Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 19.04.2013

ЧТО ИЗУЧАТЬ БУДЕМ?

Если верить опросу, проведённому на днях Фондом «Общественное мнение», подавляющее большинство россиян (77% респондентов) выступает за изучение в школе литературы допушкинского периода. О каком, однако, периоде идёт речь? Имеется ли ввиду творчество русских писателей рубежа XIX века, или XVIII, XVII, и т.д.? Достаточно ли полно, на ваш взгляд, представляет себе «среднестатистический россиянин» этот пресловутый «допушкинский период», чтобы судить о важности его преподавания в школе, или, может быть, перед нами какая-то статистическая подтасовка?

 

 

 

 

 

Владимир КОЗАРОВЕЦКИЙ, литературовед:

 

У нас повсеместно настолько чудовищно низкий уровень школьных преподавателей, что сама постановка вопроса заведомо бессмысленна. Не говоря уж о том, что школа должна учить, как, не предавая собственной души, жить и выживать в современном мире, а не тому, как на лошадь надевать хомут или как получать огонь трением. Кому нужно, тот сам всё найдёт и прочтёт в Интернете. Всем «респондентам», которые всерьёз отвечают на поставленный вопрос, хотелось бы посоветовать прежде всего самим научиться пользоваться компьютером. К тому же вызывает сомнение, знают ли они Пушкина: у нас главные произведения Пушкина не понимают и пушкинисты. А вот всем госчиновникам сверху донизу, всем сенаторам и депутатам Государственной думы необходимо знать не только литературу допушкинской поры, от «Поучения» Мономаха и «Повести временных лет» до Державина, но и от Пушкина до наших дней. И в обязательном порядке сдавать «кандидатский минимум» на знание русской литературы и русской истории. И без высокой оценки по результатам такого экзамена ни один чиновник не должен допускаться к управлению.


 

Надежда КОНДАКОВА, поэт:

Преп. Нестор Летописец.  Гравюра из «Патерика». 1702 г.
Преп. Нестор Летописец.
Гравюра из «Патерика». 1702 г.

 

Реформы двух последних министров образования – уволенного г-на Фурсенко и недоуволенного пока г-на Ливанова с их упорной приверженностью к тестовой системе – уже сделали своё чёрное дело. Изучение литературы в школе сведено к минимуму. Дело дошло до того, что некоторые родители вообще стали считать литературу предметом бесполезным, а чтение романов Толстого и Достоевского – делом не обязательным, устаревшим. С этим сталкивается сегодня любой учитель-словесник. И вдруг «Общественное мнение» нам сообщает, что «подавляющее большинство россиян», оказывается, выступает за изучение в школе литературы «допушкинского периода»! Да, в дореволюционных гимназиях этот период изучался достаточно полно – и духовные произведения, и устная народная поэзия, и летописи исторические, я уже не говорю о «Слове о полку Игореве» или, скажем, писателях ХVIII века – Фонвизине, Ломоносове, Державине. Человек, закончивший в старой России классическую гимназию, был действительно широко образован, читал на нескольких иностранных языках. Уже советская школа в этом смысле деградировала – что же говорить о сегодняшнем дне! Так что опросу данному я лично – не верю. Либо сам вопрос был сформулирован некорректно, либо ответ подтасован.


 

Дмитрий АРТИС, поэт:

 

Мне по сей день кажется, что, начиная с 1999 года, в России отмечается 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича. Это, скорее всего, вызвано тем, что дата была слишком «нашумевшей». По сути, 200-летие нашего с вами языка. Предполагаю, среднестатистический россиянин умеет считать и знает, что начало «пушкинской эпохи» приходится на первую половину 19-го века. А вот, что было до Пушкина… Я задал этот вопрос продавщице в обычном питерском универмаге. Она ответила: «До Пушкина было «Слово о полку Игореве». Заболоцкий какой-то написал».


 

Оксана ЛИСКОВАЯ, поэт, прозаик:

 

Вряд ли это подтасовка, статистические опросы настолько средние, что тасовать не обязательно. Думаю, из 77 % процентов 66 % не смогут сказать в каком году Пушкина не стало и определить что такое «допушкинский период». То ли это время с момента рождения Пушкина, то ли – с даты первой публикации. Учитывая, что экзамен ЭГЭ сдаётся не по «Русской литературе», а просто по «Литературе», «допушкинский период» может включить и Гомера, что в целом будет неплохо. Но возможно ли? 


 

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ, историк, литературовед:

 

Думаю, здесь проявилось желание изчать историю литературы целиком, без пробелов. При этом даже студенты гуманитарных вузов сегодня не ответят чётко на вопрос: кто был раньше – Ломоносов или Достоевский? Школа не даёт ясных преставлений об истории литературы. Я убеждён, что для последних четырёх классов необходимо изучение именно истории литературы (с минимумом филологических приседаний) – от Илариона до Твардовского. Допушкинскую литературу вряд ли следует изучать в школе подробно – как «Евгения Онегина» или «Войну и мир». Но рассказать о Ломоносове, Державине, Радищеве, Карамзине, Крылове – дело святое. А ещё я бы ввернул в школьную программу Слово Даниила Заточника. Главное – не совершить ошибку, к которой нас подталкивают бюрократы из РАО – такие, как Ланин. Они положили жизнь на то, чтобы заменить классику рукоделием современных писателей. Лауреатов всевозможных премий. Лауреатов, как говорится, обоего пола. Вот это будет окончательным переходом на пластмассовый хлеб. В школе всё меньше Тургенева, Пушкина, Некрасова, а на окололитературной делянке – всё больше Ланиных. Стыдно за Российскую академию образования. Впрочем, наука у нас бюрократизировалась по всем фронтам. Идёт делёжка грантов и лихая самореклама. А на достижения – такие, как создание атомной бомбы или ликвидация безграмотности – никто не способен. Ланины сидят повсюду. Они научились не проносить мимо рта ложку. Кроме этого навыка, ничего от них не требуется. Всё-таки пророческое выражение ходило в народе – профессор кислых щей.


 

Сергей АРУТЮНОВ, поэт:

 

Давайте считать, что уважаемые россияне знают о том, что такое допушкинский период русской литературы: с презумпцией знания рассуждать гораздо приятнее.

Итак, во-первых, «допушкинский период» – Гаврила Романович Державин, говоривший на более-менее вменяемом русском языке, во-вторых, «Большая Тройка классицистов XVIII века» – Сумароков, Тредиаковский и Ломоносов, которых с трудом, но ещё можно хоть как-то понять…

Но в том-то и дело, что, в-третьих – это Антиох Кантемир, Феофан Прокопович и другие просветители наши, открывшие «ещё в XVII веке», что на русском языке можно, оказывается (!), точно так же, как на латыни или греческом, строгать «духовныя стихиры».

В силу открывшихся перспектив сии просветители тотчас же затеяли вить из русских словес совершенно невообразимые, кошмарные барочные финтифлюшки, понять которые и тем более запомнить (из-за того, что писались они не силлабо-тоникой, а силлабикой), органически невозможно.

 

Пример для наглядности от Прокоповича:

 

И тамо узрел конец сих, славных

              В счастья цвете,

Коя премена ждёт их, злонравных,

              На сем свете.

И се ты, Боже, сих гордых рога

              Сокрушаешь,

Их славу и честь смирным под ноги

              Повергаешь,

А прелести их платишь прав грозно,

              И в сей жизни

И в оном веце ощутят поздно

              Злы болезни,

Кроме совести, яже их мучит

              Всегда тайно,

Паче тиранов лютых, и скучит

              Чрезвычайно.

Гнев твой праведный гонит их везде

              Непрестанно,

Пока с богатством исчезнут отзде

              Окаянно,

Яко сон, иже мечтами спящих

              Устрашает,

А потом, вмале оставя бдящих,

              Исчезает.

Дондеже и аз сия постигох,

              Как скотина

Бых неразумен, знати не могох,

              Кая вина

Зельного счастья грешных, от тебе

              Отверженных.

И уж едва не почтох себе

              Меж прельщенных.

Но твоей руки тайная сила

              Мя держала,

Промыслов твоих скрытые дела

              Мне являла.

 

Как только что было сказано – дондеже и аз сия постигох. Как скотина (с)…

Вообще, это сугубо дело вкуса. Читавший нам в Литинституте XVIII век покойный Лебедев был влюблён в своих подопечных насмерть…

Но уважаемые россияне – вопрос к вам: вы что, действительно хотите, чтобы ваши дети учили это наизусть, разбирали, путались в этом? Чтобы вопросы по этим авторам были в ЕГЭ и ГИА? Лично я – нет. И вот почему: вы, замордованные вторжением безликой поп-культуры, закономерно ищете в допушкинском периоде очередной «золотой век», нафаршированный бесценными и, конечно же, утраченными традициями, не отдавая себе отчёта в том, что до Пушкина в русской литературе был ад.

Ну, не Ад, а нормальный такой мезозой-палеозой-кайнозой. Юрский период, словом. Ходили по нашей земле (то есть, по нашему обожаемому языку) огромные лоснящиеся туши, топтали и мяли её, и что-то ещё при этом неразборчивое рычали и выли… и достались потому на разбор и ознакомление студентам-филологам, а не школьникам, совершенно, уверяю вас, закономерно.

Пушкин в нашем языке был первым безволосым приматом. Он первым поднялся на задние ноги и тем самым стал неотразимо походить на человека. С него, такого европейски подражательного поначалу, наша литература преимущественно и началась.

Вы скажете – а как же «Слово о полку»? А «Слово о Законе и Благодати», «Мамаевом побоище», «Задонщина», корпус по крохам собранных фольклористами еретических апокрифов и сам, наконец, изумительный протопоп Аввакум Петров?

А никак, уважаемые россияне: это не допушкинский период, а, натурально, древнерусская литература, лишать которой ваших детей никто не собирается.

У меня всё.


Опрос провёл МАКСИМ ЛАВРЕНТЬЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования