Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 12.04.2013

Жёлтый дом

Телевизор смотреть нельзя. Вчера вечер просидел у «Закрытого показа», сегодня с утра полуразрушенный. Мало того, что фильм про героя, страдающего аутизмом, так ещё и обсуждение, в котором ты остаёшься с невысказанным монологом. В ранней молодости я 58 суток провёл в «психушке», из них 16 в «буйном» отделении. Всю жизнь хотел об этом написать: показать, что эта грань, между здоровьем и сумасшествием, едва различима.

Психически больной человек то же самое, что и здоровый, только дошедший в своих устремлениях до предела. Скряга, допустим, в болезненном варианте уже только считает деньги и больше ничего. Был такой «Феликс, владыка мира», который говорил одно: «Моя правая рука – клешня ОуллСтрита, а левая – золото стран социализма». И считал на бумажке, считал. Был Юра с манией преследования: истощавший, измождённый, с полипами из носа. С утра до ночи он сидел на кровати, вжав голову в плечи, и кого-то невнятно материл. Выходил периодически курить и там продолжал свой монолог.

Однажды в его «передачке» не оказалось папирос. Казалось, уже ничего не соображающий человек поднялся и неожиданно чистым юношеским голосом произнёс: «Где мой «Беломор? Отдайте мои 22 копейки». Это было очень удивительно: Юра не выходил из заведения уже лет двадцать. Остаться в стенах «Жёлтого дома навсегда мог каждый. Были и вполне вменяемые люди, даже очень интересные: одни «лежали», а другие там «сидели». Я не раз видел как человек «заворачивается» на глазах: с утра ещё вполне вразумительно отвечал, а к вечеру «поплыл».

И вот я вновь словно вернулся туда, не на вечер, а в моём ощущении на очень продолжительное время. Если бы фильм «Антон…» был снят тогда, когда экраны полнились образами монументальных шахтёров, комбайнёров и партийных деятелей, я бы обеими руками был «за»! Но сейчас, когда из выше упомянутой плеяды остались на экранах только партийные деятели, а люди, которые и опускаются в шахты или растят вполне изобильные хлеба, вообще исчезли из поля общественного внимания, приходится задуматься. Тем более что лучшие эталоны так называемого «фестивального» кино представлены героями с тем или иным психическим сдвигом: наличие у героя последнего как талон для попадания в шорт-лист.

Что это, объективная реальность, когда мы идентифицируем себя с больным аутизмом Антоном, как в былые годы люди узнавали себя в Павке Корчагине? Или же это, как и в времена, заслуга некоего идеологического центра, который опять же озабочен нашим самосознанием? Мы можем сколько угодно говорить про нравственные основы, силу любви, которые несёт фильм, но, поверьте, воздействие психической асимметрии куда сильнее и занозистее влезает под кожу, в подкорку сознания. Фильм «Антон…» имеет несомненные достоинства и право на существование, если бы рядом мы сегодня на экране видели иных героев.

Был недавно на Алтае: познакомился с мужиком, который такое хозяйство размахнул, город кормит! Или оленевода встречал в стойбище – он, в отличие от нас, на подключён к розетке, ему не страшен цивилизационный кризис. На уровне синопсиса таким героем никто не интересуются в кино. Да что там, вон, молодой парень с Урала, стал «Нобелевским лауреатом», – кому какое дело?! Мы сострадать хотим, препарировать живого человека, как «Парфюмер» для своих благоуханных духов, мы хотим любить страждущего, учимся побеждать своё одиночество. А как усовершенствовались сами, так и отпустить т также нами усовершенствованного человека, пусть там, на своей кроватке,до нужды полежит. Я понимаю, насколько жестоко звучат мои слова по отношению к авторам фильма, которые, конечно, старались и душу, по-своему вкладывали, но они-то ради своих, несомненно, высоких художественных задач не менее жестоки. Да и не в кроватке остались, а с премиями, фондами, призванныевразумлять человечество.

В «Антоне…» есть удивительная данность, тайна бытия: его сочинение «Люди», где слышатся ноты поразительной, библейскоймудрости. Сочинение это написано до встречи с киногруппой. Кто-то его, Антона, учил писать – как непросто было научить его из буквы складывать слова. А потом кто-то разобрал его прыгающие, налезающие друг на друга строки, выложил текст в Интернет. Выходит, кто-то им занимался. Где эти люди? Их убрали из сюжета, как ненужных свидетелей, разрушающих замысел про одиночество.

Мы почти треть фильма видим мычащего или рычащего человека, а им уже был написан этот текст, «Люди». 


Владимир КАРПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования