Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 05.04.2013

У истоков жизни

9 МЕСЯЦЕВ / 40 НЕДЕЛЬ. Театр.док. Авторы и режиссёры – Алексей Куличков и Сергей Шевченко.

 

Полудокументальный спектакль молодых драматургов-режиссёров посвящён весьма серьёзной теме – рождения человека, и в какой-то мере продолжает серию постановок театра о семейных взаимоотношениях – например, молодых женщин с отцами и матерями (пьесы Елены Исаевой «Первый мужчина» и «Про мою маму и про меня») или же об отношениях любовных («Я боюсь любви» той же Е.Исаевой).

Тема беременности, рождения ребёнка уже по самой своей природе содержит огромный драматический потенциал, и лишь концептуальный взгляд авторов и их мастерство могут предопределить, в каком виде и в какой мере этот потенциал будет использован и проявлен в постановке. Трудные роды, гибель плода, переношенность или, наоборот, выкидыш, необходимость аборта по настоянию партнёра – вот неполный перечень проблем и опасностей, с которыми могут столкнуться ожидающие ребёнка женщины.

 

Помнится, более полувека назад (в 1958 году) знаменитым кинорежиссёром Ингмаром Бергманом был снят фильм «На пороге жизни», где эти проблемы были воплощены не только с высокой художественностью, но и глубокой психологической прорисовкой характеров и судеб.

 

Авторы спектакля «9 месяцев/40 недель» не ставили перед собой таких масштабных художественных задач, их целью было, думается, выразить театральным языком главные связанные с рождением ребёнка социальные и личностные проблемы именно сегодняшнего дня – «здесь и сейчас». Отказавшись от глубокой психологической проработки образов и конфликтов, они тем более отказываются от натурализма в изображении жизни рожениц. Более того, идут на «остранение» по заветам Бертольда Брехта и поручают все роли беременных актёрам мужского пола (Алексей Куличков, Александр Усердин, Евгений Антропов, Михаил Руденко, Сергей Фишер, Денис Ясик, Алексей Чёрных, Илья Барабанов, Сергей Шевченко). Поэтому внимание зрителя больше привлекается не к зрительным образам, а к словам и интонациям.

Перед публикой мелькает целый калейдоскоп персонажей, призванный, пожалуй, выразить весь спектр обитательниц обычного родильного дома. Здесь и впервые родящая молодая женщина, и, наоборот, старородящая. Здесь и повторно родящая, и случайно забеременевшая, и желающая сделать аборт. Наконец, есть бесплодная героиня (Евгений Антропов), договорившаяся с одной из рожениц (Илья Барабанов) о покупке её новорождённого. Характеры едва намечены, и некоторые из актёров играют по несколько ролей, так что говорить о ярких исполнениях запоминающихся образов не приходится. Почти все персонажи – обычные женщины из простых семей, лишь одна, похоже, относится к классу состоятельных людей (Алексей Чёрных) и поэтому разговаривает и с медсестрой, и с соседками по палате снисходительно.

Образ медсестры (Денис Ясик), как это ни банально, воплощён в сатирическом ключе – она бездушна, равнодушна, груба. Но, видимо, таковы реалии нашей жизни.

 

Более подробно прослежена биография одной и рожениц по фамилии Мамедова (Сергей Шевченко), которая из-за попустительства медсестры и врачей едва не потеряла ребёнка. По окончании спектакля зрителям даже показывают прототипа – реальную молодую женщину.

 

Спектакль играется практически без всяких декораций, в виде неких посиделок на помосте, где персонажи делятся воспоминаниями, советуются друг с другом, страдают и даже ссорятся (пациентки с медсестрой, а потом и роженица, отказавшаяся выполнить договор и продать своего ребёнка – с потенциальной покупательницей).

Для оживления посвящённого довольно стрессогенной теме спектакля в него включено немало элементов юмора, подчас грубоватого свойства. Так, одна из беременных признаётся, что любила выпить вместе с молодым мужем, а потом заметила, что водка идёт как-то не так легко, и пошла тестироваться на беременность, где её подозрения благополучно и подтвердились. Один из ярких моментов спектакля – когда, оторвавшись от забот и тревог, все мамаши хором поют шуточную песенку эмбриона, который боится появиться на свет. Эта, опять-таки довольно грубая, на грани приличия песенка, тем не менее, даёт зрительному залу своевременную эмоциональную встряску, своего рода катарсис. Даже если бы спектакль закончился на этой ноте, без заключительных горестных эпизодов, его воздействие на зрителей было бы достаточно цельным, и это говорит о том, что у молодых авторов спектакля есть профессиональное художественное чутьё и мастерство.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования