Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 22.02.2013

Садисты и мазохисты под крылом Чехова

На днях я прочитала пространную статью креативного редактора журнала «Eclectic» Нино Самсонадзе, в которой она возмущается по поводу выхода трилогии английской писательницы Эрики Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» на массовый российский рынок. Мол, как же так, куда смотрит цензура, как можно запрещать курить, а такое выпускать в продажу.

Ирина ГОРЮНОВА, Эмма ГЕРЦ
Ирина ГОРЮНОВА, Эмма ГЕРЦ

Статья меня – как редактора прозы издательства, тиражирующего книги Джеймс, – с одной стороны, позабавила своей искренней наивностью, с другой – послужила поводом к размышлению. Дело в том, что Э Л Джеймс (именно так, без точек в иннициалах), никому до выхода скандального романа не известная в русском литературном пространстве, а после выхода «взорвавшая» это пространство и взлетевшая в топы продаж, стала своеобразным поводом для издания серии предшественников и последователей самой себя. Среди предшественников путём редакторского отбора определились Анаис Нин  «Дельта Венеры» и «Генри и Джун», Полин Реаж «История О», Жаклин Сьюзанн «Долина кукол» и Джон Клеланд «Фани Хилл. Мемуары женщины для утех». Среди «последователей» – русские авторы Ирина Горюнова «У нас есть мы», Эмма Герц «Вензель на плече Урсулы» (под псевдонимом Эмма Герц пишет замечательный самарский прозаик Наталья Фомина) и Олег Волховский «Маркиз и Жюстина».

Из всех перечисленных романов только один не издавался ранее – роман Эммы Герц – хотя он был написан в середине 2000-х годов, когда об Эрике Джеймс никто ещё слыхом не слыхивал, тем более – в далёкой Самаре.

Поэтому мы, как это часто бывает в издательском бизнесе, имеем дело с перефокусировкой: уже хорошо известные литературные произведения издаются под другим, более современным и провокационным углом зрения, это позволяет освежить читательское восприятие, а иногда – что уж тут греха таить – просто даёт возможность переиздать отличные тексты, которые вне серий ждали бы переиздания годами.

Оформленные в едином – благородно сером – цвете книги серии предшественников и последователей Э Л Джеймс, заметны на полках всех книжных магазинов страны, они стоят стеной и быстро разбираются. Читают их в основном женщины, от старшеклассниц (сама видела) до пенсионерок. Почему? Казалось бы тема любовных отношений, окрашенная в провокационные садо-мазохистские тона, не должна бы заинтересовать консервативного отечественного читателя, привыкшего к «ванильным» любовным романам и в их стихии чувствующего себя спокойно и уверенно. Однако же этот консервативнейший читатель взял и проголосовал рублём. Получается, ему нужны «острые», «проблемные» книги для размышления, для удовольствия, наконец.

При всей неоднозначности восприятия Эрика Джеймс и похожие на неё авторы возвращают читателей к традиционному пониманию любви – через определённый шок, обостряя тему до насилия и подавления. Эти авторы как бы напоминают нам: мужчина – главный, он доминант, а женщина – подчиняется ему, «слышаться его должна», как писал великий драматург Лопе де Вега ещё задолго до появления госпожи Джеймс на свет. 

Отличительной особенностью серии предшественников и последователей Джеймс стало ещё и то, что, по крайней мере, русских авторов можно увидеть живьём – задать им вопросы, подискутировать в приятной обстановке. Сделать это можно на творческих вечерах, один из которых прошёл не так давно, в минувший четверг под крышей Салона «Классики XXI век» при Чеховской библиотеке. На презентацию своих романов пришли Ирина Горюнова и Эмма Герц (Наталья Фомина), собрался полный зал читателей и поклонников, а так же совсем вне-литературных людей, что тоже было определённым симптомом успеха серии. Встреча прошла в нетрадиционном для Салона формате – без чтений из книг, а в режиме свободного разговора на тему любви. Тем более, что четверг совпал с празднованием Дня Всех Влюблённых. Влюблённых в зале Чеховки было много, им казался почти каждый, судя по блеску в глазах, который я, как ведущий презентации, хорошо видела со сцены.

Да, вероятно, меня можно упрекнуть в необъективности: я – редактор русских книг в серии предшественников и последователей Эрики Джеймс, я отбирала эти рукописи, работала над их оформлением и работаю над продвижением, по-своему люблю их и верю в их судьбу. И мне, возможно, не следовало писать об этих книгах в качестве литературного репортёра. Но вместе с тем я считаю своим долгом написать именно о них – с пониманием истории этого вопроса. В немалой степени для того, чтобы всевозможные Самсонадзе (не хочу никого обидеть) не манипулировали читательским сознанием, не потрудившись углубиться в тему перед тем, как писать свой материал для публичного СМИ. Моя первая профессия – профессия литературного критика  и публициста – научила меня смотреть на книги и общественные явления с разных точек зрения. А профессия редактора и издателя научила открыто выходить к читателю и понимать (принимать) его интересы.

Искренне надеюсь, что синтез этих профессий возможен. Как возможен и феномен Эрики Джеймс на российском книжном рынке.


Юлия КАЧАЛКИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования