Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 01.03.2013

Великая сила или Великая слабость?

«Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных) – это понятие одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть её просветлением и вечным её утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к жизни! Христианство взяло сторону всех слабых, униженных неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни… Божество dеcadence, кастрированное в сильнейших своих мужских добродетелях и влечениях, делается теперь по необходимости Богом физиологически вырождающимся, богом слабых… Я называю животное – род, индивидуум – испорченным, когда оно теряет свои инстинкты, когда оно предпочитает то, что ему вредно» – пишет Фридрих Ницше.

Эль Греко. Иисус несёт Крест
Эль Греко. Иисус несёт Крест

Сложно не согласиться с философом в том, что за всю историю человечества не было бога более униженного. Ни один бог не искуплял грехи людей собственной жертвой, не было вообще бога-жертвы. Напротив, на всех континентах развивались религии, в которых жертвы приносили всесильным богам, в том числе и иудаизм, реформистским продолжением которого стало христианство, предполагал символические жертвоприношения. Согласно талмуду, уже Адам принёс жертву Богу, первого сотворённого быка, поблагодарив за сотворение себя, всего мира, и в качестве искупления за свой грех. В Библии первое жертвоприношение совершают Каин и Авель. А здесь Бог жертвует собой?! Распятие Невинного во имя спасения виновных. Эти размышления об униженности Бога христиан неожиданно глубоко развивает митрополит Антоний Сурожский, не отрицая «униженности» христианского Бога, но открывая в ней иное значение: «Того Бога, Который нам раскрывается во Христе: немощного, бессильного, уязвимого, беззащитного, поруганного, побеждённого – такого Бога человек никогда не выдумает, потому что это как раз обратное тому, что ему нужно в Боге и чего он ищет в Боге… В этом отношении в христианстве есть что-то абсолютно единственное, чего нет нигде... И Христос, будучи человеком в полном, совершенном смысле этого слова, сродни своей телесностью всей твари: самый маленький атом или самая великая галактика в Нём узнаёт себя самоё во славе. Он соединён своей телесностью со всем, что вещественно». Сурожский пишет о том, что подтверждением Его божественности и трансцендентности является как раз то, что он не идеален, что он не вписывается в человеческие представления о боге, что такого бога человеческое воображение не создаст. Вот его слова: «Всякий выдуманный Бог – это человек, помноженный на бесконечность; это всё то, чем восхищается человек, раздутое до громадных размеров. Разные культуры дают в этом смысле разных богов, более или менее привлекательных для следующих или соседних культур. Но всякого бога, который является только идеальным человеком, можно поставить под вопрос. То, что характерно в христианстве, что меня в нём убеждает всё больше и больше, это что такого Бога человек бы не выдумал. Скажем, говорят, что Христос является каким-то образом бога Озириса, который тоже умирал и воскресал. Дело не в том, что он умирал и воскресал, это было бы просто; дело в том, что Озирис никогда не делался человеком, никогда не проходил через поругание человечности».

Ницше утверждает, что Иисус Бог бедных, слабых, падших преступников, что это свидетельствует о вырождении, так как христиане воспевают немощность и называют это добродетелью. Что мы находим у Сурожского: «Он делается солидарным не со спасённым, а с падшим человеком, не с тем, который уже начинает выправляться, а с тем, который сидит во глубине рва; и эта его солидарность идёт гораздо дальше, чем мы воображаем. Он соединяет Свою судьбу именно с грешником, с отверженцем, с лишенцем, причём не только внешне – и вот где, мне кажется, критерий самый острый, – а внутренне». Митрополит заключает, что это и свидетельствует о том, что христианский Бог открывает бесконечное человеческое достоинство, о котором мы сами имеем лишь слабое представление. Любой человек, любой грешник для Него достоин жертвы, для Него каждый – единственный. Воображаемая полемика Ницше и Сурожского наталкивает на размышления о, пожалуй, самом странном, необычном и непостижимом Боге, о том, как много тайн для своих последователей и хулителей оставил Иисус Христос. 


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования