Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 08.02.2013

Хоть видно камни – не достать до дна

В столичном «Библио-Глобусе» состоялась презентация свежей поэтической книги Максима Лаврентьева «Видения земли», которую составили «маленькие поэмы» и избранные стихотворения. Среди неуютной московской слякоти и ненастья, в самом центре столицы в течение часа горел очаг внимательного, дружеского сомыслия и сочувствия. Не всякие стихи и не каждый автор способны зажечь и поддерживать такой очаг. У Максима это получилось.

По замыслу хозяина и благодарного виновника встречи некоторые из тех, кто уже успел ознакомиться с «Видениями земли», высказывались о книге, сам же он время от времени читал из неё стихотворения по выбору собравшихся. Надо сказать, на этот раз среди дружеского кружка любителей поэзии оказались люди очень неординарные, талантливые, и послушать их было одно удовольствие.



 

Первым выступил писатель Сергей Есин, ненадолго заглянувший гостем на этот огонёк. Бывший ректор Литературного института, когда-то принимавший Максима на работу, неожиданно процитировал главку из байроновского «Дон Жуана»: «Прозаик любит белый стих, но я / За рифму, дело мастера боится! / А у меня запас всегда готов / Сравнений, и цитат, и острых слов...» – и заявил, что «в каком-то смысле – это про Максима»: «Он, как ни странно, традиционалист. Но в отличие от очень многих традиционалистов, которые в моих глазах имеют меньшую ценность, он ещё и поэт настоящей и точной мысли».

Выступавшая следом Вера Калмыкова поблагодарила Максима Лаврентьева за книжку «не только потому, что в ней амечательные стихи, от чтения которых получаешь новый для себя внутренний опыт, но ещё и за то, что здесь так ненавязчиво, так изящно и так артистично говорится о мировоззрении человека, живущего в городе сегодня, в XXI веке, и переживающего все те неврозы, которые нам всем свойственны...». Поэтесса напомнила, что если у Пушкина, к его счастью, «соперником в гармонии» были «шум лесов», «вихорь буйный» и другие замечательные собеседники, то сегодня соперником поэта в гармонии является город и социум, «а это соперники очень жёсткие и очень нелицеприятные, и с их гармонией соперничать крайне сложно – можно слететь в пошлость. Максим же удерживается».

Затем настало время трогательного взаимного признания Максима Лаврентьева и Марины Степновой (автора романа «Женщины Лазаря», получившего недавно премию «Большая книга»). Оказывается, они «влюбились друг в друга с первой строчки». «Почему такая редкость сейчас найти такого прекрасного поэта со своим голосом?» – спрашивает писательница, и тут же сама отвечает: «Потому что Интернет нам доказал, что хорошо писать умеют миллионы. В том числе и стихи (как в набоковской «Красавице»: «С пугающей лёгкостью писала стихи о чём угодно...»). Однако хорошо писать – не достаточно, нужно ещё что-то – чтоб Господь Бог поцеловал тебя в маковку, чтобы на общем фоне истинный талант уединился. И когда ты такого поэта находишь – это совершенно невероятный и удивительный подарок, и он сразу попадает в некую такую высшую лигу, которая у каждого своя. И у меня, конечно, Максим в эту высшую лигу улетел сразу. От его стихов мурашки бегут по коже – это верный признак».

По признанию самого поэта, большинство его «эстетических пристрастий, если говорить о современной литературе, лежит скорее – в прозе». И одним из близких ему в этом смысле авторов является Александр Трапезников. Трапезников сказал несколько слов о «маленьких поэмах», составивших первый раздел книги: «У меня родилось такое ощущение, что они близки ассоциативно к «маленьким трагедиям» Пушкина. В одной из этих «маленьких поэм» дано такое определение поэзии: «Прозрачность в ней важна и глубина: хоть видно камни – не достать до дна». Это то, что отличает поэзию золотого века. Кажется, что Максим какими-то незримыми нитями связан с Пушкиным, Боратынским, Тютчевым...».

О своеобразном «анахронизме» Максима Лаврентьева говорил и Сергей Арутюнов: «Казалось бы, действительно, не то время, не тот век, совершенно неуместно появляются эти стихи, как будто сошедшие со страниц книг XIX века... Но с течением времени я понял важную для себя вещь: стихи образуются, как им угодно, когда им угодно и в соответствии с тем, куда как раз НЕ течёт время – они всегда противоположны ему. Те стихи, которые следуют за временем, говоря державинским слогом, «река времён в своём стремленье уносит»... Строки же Максима – это те самые стволы, которые встали в распорках к узким берегам реки времён. Эти строки пытаются остановить нас, замедлить нашу суету, обратить нас к вещам, которые, к сожалению, осознаются нами не каждый день...».

Поэт более старшего поколения Валерий Лобанов отметил, что Максим «из тех редких поэтов, у которых всегда есть содержание. Не фабула, не литература, а то самое глубинное содержание, которое можно, наверное, назвать просто глубиной».

Были на вечере и представители учёного сообщества. Так доктор филологических наук, Елена Зейферт поделилась тем, что, когда даёт своим студентам список авторов нового времени на выбор, примерно половина из них добровольно желает изучать Максима Лаврентьева («а молодых людей не обманешь!»).

Юлия Качалкина явилась дружественным послом крупнейшего издательства «Эксмо», книгами которого заполнены 90 процентов магазинов страны. И у неё, как у человека «делового», оказался свой взгляд на достоинства «Видений земли». По её мнению, само название книги «настолько скромное, спокойное, что, если вы пройдёте по книжным рядам, вряд ли выцепите его взглядом. Но зато, если вы возьмёте эту книгу в руки, то поймёте, что это некий призыв к восстановлению спокойствия в собственной жизни, к гармонии. Когда ты всё время живёшь на бегу, берёшь такую книгу, прочитываешь одно-два стихотворения – и тебе становится хорошо, как будто ты принял особенный духовный витамин. А уж поэмы – это, наверное, целые витаминные комплексы».

«Замечательный переводчик, небанальный литературовед и пушкинист (хотя сам терпеть не может пушкинистов)» – так Максим представил Владимира Козаровецкого, который тоже говорил о времени, но в свою очередь отметил удивительное чувство современности в поэзии Максима Лаврентьева: «Строки, которые полностью передают моё ощущение в жизни и литературе:

 

Мы вышли из тени на свет,

И стало понятно – нас нет...

 

Это очень точное описание моего поколения шестидесятников, от которого, казалось бы, Максим далёк. Но это и очень точное описание самого нашего времени».

Так, в конце концов, круг замкнулся, и устами друзей-ценителей, прозвучало, что поэзия Максима Лаврентьева, несмотря на всю свою приверженность традиции и всю ощутимую связь с золотым веком, оказывается предельно современной.


Евгений БОГАЧКОВ
Фото Анны АЛЕКСАНДРОВОЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования