Архив : №08. 22.02.2013
На что заточен челябинский «Стержень»
Бывает, в разговорах о внутренних достоинствах человека приходится употреблять слово «стержень». Вроде: «Миша, отличный малый, многого добьётся: в нём есть стержень». Так вот, отбросим все былые печатные «комплименты» для Челябинска: «провинциальный», «промышленный»… Не эстетично они звучат. Тем более теперь, когда Челябинск, отличный малый, доказал всем, что «Стержень» – это… литературный журнал!
В челябинском «Библио-Глобусе» прошла презентация российского журнала молодой поэзии «Стержень», первый номер которого увидел свет на днях. Журнал имеет особенную архитектуру, заметить которую внимательный читатель может уже на обложке. Перед нами предстают две колонны имён: «Дебютанты» и «Мастера». Размеры первой, где начинающие авторы, в несколько раз превышают вторую, зато вторая берёт уровнем персон: это поэты Аркадий Застырец (Екатеринбург), Алексей Кащеев и Лев Оборин (Москва), Виталий Кальпиди и Нина Ягодинцева (Челябинск). Выступая в роли экспертов, они дают на страницах журнала необычный мастер-класс дебютантам: подчёркивают, отмечают удачные и неудачные моменты, набитой рукой пишут прямо на полях опусов комментарии (маргиналии!), не забывая проанализировать, подсказать, как лучше, а кое-где – почему бы и нет? – пошутить, подмигнуть.
В рубрике «Апгрейд» наставники могут и вовсе наново переписать стихотворение дебютанта, чтобы автор мог взглянуть на своё же творение с другого ракурса, из космоса, с потолка. Что и случилось, например, с молодым москвичом Сергеем Купряхиным, стихотворение которого своеобразно «переварьировал», сохранив интонации оригинала, Виталий Кальпиди. Два этих стихотворения пребывают как бы в диалоге, похожие на музыкальную тему и вариацию.
Однако на этом уроки мастеров-экспертов не заканчиваются: каждый из них публикует невдалеке от «новичков» по два своих стихотворения (одно, написанное в юном возрасте, и второе – «зрелое»), дабы на наглядном примере продемонстрировать собственный творческий рост.
По мнению редактора журнала, поэта и драматурга Константина Рубинского, главная цель «Стержня» – найти и отобрать для публикации вовсе не «качественные» стихи (применительно к детской поэзии этот термин вообще звучит не очень корректно), а интересные – в том числе и своей неправильностью, нескладностью, даже возможным косноязычием. В этом смысле, «Стержню» интересно всё, что не застыло в узнаваемых обличьях, не обросло привычным «взрослым» опытом. Комментировать такие стихи ещё занимательнее.
«Журнала такого до нас не было, – пишет во вступительном слове редактор, – который публиковал бы несовершенное, шаткое, юное. Учил легко премудростям без теории и назидания, чёркаясь на полях. Рабочий журнал. Из какого сора растут стихи! Из каких пометок, помарок, проб и неудач вырастает чистый графитовый стержень таланта!»
«Стержень» и напоминает, благодаря его необычной концепции, скорее черновик, однако именно эта особенность является основной, делающей журнал не похожим на другие, определяет цель его существования: помочь начинающему поэту сориентироваться, в каком направлении двигаться.
География журнала весьма широка: Челябинск, Москва, Армавир, Башкортостан, Хабаровск, Ставрополь, Бийск, Омск… Любой поэт до 21 года может прислать в «Стержень» свою подборку для возможной публикации и разбора.
Полина БАБУШКИНА