Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 15.02.2013

Иногда бывают просто сны

У психоаналитиков очень популярен анекдот о том, как однажды к Зигмунду Фрейду утром подошла внучка и спросила: «Дедушка, я сегодня ночью видела во сне банан. Что это значит?» На что основоположник психоанализа, тихо вздохнув, – погладил девочку по голове и ответил: «Ничего не значит. Иногда бывают просто сны…».

Это я к вопросу о допустимой степени вмешательства режиссёров, занимающихся экранизацией классических литературных произведений, в текст и сюжет автора.

Тема достаточно серьёзная, так как иногда «режиссёрское видение современности и её проблем» сводит на нет и сюжет, и текст автора, который «ни сном, ни духом» – ни о современности режиссёров, ни о её проблемах, ни о личных комплексах режиссёров по этому поводу….

И тогда иезуитское в титрах – «по мотивам», – выглядит сущим издевательством…

Киноцикл «Тёмное царство», стартовавший 8 февраля премьерой фильма «Свои люди – сочтёмся» в историческом Белом зале столичного дома кино, – включает в себя экранизацию режиссёрами Юрием Гольдиным и Олегом Бабицким четырёх классических пьес Александра Островского.

Надо очень любить Россию и верить в будущее российской словесности, чтобы сейчас экранизировать классические произведения этой самой словесности в том виде, в котором они были написаны, и не скатиться до шаржированных аллюзий и ассоциативных экивоков с тем, что кажется злободневным. Кажется-то, обычно, – режиссёру, а давятся этим «гарниром к основному блюду» – зрители…

Ощущение после премьеры такое, – творческий тандем Гольдин-Бабицкий (они ещё и продюсеры фильма) счастливо избежал искушения сделать из Александра Николаевича Островского гарнир и сделал очень качественное классическое кинопроизведение по пьесе великого русского драматурга.

Надо отметить, что проект «Тёмное царство» это не первый их совместный опыт такого рода, – до этого был «Театральный роман» на канале «Культура»…

В фильме нет ни режиссёрской психоделики по поводу сюжета великого драматурга, ни развесистой «клюквы а ля рюс», ни телесериальных «актёров-кочевников», торгующих больше лицом, чем талантом, ни заезженных пейзажей России «времён Островского» с «застеклопакеченными» окнами особняков и прочими ляпами, которые моментально вышибают зрителя из кинодейства.

Прекрасно проведён кастинг: замечательные лица актёров – живущих, а не находящихся в кадре. Говорят, в кастинге на десяток ролей участвовало больше тысячи актёров, и не только московских театров.

Проблем не было только у замечательной актрисы, обладательницы «кустодиевской» внешности и форм, талантливо исполнившей роль Липочки. Её увидел один из режиссёров на телеэкране фитнес-зала в момент тренировки. Придя домой, он добросовестно «прогуглил» телепрограмму и «вычислил» выпускницу Ярославского театрального училища Ольгу Ергину, которая сейчас работает в труппе Театра им. Маяковского.

Очень тщательно и с любовью подобраны и натура, и антураж. Как сказали авторы на премьере фильма «Свои люди – сочтёмся», «руины и не только» были найдены в Костроме, Ярославле и приведены художником-постановщиком Ираидой Шульц в образцовое состояние.

Подкупило меня то, что авторы очень трепетно отнеслись к тесту Александра Николаевича. И вроде актёры произносят слова, нечасто употребляемые нынче, но ловишь такой «кайф» от них, как от горного воздуха, и вдруг понимаешь, что львиная доля современных идиом и пословиц – это ведь тоже драматург Островский. Спасибо авторам за это напоминание. Такое случается на киноэкранизациях довольно редко. И виноваты в этом режиссёры, как мне представляется.

Постмодернистские изыски (недавний пример – фильм «Борис Годунов» режиссёра Мирзоева и на подходе «Гамлет» режиссёра Карры. – Авт.), перенесение героев в современность, адаптированные тексты (ведь поднимается же рука!!!) засушили эти самые тексты до, – как говорят лётчики ВВС про Врачебно-лётные комиссии, – состояния «нестояния». Да что там тексты – уже и сюжеты «кино и ТВ труженики цифровика и монитора» лихо «кромсают» под очередные «запросы масс». От себя добавлю, что такие «запросы» эти труженики своей кипучей «просветительской» деятельностью как раз и формируют...

Такой вот «замкнутый круг» по маргинализации контента/контентом получается…


Олег ТАТКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования