Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 29.03.2013

Национальная идея на шару

На прошлой неделе были подведены итоги некоего конкурса арт-концепций на тему «Национальная идея России». Было выбрано самое удачное и интересное, на взгляд организаторов, предложение по визуальному выражению не чего-нибудь, а национальной идеи нашей страны! Звучит интригующе, не правда ли?

Речь о конкурсе, проведённом так называемой арт-группой CF, которую основали художник Денис Сасунин и продюсер Георгий Мамин, которые объявили, что готовы выложить 300 тыс. рублей победителю за мысли на заданную тему, выраженные письменно в свободной форме.

Задумка действительно привлекательная, но, присмотревшись поближе, можно было понять и почувствовать в этом что-то авантюрное и поверхностное. Способ развлечения молодых представителей творческой интеллигенции, которые, грубо говоря «с жиру бесятся». Ибо ни серьёзного отношения к художественному искусству, ни искренней и глубокой озабоченности судьбами страны и её народа в словах и в глазах организаторов и исполнителей акции не наблюдалось.

Георгий Мамин признался на пресс-конференции: «В современном искусстве основным становится тот посыл, та идея, концепция художника, которую он старается донести до публики. Художники в первую очередь озабочены не столько самим произведением, сколько тем, что бы им такое оригинальное придумать, чем всех удивить. Зачастую это становится самоцелью».

И вот участники CF Art Group решили посмеяться над этой ситуацией и над самими собой. Началось всё во время ярмарки Арт-Москва 2012, где они открыли пункт приёма концепций от населения: «Потерялась концепция». Нашедшему предлагали 10 000 $. Людей это так увлекло, что, по словам свидетелей, работа пункта стала чуть ли не самым ярким моментом всей ярмарки. Однако концепций набралось слишком много, и чтобы сделать их отбор эффективнее, организаторы предложили ограничиться темой: национальная идея России. Тут они, что называется, покусились на святое.

И понятно, что это вызвало у людей энтузиазм нешуточный. Заявки принимали теперь уже на специальном интернет-сайте. Говорят, что их пришло около 500, и люди продолжают до сих пор, уже бескорыстно, посылать свои предложения, даже после того, как приём заявок был официально закрыт. Кстати, замечательно, что многочисленные выдумки и соображения россиян, весь их бурный креатив по поводу того, как визуализировать национальную идею России, можно и сейчас почитать на сайте. В этом заслуга двух друзей-затейников несомненна. Среди вошедших в шорт-лист идей есть, например, такая любопытная: «Человек (русский), высекающий себя из камня. Не видит себя, не знает, что получится». Победители вроде бы должны были определяться всенародным голосованием на сайте. Но, в конечном итоге, решение абсолютно субъективно принимали Денис Саунин и Григорий Мамин. И победила... – неваляшка. В оригинале заявка, предложенная человеком, кстати, далёким от искусства, маркетологом по профессии, выглядела так: «Россия – неваляшка. Страна Ванька-встанька. Россия, находясь между Европой и Азией, состоит из сотен народностей и разных климатов, российский человек способен как на величайшие духовные подвиги, так и на проявление низменных чувств. Наша страна в постоянных метаниях. Мы как неваляшка – вроде бы, вот он наш путь, и надо спокойно идти по нему, но нет, приводят опять Россию в движение внутренние силы и противоречия, опять поиск своего предназначения, опять качаемся из стороны в сторону. Но в этом вечном движении и качании есть и залог нашей непобедимости. Часто казалось: «Пропала Россия!!! Нет у неё будущего…». Но восстаёт опять страна, как неваляшка, на удивление всем неверующим в неё...»

Идея в принципе сносная. И к архетипическим проявлениям русского менталитета имеет, конечно, отношение (жаль только, что сама неваляшка – не исконно русская игрушка; впервые возникла в Японии в VI веке). Но  воплощение... На презентации в пресс-центре РИА новости был продемонстрирован макет изваяния, которое, по условиям, будет представлено во время Венецианской биеннале 2013. Это огромный шар, на который вертикально водружено гигантское бревно, увенчанное позлащённым двуглавым орлом. На шаре надпись на двух языках: «Россия – попробуй завали» («Russia – never overturn»). Изваяние от прикосновений раскачивается, но, как полагается неваляшке, не падает... Вид оно имеет, честно говоря, чрезвычайно далёкий от высокого искусства, и вряд ли порадует хоть чей-то эстетический вкус. Сомнительно и быдловатое бревно, и герб, который символизирует государственность, как известно, легко «заваленную» в 1917 году. Суть ли это России? Перед нами (пусть и с намёком на патриотизм), но сугубо развлекательный арт-объект, где слово «арт» подчёркивает не искусство, а искусственность – кич. В предварительно предполагавшуюся художественную галерею пятиметровый псевдо-символ российской национальной идеи никак не поместится, так что, как обещают организаторы, будет стоять где-то на улицах Венеции. И каждый желающий иностранец сможет пихнуть или пнуть эту игрушку-Россию. Вот такое развлечение. Посмотрим, покажут ли это безобразие по ТВ в репортаже из Венеции.


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования