Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 08.03.2013

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

ДЕТЕКТИВНИЦЫ - ПРЕЛЕСТНИЦЫ

 

Из этих трёх граций-детективниц, которые случайно оказались в поле моего зрения, наиболее симпатичной (в литературном смысле, конечно) видится Елена Михалкова со своим «Алмазным эндшпилем» (издательство «Астрель»). Оно и понятно – юрист всё-таки. В таких случаях говорят: ей и карты в руки, толк в игре знает. Вторая – Татьяна Полякова с «Неутомимой жаждой» («Эксмо») – бывшая воспитательница детского сада (прекрасная профессия!), теперь с неутомимой жаждой составляет из разноцветных кубиков детективные домики (уж штук двадцать пять будет) и воспитывает на свой лад и ляд читателя. А третья – Татьяна Гармаш-Роффе с неким наворотом «И нет мне прощения» (также издательство «Эксмо») – домохозяйка, а по совместительству театральный критик, и, если верить обложечной аннотации, «неординарная личность», «дарит часть своей харизмы персонажам». А ещё у неё «непредсказуемость сюжетных поворотов, точность в логике и деталях, психологическая достоверность в описании чувств», и всё это вместе – «высокое искусство детектива». Что ж, давайте разбираться, с неё и начнём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, что же это за такое «высокое» детективное искусство, если у автора первый звоночек, связанный непосредственно с сюжетной интригой (пришло электронное письмо от Аиды к её сестре Манон, в котором есть тревожное слово «избавиться», после чего, собственно, и обозначается пропажа девушки), вяло прозвучит лишь на 59-й странице книги? А до этого читателя старательно пичкают «манной кашей» (чем, наверное, занималась в детском саду её товарка и тёзка, пока не стала «баронессой жанра») из жизни сестёр.

Биографии их рассказываются подробно. Вкусы, пристрастия, невзгоды, мечты, любовные увлечения. Кто когда и с кем познакомился, как зовут домработниц, какие часы, кольца и юбки носят («надела светло-зелёный тонкий кашемировый свитерок с шалевым воротником, вырез которого опускался как раз до аппетитной ложбинки между грудями, прозрачные чулки и ботильоны дополнили её туалет, сверху её прикрыл серебристый плащ с капюшоном») и т.д. К чему все эти описания женских кружев, которые, безусловно, были бы приятны историку моды Александру Васильеву, но не поклонникам жанра? Тут ведь не «Модный приговор», а книга, претендующая на звание «детектив», да ещё «высокий», и даже Васильев со свойственным ему лукавым жеманством сказал бы:

– Нет, птичка-колибри на ветвях моей души, идите и переоденьтесь.

Детектив должен начинаться хлёстко, без размазывания каши по тарелке. А черты характеров и пристрастия персонажей проявляться абрисом по ходу книги, ненавязчивыми, но запоминающимися штрихами. Впрочем, это азы жанра.

Далее. Манон нанимает частного сыщика Кисанова, чтобы разыскать сестру. А чего её разыскивать, если уже на первых страницах дан такой негативный психологический портрет её мужа Гектора (приживалы у богатого и беспринципного тестя), что мне с самого начала было ясно, кто убил её и любовника. Заглянув в конец (середину я пропустил, чтобы не терять зря времени), я убедился в своей правоте. А «двойного убийцу» Гектора тесть приказал выбросить из окна.

Вот и вся «сказочка», вот и вся «непредсказуемость сюжетных поворотов». О «точности в логике» и «психологической достоверности» (набранных из «гламурных журналов») я и рассуждать не буду. На тему женской логики уже много сказано. Оставим это для «Модного приговора». Нет, бабочка-шоколадница среди цветов моего сердца, ступайте и переоденьтесь в другой жанр.

Вторая детективница-воспитательница берёт своим азартом и авантюризмом сразу за горло. Трупов, боли и криков на страницах её опус-деи не счесть. Загадок и мистики тоже. Конец мрачный, безысходный. Голливудский финал даже не снится. Героиня, как ни пыталась убежать от кровавых лап таинственной секты не то вампиров-оборотней, не то садистов-маньяков, как ни старалась вырваться из сетей антихристианской секты, так и не смогла этого сделать. Только увлекла к могиле всех сочувствующих ей спутников, друзей и потенциальных любовников. Как закричала на первой странице книги, так и провопила в конце её.

Жуткая вещь, доложу я вам. Тут и головы отрезают, и глаза выкалывают, и маленьких девочек насилуют, и пытают почище, чем в застенках гестапо на Лубянке, желая выведать какую-то страшную тайну, а в общем-то, стараются лишь вернуть жену её законному мужу. Ну и что, что он садист-кровопиец? Любит же… Может, и не убьёт потом. И это даже хорошо, что Татьяна Викторовна бросила работать в детском саду. С такими-то душевными порывами и фантазиями… Словом, читайте на ночь, в полнолуние, под одеялом.

С третьей авторшей всё несколько проще. Это действительно почти классический детектив с увлекательной интригой. Некий Антон Белов занимается тайной перевозкой драгоценных камней с приисков. Профессия опасная, могут убить и свои и чужие. Так оно и происходит, убивают, но не до конца. Он и сам парень не промах. Отлёживается в случайной квартире, хозяйкой которой является продавщица из ювелирного магазина Майя Марецкая. А тем временем в Москве совершается громкое преступление: похищен редкий синий бриллиант «Зевс». А есть ещё искомый всеми с восемнадцатого века камушек «Голубой Француз».

Тут-то всё и закручивается, связывается, смешивается и перетирается. А потом распутывается, размыливается, наказуется и благополучно завершается. С любовью. Кто с кем – объяснять не надо, фамилии мной указаны. Но главное, что мне было особенно приятно, это узнать много нового про тёмную сторону ювелирного мира, и вообще, как огранять драгоценные камни. Пригодится, когда выйду на пенсию и уеду в Монако торговать каратами. Смогу отличить алмаз от графита, спасибо Елене Ивановне.

Постскриптум. Неутомима жажда наших алмазных женщин ваять детективы, и нет им за это прощения, есть только любовь к ним.


 

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ДЖАЗА

 

Всем джазфэнам, а также просто любителям этой особой музыки и поклонникам Брилей посвящена книга Владимира Фейертага «Бриль Family. Музыка вокруг» (Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», с диском-вкладышем). Подарок знатный, да не про меня. Я как-то более охоч до классики, хотя фильм «Мы из джаза» всегда смотрю с удовольствием. А пианиста, композитора, народного артиста России Игоря Михайловича Бриля представлять не надо. Это один из первопроходцев современного отечественного джаза, выдающийся импровизатор и первый джазовый профессор, создавший свою фортепианную джазовую школу на базе Российской Академии музыки. И он же вошёл в число наших первых представителей советско-российского джаза за рубежом. Его творческая география – лучшие концертные, фестивальные и клубные площадки России, Европы, Азии и Америки.

Автор представил не только развёрнутую биографию Игоря Бриля и беседы с ним, но и рассказал обо всех его многочисленных ближайших родственниках, то есть объединил всех, кто носит эту фамилию. А они также оказались разносторонне одарёнными виртуозами в своём деле. Все члены семьи – люди, обладающие созидательным творческим трудом. В книге создана та атмосфера, в которой наглядно происходит становление художников-музыкантов, увлечённых и постоянно думающих о великой миссии культуры. И это притягивает, словно ты присутствуешь на каком-то радостном празднике жизни. Я даже сам поставил этот диск-вкладыш и поймал себя на том, что заслушиваюсь…

Как же выглядит этот семейный портрет хотя бы в первом приближении? Жена и муза Игоря Бриля – Тамара. Вокалист, звукорежиссёр, педагог и просто красивая и талантливая женщина. Дети – Александр и Дмитрий. Они выступают с «Виртуозами Москвы» Спивакова и этим уже всё сказано. Денис Бриль – генератор в большом семействе Брилей, композитор, поэт, а ещё и ответственный чиновник Казначейства. А также жёны, племянники, племянницы, дети детей и внуки внуков. Нет, тут я несколько погорячился, до них дело ещё не дошло, но… обязательно дойдёт. Одним словом, таланты, и, как говорится, «яблочко от яблони недалеко падает». В хорошем смысле.

Постскриптум. Читайте и слушайте.


 

РУССКИЙ ЧЕРНОЗЁМ

 

Одним из классиков советской литературы был Гавриил Троепольский. А впрочем, не только советской, но и русской. Кто не помнит его знаменитого Белого Бима с чёрным ухом? А уж фильм какой замечательный. Плакать хочется, когда смотришь. Потому и не смотрю больше. Но Троепольский написал ещё очень много талантливых произведений, с которыми навсегда останется в сердцах признательных читателей, любящих высокую прозу. Вот об этом писателе и написал книгу «Человек Чернозёма» воронежский прозаик Михаил Фёдоров». Роман-биография, роман-версия, прямо укладывающаяся в серию «Жизнь замечательных людей».

Книга создана на основе воспоминаний друзей, знакомых и родственников Гавриила Николаевича, архивных материалов, публикаций о нём. Богато иллюстрирована редчайшими фотографиями. И составляет почти тысячу страниц. А описание некоторых событий, для которых автор не нашёл документального подтверждения, – составили гамму его художественного произведения, и им безусловно веришь. Видно, что Фёдоров любит своего знаменитого земляка, гордится им, знает о его жизни практически досконально всё. Да и не удивительно – такой гигантский труд им проделан в работе над этой книгой.

Гавриилу Троепольскому Господь подарил длинную и интересную жизнь (1905–1995 гг.), в которой было столько всего, что хватило бы и на десяток жизней, особенно, современных «писателей». Она заслуживает не только романизации, но и экранизации. Вот и взялся бы кто-нибудь из нынешних режиссёров за это благое дело. У Бортко бы точно получилось. Троепольский был выходцем из семьи «белого» сословия потомственных священников, сам готовился принять сан, а пришлось жить и творить в эпоху «большевизма» и принять орден Трудового Красного Знамени (как тут разделить – где «белое», а где «красное»?).

Весь двадцатый век, по словам великого русского поэта Юрия Кузнецова, «свои стреляли в своих». И минувшие лихие девяностые годы были созвучны эпохе гражданской войны. Эта стрельба прошлась практически по каждой конкретной семье, стреляют и до сих пор. А Троепольский не «стрелял», он был как бы «тихий лирик», он писал и создавал свой особый мир, мир не ожесточившихся людей, где нет Бога, а мир любви, милосердия и справедливости. Сейчас таких писателей особенно не хватает.

Он не стал священником, но его с детства тянуло в небо (даже лётчиком хотел стать). А стал сельским учителем, потом колхозным агрономом, а в итоге – писателем и истинным поэтом в душе. Собственно, своими произведениями он делал то же самое, что и его отец, дед, предки, которые своими православными пастырскими проповедями окормляли народ, внушали ему божественные христианские заповеди и истины. Он понимал, что нестроения жизни начинаются с нестроения души. И его книги – это те же художественные проповеди, призванные спасать соотечественников от духовного одичания и мерзостей жизни.

В предисловии к книге Эдуард Анашкин пишет: «Ниспровергателей-то, обвинителей ныне куда как хватает! А вот попытка понять человека стала редкостью. А ведь именно она проистекает из любви к человеку как творению Божию. Конечно, знаменитый советский писатель Троепольский в защите особо не нуждается. Его талантливые произведения – лучшая его защита. Но! В защите ныне, увы, нуждается всё, так или иначе связанное с советским временем, которое старательно демонизируется на наших глазах, из «светлого будущего» превращаясь в «тёмное прошлое». И тут нужна зоркость писательская, дабы отделить зёрна от плевел – не приукрашивать то, что было. Но и не ниспровергать прошлое». И тут уже надо отдать честь автору книги «Человек Чернозёма». Ведь и сам Михаил Фёдоров тоже такой – исконный человек русского чернозёма, корневой писатель. А его новое произведение, созданное на документальной основе, ничуть не мешает художественности, а часто и углубляет её. И книгу эту нужно ставить на свою любимую полку.

Постскриптум. Вернусь к Белому Биму, чья собачья судьба стала символом своего, а теперь, пожалуй, и нашего времени. Преданность, предательство, любовь, надежда, безысходность, смерть, возрождение… В том атеистическом времени, для кого-то и благополучном, взрастало и насаждалось попрание библейских законов. Привело это к нынешней нелюбви, ненависти даже к «малым сим». Будь это «братья наши меньшие», будь это простой человек. Без разницы. Главное – успех, деньги. Такова сегодняшняя властная идеология в нашем якобы социальном и «неидеологизированном» государстве.

Да, конечно, хорошо, что недавно в Воронеже установили памятник Белому Биму с чёрным ухом. А вот памятника Троепольскому как не было, так и нет. Странно всё это как-то, нелепо выглядит. Показная любовь власть имущих к «собакам», а не к людям.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования