сюжетом для увлекательного и прибыльного реалити-шоу. Это наталкивает на мысль, что сейчас медиа уже незаметный привычный атрибут, по ТВ скоро покажут смерть в прямом эфире с онлайн трансляцией в Интернете. Следуя логике постмодернистов, медиа уже не влияют на этот мир – они его определяют. Вторая деталь – это танец бабушки с её мёртвым внуком. Сюрреалистичный танец Чуриковой с мертвецом под тревожные звуки Пьяццоллы. Это ей приснилось или он на самом деле мёртв? А если мёртв, как он может танцевать? В пьесе Касоны внук остаётся жив, Панфилов его решил «убить», дабы ответ на вопрос, может ли ложь быть спасительной, стал ещё очевиднее. Спектакль заканчивается пламенным монологом псевдовнука, который также является директором благотворительного фонда, о лжи, об истине, о благотворительности, превратившейся в отлаженный бизнес, о болезнях современности.

Надо признать, что сюжет пьесы Касоны беспроигрышный, это и делает её популярной и в советское время, и в настоящее. В ней есть самые неожиданные перипетии: великая любовь, фальшивые письма, гибель внука на потонувшем корабле и возвращение, вспыхнувшие чувства между псевдовнуком и его псевдоженой – смех, слёзы, авантюры. Поставить такую пьесу не увлекательно – сложно, и ещё труднее такой захватывающий сюжет поставить «интеллектуально». Панфилову это удалось.


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования