Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 15.02.2013

Лезгинка и танцы гламура

Несколько мыслей о национализме

 

 Этническое многообразие любого государства – его богатство и, одновременно – непреходящая головная боль. Гипотеза, столь же правдоподобная, сколь и затасканная в многочисленных диспутах. Однако события, произошедшие за последние два-три года как в Российской Федерации, так и вне её пределов, поставили под сомнение первую часть хрестоматийной формулировки. Удивительно, но даже в годы первой и второй чеченских кампаний СМИ не разворачивали перед россиянами в столь недвусмысленном виде проблему возможного системного противоречия этнических культур, стереотипов мышления и поведения различных народов.

В общей парадигме национальных отношений СССР и РФ напрочь отсутствовала субъектность этих самых отношений – попросту говоря, в сумме интересов государства наличие этносов не учитывалось. Необязательным было и знание их проблем, воплощавшееся в вопиющей некомпетентности и безграмотности федерального чиновничества – к слову, в 1993-м, через два года после несостоявшегося раздела Кабардино-Балкарии, Миннац РФ присылал её правительству официальные письма с весьма странными адресатами: «Президенту Кабардинской, Премьер-Министру Балкарской Республики». Последней скандальной «отрыжкой» подобного, откровенно иерархического, понимания статуса народов было высказывание Митрофанова, заявившего, что если чеченцам не нравится жить в России, неплохим вариантом будет их физический исход с её территории, – напомним, что сегодня этот человек возглавляет соответствующий комитет Госдумы.

Нынешние речи публичных деятелей намного более политкорректны, а самым употребляемым словосочетанием телевиденья и других СМИ стало «национальная политика». Это понятно – в условиях России отсутствие заявленных позиций в этой сфере для любых лиц или партий – неотвратимый общественный суицид, как показал нам опыт «Яблока». И это тоже правильно, ибо вполне вероятно, что анализ вопросов социального или экономического порядка в большинстве случаев приведёт нас к выводам о том, КАК БУДЕТ существовать Российская Федерация; моменты же, связанные с национальным обустройством, определяют нечто другое, а именно – БУДЕТ ли она существовать.

В речах державных и околодержавных мужей уже – в который раз, правда! – озвучены отсутствие у страны внятной национальной политики и необходимость формирования оной. В дискуссиях политического бомонда и примкнувших к нему «радетелей» провозглашён приоритет интересов государствообразующего народа. В сумбурных лозунгах обитателей небольшого таёжного посёлка устанавливается водораздел между «лесными жителями» и теми, кто, приехав из Дагестана, «наш лес рубят» и, что самое скверное, «деньги зарабатывают». Как итог всех этих усилий по оптимизации межнациональных отношений – в благоспоспешествующих приказах директоров школ упраздняются хеджабы.

 

Каковы же базовые положения, опираясь на которые, предполагается строить большой дом всеобщего счастья и равных возможностей – если уж речь идёт о демократической стране? В предложениях недостатка нет, но, по непонятным причинам, сводятся они к нескольким глаголам повелительного наклонения, как-то: ограничить, сократить, запретить, воспрепятствовать и т.п. Что это? Война цивилизаций, о которой так долго говорило всё прогрессивное человечество, докатилась-таки до России?

 

Именно такой вывод следует из рассуждений сторонников национально-иерархического подхода. В самом деле – светское общество, идущее по пути развития демократии западного типа, с преобладающей ментальностью этноса, составляющего подавляющее большинство граждан страны, с устоявшимися нормами повседневного поведения… Возможна ли, а главное – допустима ли видимая и ощущаемая инокультурная экспансия в пределы этой устоявшейся системы? Ответ известен заранее, и он категоричен – в войнах не бывает обоюдных побед.

Худ. Руслан Цримов
Худ. Руслан Цримов

Поэтому суть нынешних дискуссий – не попытки найти некий разумный компромисс между этничностью, демократической идеологией и эффективным функционированием упомянутого общества. Разговоры сводятся к поиску приемлемых изоляционистских мер. Аргументация генерируется ситуативно и каждый раз весьма убедительно: массовое заклание овец наносит ущерб психике детей, а заодно в корне противоречит принятым морально-этическим стандартам, азан (призыв на молитву) мешает спать, пятничный намаз нарушает движение транспорта и так далее. При этом все эти неудобства доставляются среднестатистическим квартиросъёмщикам, сиречь – жителям г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г… – список можно продолжать, главное то, что, в основном, они – русские граждане светского демократического государства.

Осмыслить проблемы мешает их некорректная постановка. Первый, главный и, пожалуй, единственный вопрос: этносы и их идентификация. Большевизм предусматривал искоренение наций как таковых, и, судя по некоторым статьям В.Ульянова, в первую очередь – русской. Но не преуспел в этом. Достаточное определение же «русскости» человека, помимо языкового, не потерявшее актуальности для РФ и в наши дни, очень просто – православный.

В современных оценках социального и этнополитического состояния государства, вбиваемых в головы россиян всей мощью масс-медийного аппарата, национальная самобытность, лежащая вне русского (православного) поля, трансформировалась в угрозу сущностным устоям общества. Образ азиатского, кавказского «варвара» растиражирован и прочно внедрён в коллективное сознание населения. «Этнические» объяснения – прямо декларируемые или подразумеваемые – любых конфликтных ситуаций в TV-интерпретациях имеют обязательную модель противостояния: «они» (инородцы, нацмены, мусульмане и т.д.) вторгаются в устойчивое традиционное пространство русской нации, нарушая её жизненный уклад и демонстративно противопоставляя свои непонятные и неудобоваримые обычаи и нормы поведения общепринятым в среде абсолютного большинства населения Российской Федерации.

Мифологема настолько привычная, что с её помощью вводят в состояние интеллектуального ступора даже вполне здравомыслящих людей, заставляя их принимать полностью абсурдные версии в качестве аксиом. Например, вышеупомянутая история с запретом хеджабов. Последовательность действий оппозиционных сторон, причины, мотивы, последствия, итоги – всё это рассматривается с разных точек зрения, но суть ситуации трактуется однозначно – столкновение русской и иной этничности-конфессиональности.

Между тем достаточно слегка дистанцироваться от ажиотажных дискуссий вокруг этого случая, и становится понятно – перед нами прямой подлог, облыжная субъектно-категориальная подмена. Стоит вдуматься – на территории Кубанского казачьего войска, в самом подсердечии русской веры, женщина-директор озабочена не чрезмерно короткими юбками, ярким макияжем и глубокими декольте своих учениц, а покрытыми головами и длинными подолами оных. С каких пор и кем платья по щиколотку и завязанный платок исключены из русско-православной традиции? Быть может, в данном случае оппозиция национально-конфессионального толка действительно имела место, но она отнюдь не была противостоянием «русского» и «нерусского». Скорее на хеджабы ополчилась маргиналка, духовная наперсница родителей, умилённо сетовавших в какой-то телепередаче по поводу фантазий своих дочерей, явившихся на выпускные балы, говоря по-крестьянски, не прикрыв срам.

Оставляя в стороне юридическое содержание инцидента, целый год державшего в напряжении всю страну, – неужели Мирзаев, будучи кавказцем и мусульманином, ударил русского православного парня? Будем откровенны – семантика двух ключевых фраз пострадавшего (предложение покататься на игрушечной машинке девушке и самому Мирзаеву) с точки зрения традиционной морали – как исламской, так и христианской – далеко не безобидна. Их последовательность в контексте ситуации ставит под сомнение принадлежность Агафонова к миру православия. Но маргинальному сообществу потребовалось, как минимум, ещё два акцентированных, «от бедра», удара рабочей руки боксёра, зафиксированных видеокамерой, и смерть ещё одного человека, чтоб обвинение «Чёрному тигру» стало наконец-то адекватным.

СМИ представили русскими действующих лиц и другого гротескного сценария – событий, развернувшихся в Кировской области, вокруг так называемой демьяновской лесопилки. Авторы этих строк, к счастью, русских на экране телевизора так и не увидели. С их точки зрения, в конфликте участвовали уроженцы Дагестана и денационализированные люмпены, те же маргиналы – последние, как это ни удивительно, не всегда авантажны.

Сколько искалеченных судеб обманутых русских женщин обнародовано зубастыми феминистками, сколько копий сломано вокруг исламской полигамной семьи! Можно подумать, что в Российской Федерации нет примеров счастливых межнациональных и межконфессиональных браков, и надо полагать, что для большей части эмансипированных «правозащитниц», уже забывших, для чего они вообще явились в этот мир, мусульманский брак куда страшней, чем так называемый «шведский» – движением свингеров, в крупных городах России давно набравшим обороты, они не возмущаются. Они, эти феминистки, суфражистки и все остальные виды новоявленных мадам Кукушкиных, – тоже православные русские женщины? Сомнительно, но почему-то именно они определяют общую тональность при оценке различных типов гендерных отношений.

Агрессия маргинала по отношению к проявлениям этнической аутентичности вполне понятна и объяснений не требует. Так что его ссылки на необходимость «модернизации» общества можно даже воспринимать как акт вежливости. Неясно другое – почему в огромном количестве случаев конфликтного контакта маргинального и национального сознания первому в обязательном порядке приписывается статус «русского»?

На сегодняшний день ресурсы этнической аутентичности практически исчерпаны. Механизмы маргинализации и люмпенизации русского и всех остальных народов РФ запущены слишком давно. В 20-х годах прошлого века, когда первичные формы большевистской концептуалистики полностью исчерпали себя и по стране прокатилась волна больших и малых этнических восстаний (именно этнических, включая и антоновское), стало ясно, что национальная витальность в корне противоречит идеологии коммунизма.

 

С этого момента и до самого распада СССР (что, кстати, и не скрывалось) последовательно проводил унификацию, нивелировку и уничтожение исконной духовности своих народов; некоторым из них повезло меньше – их уничтожали физически. Сожаления по так называемой национальной политике прошлого – не более, чем малоосмысленный популистский бред.

 

Антинациональная политика – да, а в Кабардино-Балкарии, например, начиналась она с запрета на ношение длинных платьев и головных платков старшими курсантками Ленинского учебного городка (ЛУГа) и обязательным участием девушек в различных парадах – уже в спортивной форме. Как известно, некоторые события имеют обыкновение повторяться…

Худ. Руслан Цримов
Худ. Руслан Цримов

Не будем вдаваться в анализ кор-реляций между степенью маргинализации населения и устойчивостью хозяйственных традиций в условиях плановой экономики. СССР почил в бозе. Озвучим итоги активной деятельности Советского Союза за более чем семидесятилетний период, актуализировавшиеся уже в РФ. При наличии выбора, денационализированный индивидуум пот лица своего воспринимает, как не более, чем неудобство. Маргинал – всегда адаптант, он не признаёт безусловных ценностных ориентиров, привязки к традициям, моральных императивов, прочных семейных уз – все они имеют либо этническое, либо религиозное происхождение. В отсутствие жёсткого внешнего контроля, он руководствуется лишь соображениями сиюминутной выгоды и комфортности существования (иногда – «светского», иногда – животного). И в бытийной парадигме народа появляются бреши и лакуны в виде необрабатываемых полей, заброшенных ферм, разрушающихся заводов и фабрик, финансовых организаций, существующих за счёт примитивной или завуалированной экспроприации денежных средств государства и его граждан, управленческих структур, воспринимаемых в качестве коррупционного инструментария и так далее.

Происходящее же при посредстве маргиналов в системах презентации и внедрении социальных стандартов – народном образовании, искусстве, шоу-бизнесе, масс-медиа – иначе как катастрофой назвать невозможно. Разговоры на эту тему уже набили оскомину, поэтому просто кратко охарактеризуем нынешнее состояние дел. Используя терминологию одного действительно русского человека – «ликующий танец победы «гламурной сволочи» на поверженном теле этницизма». СМИ при этом выступают в роли ярко выраженного провокатора.

Народ, наблюдающий секуляризацию своей духовности и бытийности, не может не искать причин и инициаторов этого процесса. С другой стороны, первым ответом этнического сознания на разрушение его генерационных основ является внутренний посыл к консолидации. Однако во всех случаях мы наблюдаем одно и то же: в маргинальной трактовке здоровые этнические инстинкты мутируют и превращаются в замкнутый и порочный круг, перманентно модернизируемый и подпитываемый телевиденьем и прессой. Например, в Москве группа молодых людей, якобы аутентичных кавказцев, открывает стрельбу из окон машин свадебного кортежа. Другая группа граждан разных возрастов, якобы русских, мгновенно переводит происходящее из нормативно-правовой в плоскость межэтнических взаимоотношений. Третьи сплочённо подхватывают волну возмущения из солидарности с предыдущими, так как они, в целом, реальные русские и «наших бьют!» всё ещё остаётся для них одним из основных моральных императивов. Наконец, четвёртые, также реальные представители Северного Кавказа – теперь уже каждый индивидуально – внимательно запоминают все эпитеты и определения в адрес – нет, не участников свадебной церемонии – а народов вообще. И делают выводы.

Ущерб, нанесённый ментальности русского народа за последние сто лет, огромен, с этим спорить не приходится, да и как спорить с девушками в неглиже, танцующими на алтарях – но! Предложения и действия по реабилитации главного этноса Российской Федерации, и, смеем надеяться – других народов, по меньшей мере, вызывают недоумение. К слову, ни для кого не секрет, что область воспроизводства этничности – зона традиционной жизнедеятельности. В России таковой является село. С этой точки зрения представляется очень интересным соотношение долей «социального жилья», возводимого в городах и вне их. Понятно, что организация устойчивого финансового канала для тех или иных целей – дело многотрудное, но разве так сложно переориентировать уже существующий денежный поток? Для этого требуется всего лишь небрежный росчерк пера, что власть предержащие ежедневно доказывают и демонстрируют по всей территории России.

 

«Материнский капитал», призванный поправить демографическую ситуацию. В городах она последние тридцать лет неуклонно улучшается, это даже создаёт впечатление некоторой перенаселённости. Видимо, соображения либерально-демократической казуистики мешают провести границу между дамами, развлекающимися шопингом, и жительницами Сросток или Тимонихи.

 

Но простой взгляд назад показывает, что государству вовсе не обязательно ущемлять в правах несчастных владельцев его имущества. Российская Федерация, будучи правопреемницей Советского Союза, в состоянии вполне официально, не нарушая никаких принципов равноправия, отдать долг крестьянству, до середины 70-х годов прошлого века даже не имевшему паспортов и трудившемуся от зари до зари за галочки в тетради учётчика. Не только в состоянии, но, как бы, и обязана. Что видим в реальности? Сегодня лебеда вновь претендует на вхождение в рацион пахаря, однако аграрии – поголовные алкоголики, зарящиеся на деньги своих детей, а посему – материнскому капиталу в течение двух десятков лет должно надёжно сохраняться в банках ответственных лиц, душой болеющих за возрождение русского и других народов страны.

Герман Стерлигов, быть может, излишне категоричен в некоторых пунктах своей нынешней витальной стратегии, но он безусловно доказал, где именно происходит форсированное возрождение национальной духовности. Однако государство предпочитает вскармливать города. И маловероятно, что умопомрачительные финансовые реки, направленные на строительство вышеупомянутого «социального жилья», будут течь в сторону сельских администраций – именно потому, что они «финансовые». По этой же причине будут сохраняться и возрастать официальные квоты на гастарбайтеров, увеличится и поток нелегальных мигрантов – каждый из них получает меньше реально заработанного и, соответственно, пополняет кошелёк очередного «скорбящего» по России – скорбящего где-нибудь на Тенерифе или на Кипре.

В это же самое время среднестатистическая семья в деревнях средней полосы России и в аулах Северного Кавказа платит от 3 до 5 тысяч рублей за газ ежемесячно, процедура субсидирования и кредитования сельскохозяйственного производства адаптирована под систему «откатов», сбыт продукции из первых, рабочих, рук в конечную точку продаж невозможен, молодёжь бежит в Москву и другие крупные центры, где питается импортными продуктами неизвестного происхождения и качества, и в системе этнических представлений любого народа РФ мотивы и цели действующих лиц этой фантасмагорической пьесы совершенно неясны. Зато они определённо прозрачны для озабоченного судьбами России взгляда маргинала.

Необходимо чётко понимать, что в отсутствие жёсткой политической воли высшего руководства страны положение не изменится, ибо оно вполне устраивает заметную часть населения. Маргинализированные субъекты в настоящее время проживают в государстве, предоставляющем им все блага – каждому на его уровне осознания бытия. Некоторые из них имеют возможность присваивать астрономические суммы и пить вино столетней выдержки где-нибудь на Лазурном берегу, другие, искренне считающие должность лакея во всех её многочисленных проявлениях более приемлемой для себя, чем работу строителя, слесаря или дворника, спокойно дожидаются момента своровать по-крупному в ролях официантов, разносчиков, доставщиков и офисных хламидомонад, третьи довольствуются доступностью алкоголя. Объединяет их одно – все они НЕ ГРАЖДАНЕ Российской Федерации, просто на высшем уровне мечта о паспорте одной из западных демократий уже свершилась, на среднем – находится в стадии реализации, а у люмпенов ещё не сформулирована.

Именно этих людей де-факто поддерживает и плодит государство, именно они чаще всего выступают в качестве инициирующих элементов различных конфликтов, формируя идеологическую и информационную среду, в которой лезгинка на площадях и улицах российских городов волнует народ и власти гораздо больше, нежели отсутствие на тех же площадях и улицах «барыни» или «камаринской». Прикрываясь лозунгами «модернизации», они весьма агрессивно воспринимают любые (даже сугубо презентативные) признаки реальной модернизации этнических сообществ – сколько камней брошено одним, теперь уже известным, ведущим футбольной передачи с глазами взбесившегося суслика в адрес махачкалинского «Анжи»! И, по большому счёту, речь идёт не об отношении к кавказским этносам – ирония и сарказм маргинала, как уже говорилось, направлены на этничность в целом, без деления на «деревню» и «чёрных».

Маргиналу абсолютно безразличны судьбы любых народов, точнее, все формы этничности, неизбежно указующие ему на его личностную неполноценность, вызывают его неприязнь. Но в условиях Российской Федерации попросту выгоднее быть русским, а свою принадлежность к государствообразующей нации легче всего демонстрировать с помощью нападок на проявления иной этничности, будируя и увлекая за собой и тех, чья «жизнь удалась», ввиду регулярного потребления «колы», и тех, кого можно назвать настоящими русскими. Для маргинала это всего лишь ещё один способ выкачивания денег, способ изъятия в личное пользование части общего духовного достояния страны – своеобразное продолжение приватизации 90-х в сфере идеологии.

Поэтому в нынешней России национализм неизбежен, причём национализм, обозначенный, прежде всего, как русский. Он во всём пронизывает все составляющие общественной жизни – в системе взаимоотношений федерального центра и субъектов, в целеполагании общественных движений и политических партий, в карьерных перспективах молодёжи, в учебниках истории, в высокобюджетных и дешёвых фильмах о кавказской войне, в движении скинхедов, в двадцатипятилетнем сроке Черкесова, в истинных причинах освобождения Мирзаева, в достоинстве олимпийских медалей Аккаева и Мехонцева, в репликах женщины-комментатора, некогда болевшей в финале олимпийского теннисного турнира против Динары Сафиной так, словно татарская спортсменка – не россиянка, а инкарнация доктора Геббельса.

 

По этой же причине Российская Федерация не имеет и не может иметь той самой национальной политики, которой посвящена добрая половина телевизионных дискуссий. В конце-концов, суть действий многонационального демократического государства в области строительства межэтнических отношений должна сводиться не к косвенно-принудительной ассимиляции в рамках «светского общества», а к созданию условий равной сохранности и развития каждой этничности, каждого народа.

 

А для этого надо хотя бы вспомнить основные принципы идентификации наций, в частности – русской. Аутентичность русского человека зиждется на ценностях и моральных постулатах христианства. Никому не дано отрицать этого. Обычное право, ритуалистика, эмотивность, психические установки, витальная стратегия – всё это за тысячу лет незыблемости православия было им ассимилировано, образовав особый ментальный тип, который можно охарактеризовать как этноконфессиональный. Так что, памятуя о государствообразующем статусе русского народа, мы должны ещё раз констатировать: оно, это самое государство, Российская Федерация, светским в полном смысле не является. Невозможно отвергать религиозную конституциональность страны, национальную конституциональность основной массы населения которой определяют религиозные параметры.

Признание этого факта поставит наконец с головы на ноги наше общество. Умалчиваемая религиозность государства на деле оборачивается неравенством этническим и конфессиональным, а затем и гражданским, когда на каждой отдельной территории возводится система вертикальных взаимоотношений внутри социума, выстраиваемая с учётом регионального соотношения чисто силовых возможностей отдельных групп населения. И тогда мы видим, как в российской глубинке закрываются чеченские кафе и дагестанские лесопилки, видим, как на юге страны в спешном порядке, за полцены распродают дома русские, а на севере, в Новом Уренгое, проводится умопомрачительная акция раздела России – пока что административного, – уже нашедшая сочувствующих в иных городах и весях.

Признание – хотя бы основных – религий одной из главных конституирующих компонент Российской государственности автоматически повлечёт за собой серьёзные изменения в структуре народного образования, воспитания молодёжи, формирования информационного пространства и ценностных систем населения. Логичным и закономерным продолжением данного процесса станет создание механизмов социального эскортирования граждан в границах их этнической и конфессиональной аутентичности.

И вот только после этого разговоры о национальной политике обретут под собой почву. После этого государство будет наконец-таки в состоянии отделить зёрна от плевел и повернуться лицом к сообществу российских народов, а не к кислотно-маргинальной среде. И даже, быть может, тогда всем станет ясно, что исполнение «лезгинки», конечно же, требует определённого места и времени, но оно, в любом случае, более безобидно, чем танцы российского гламура.


 

КТО ДУМАЕТ ИНАЧЕ?


 


доктор филологических наук Тахир ТОЛГУРОВ,
г. НАЛЬЧИК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования