Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 05.04.2013

Снимаем кино

Творчество ненецкой писательницы Анны Неркаги скоро выйдет на большие экраны. Это не такое уж частое явление, когда экранизируют произведения северных писателей, это, скорее, исключение из правил. Другим таким недавним исключением был роман Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах». Название книги Некраги менее пафосное и нарочитое, оно лаконично и вполне в духе северных традиций – «Белый ягель». И надо надеяться, что фильм будет иметь больший успех, чем в случае с «Божьей матерью…» Художественным руководителем проекта назначен Владимир Меньшов, а режиссёром Владимир Тумаев. Не знаю, прочитал ли он уже «Белый ягель» или всё ещё откладывает чтение, но я прочитал и хочу выразить сочувствие режиссёру.

Правила современной киноиндустрии таковы, что режиссёр (даже самый именитый) часто не выбирает, о чём снимать фильм. Единственное, что ему подвластно – это попытаться разукрасить разными средствами данный сюжет так, чтобы он стал интересен. Иначе говоря, сделать из г-на конфетку. Но и в этом есть определённые ограничения, потому что продюсер редко даёт режиссёру полную волю.

«Белый ягель» – это мелодрама из жизни ненецких семей. Это история несчастной любви между парнем, который остался в стойбище, и девушкой, которая уехала в город. В книге ничего не происходит, нет практически никаких действий, зато тщательно, с массой тяжеловесных образов и неумелых метафор описываются страдания героев. В книге страдают все – и молодые, и старые, всем плохо, у всех тоска, все ходят из угла в угол, сетуют, не хотят жить, скрипят зубами и вздыхают. Больше в книге нет ничего, только вот эти внутренние хождения по мукам. Любопытно, что хотя фон этих страданий – коренной быт ненцев, возникает подозрение, что сама Некраги совершенно утратила связь со своими ненецкими корнями. Дело в том, что менталитет героев её книги чисто русский (точнее, даже, советский). Он ведут себя, думают, говорят, как персонажи какого-нибудь советского кинофильма о колхозном быте и любви в деревне. И это стойкое ощущение (о советской деревне) не покидает на протяжении всей книги. Ненецкие мифы и предметы являются лишь обрамлением повести, но оказываются второстепенными и ничего не значащими. Хочется возразить Неркаги: «Уважаемая Анна, ваш главный герой Алёшка – не ненец, а обычный русский парень с завода «Серп и молот», и старик Пэтко – обыкновенный старик с московских улиц!»

Известно, что вначале продюсер Светлана Дальская предложила Неркаги экранизировать её более ранний и знаменитый текст: «Молчащий». Однако Неркаги настояла на «Белом ягеле». Сложно сказать почему, но это уже и не важно. Важно, что фильм о северном народе должен в какой-то мере отражать самобытность этого народа, его культуру, специфическое мировоззрение, чего в случае с «Белым ягелем» явно нет.

Почему бы, например, не взять в качестве основы для экранизации блестящие произведения «Имеющая своё имя Джелтула-река» Галины Кэптукэ или «Записки охотника» Николая Дункая? Ответ, к сожалению, не очень разумный (но, увы, правильный) – те, кто выделяет деньги на съёмку фильма, руководствуются другими мотивами, например, личным отношением, например, или же вообще ничего не смыслит в кино и не понимает о чём стоит снимать, а о чём нет.

Конечно, не всё потеряно, при умелом подходе можно сделать и на основе посредственной книги интересное кино, правда, в этом случае, это нельзя будет назвать экранизацией, скорее – по мотивам. Меньшов уже высказался на эту тему – что сценарий будет отличаться от оригинала. Например, вышла бы неплохая чёрная комедия в духе Тима Бартона. Правда, как уже было замечено выше, комичное в книге обнаружить крайне трудно (только в случае очень вольной интерпретации), потому что по большей части она состоит из описания депрессии действующих лиц. Хотя нет, как же, по крайней мере, один позитивный эпизод мне удалось найти: «На шум прибежали собаки и, не зная, в чём дело, принялись скакать и тоже шуметь, и этот радостный шум жизни, такой милый и светлый, лучше всяких слов убедил старика, что жизнь не кончается никогда и что солнце, опираясь щекой о край земли, поднимается утром для всех – сирот, калек, одиноких, для счастливых и несчастных».


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования