Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18. 03.05.2013

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

Будущее, как и прошлое, не за горами

 

Действие романа Богдана Ткачёва «Эра Бессмертия», изданного в Московской городской организации Союза писателей России, разворачивается в относительно близком будущем (по историческим меркам) – в 30–70-е годы нашего века, да так стремительно, что только успевай следить и действительно изумляться. Мы-то тут живём на пределе человеческих сил, воруем колоски с бывших колхозных полей, покрываемся, как говорил один из героев Шукшина – Егор Прокудин в «Калине красной», морщинами на Крайнем Севере, всё ждём чего-то плохого (хорошего уже давно не ждём) и думаем, что только нам одним и плохо. А вот там… Автор предельно достоверно и точно, будто заглянул в будущее, показывает нам, что происходит «там». Продемонстрировал это в двух видах: художественно-центробежным сюжетом и встроенной в него «Зелёной тетрадью», которую ведёт летописец этого времени – Владислав Воронцов. Одно как бы дополняет другое, и одно без другого немыслимо.

Так вот. Ткачёв, то бишь Воронцов, пишет: «Восстановить истинный ход событий даже приблизительно – чрезвычайно трудно. История последних десятилетий искусственно и целенаправленно изменяется прямо на глазах… В конце концов страшная, кровавая и грязная дорога к нынешнему нескончаемому процветанию начнёт восприниматься как стройное триумфальное шествие всего человечества во главе с Государем – по ровному, гладкому шоссе… без коварства и подлости, без гибели восьмидесяти семи процентов населения… Современное летоисчисление – «Эры Бессмертия» и до «Эры Бессмертия» – утверждено Государем и Высшим Советом всего четырнадцать полных лет назад… Лет через двадцать или тридцать датировка «от Рождества Христова» отомрёт окончательно. В новом мире христианство не в моде – и уже никогда не будет в моде. Ибо религия Иисуса исполнена неприятием физического бытия и постоянным ожиданием смерти – как избавления от земных уз. Мы же вступили в жизнь вечную, беззаботную, неувядающую, и с тех пор не нуждаемся в Царствии Небесном – как вообще в большинстве старых мифов и традиций… От прежней многотысячелетней эпохи остаются лишь исторические реликвии… блекнущие воспоминания да эти непонятные ужасные сны…».

Я привёл выдержки из «Зелёной тетради», не имея возможности хотя бы вкратце пересказать роман, где прокатилась ужасающая Третья мировая война, где воевали все со всеми, где в России появился харизматический, чаемый народом Президент, а потом и Государь – Пересветов, где его позже подменили монструозным гомункулом, где… Но достаточно. Надо читать роман, а не слушать песни пьяного литературного соловья, то есть меня, тем более, когда у меня самого голова идёт кругом от всего прочитанного.

Или прислушайтесь к мнению трезвого литературоведа Данилы Давыдова: «Роман Богдана Ткачёва – яркий пример современной антиутопии. Жанр, находящийся на грани притчи и критики идеологического проектирования, кажется, не умирает вне зависимости от социополитических и социокультурных трансформаций, происходящих с человечеством. Притчевая основа у Ткачёва отсылает сразу ко многим источникам. Так, лёгшая в основу романа идей индивидуального человеческого бессмертия заставляет вспомнить свифтовских бессмертных струльдбругов, постепенно утрачивающих всё человеческое, а заодно можно вспомнить и бессмертного философа из лемовского «Осмотра на месте»; рабское клонирование и вообще биотехнологические модели напоминают неравноправие каст у Хаксли или «Свободное падение» Буджолд. При этом Ткачёв вполне самостоятелен, он строит картину ужасного будущего, притворяющегося прекрасным, уравновешивая модельные элементы и создавая совершенно самостоятельный антиутопический мир. При этом сочетание живого сюжета с философским трактатом – вещь именно в утопии или антиутопии уместная, и здесь Ткачёв оказывается взвешенным аналитиком, далёким от какой-либо ангажированности». С чем я полностью согласен.

Постскриптум. Я бы ещё только привёл аналогию Ткачёва с Оруэллом, Азимовым и Брэдбери, но наш автор, безусловно, чего тут скрывать или стыдиться, несравненно выше и прозорливее, и стоит всех троих вместе взятых. Слово соловья.


 

Уральский Джек Лондон

 

В Перми живёт самобытный писатель, который пока, к сожалению, не слишком широко известен. Это Марат Буланов, родившийся в 1961 году. Пишет стихи, рассказы, романы, занимался когда-то академической наукой – дифференциальной психофизиологией (я даже не знаю, что это такое), а также музыкой, журналистикой. В литературу пришёл довольно поздно. Но на сегодняшний день в Москве опубликованы три книги прозы. Одна из них – «Якутские рассказы». Вот о них-то и хотелось бы поговорить.

Они выстроены в довольно жёсткой конструкции, это и понятно: суровая природа, вечная мерзлота, не слишком доверяющие друг другу люди (а действие многих из них происходит в посёлке нефтяников и геологов Кызыл-Сыр). Содержание предполагает и особую хлёсткую форму. Мы знаем писателей, который шли «северами» (а под этим словом я подразумеваю не только территорию, но и экстремальные обстоятельства жизни) – к чистому листу бумаги. И пришли, оставив заметный след в литературе, как в отечественной, так и в зарубежной. Джозеф Конрад, Олег Куваев, Джек Лондон, конечно же. Это навскидку. Но их много, а ещё больше так и не дошли. Причём в буквальном смысле – замёрзли, спились, покончили с собой. Да и среди «счастливцев», ставших писателями, тот ещё процент трагических жизней. Почему так?

Меня этот вопрос всегда интересовал. Казалось бы, человек испытал и преодолел такие невероятные трудности, в реальной жизни был на краю гибели, должен вроде бы закалиться как буланый клинок, ан нет. В комфортной-то жизни его и подстерегает то, от чего он ускользал на «северах», обманывая судьбу. Но это отдельный вопрос, из области, наверное, той самой дифференциальной психофизиологии, а мы вернёмся к рассказам Буланова. А они действительно ассоциируются у меня с упомянутым мной клинком, не случайно даже и фамилия у автора такая.

Я с ним не знаком, только по телефону один раз общался, но, заглянув на сайт, прочитал такие отзывы: «Рассказы яркие, жёсткие – но впечатление отчего-то оставляют светлое, хотя есть в них и беспощадная северная природа, и трагические обстоятельства жизни, и человеческая подлость и глупость... Но таков север – он, может, и пощадит таёжного охотника, но будет безжалостен к человеку, склонному слишком уж полагаться на свои силы, да на технику и на секундочку позабывшему о том, что природа здесь в любой момент может стереть его с лица земли. Такие случайные жертвы возникают во многих рассказах – неизвестный шофёр, придавленный на лютом морозе собственной машиной и так и замёрзший с ней рядом, провалившийся в болото незадачливый грабитель, убийца и беглец Павел из рассказа «Бесовские искушения». Север не прощает человеческой жадности, глупости и недальновидности». «Особую линию в прозе Буланова составляют рассказы о животных. Читателю, несомненно, запомнятся беззаветно преданные собаки Байкал и Дея из одноимённого рассказа, тонкое эссе о якутских лошадях, печальная история кота Бимки из рассказа «Предательство». Животные не предают и не подличают, и даже самая злая судьба не заставит их покатиться по наклонной...».

Журналист Пётр Сергеев пишет (а мне и добавить к его словам нечего, потому что сам хотел сказать то же), что «Герои его рассказов – люди, на которых мы обычно не обращаем внимания или даже не хотим замечать. До тех пор, пока они что-нибудь не выкинут. Да что они могут выкинуть? Разве что по пьяни убить кого... Тогда их замечают – как Кольку Бессонова, что с пьяной обиды на девчонку берёт ружье и стреляет в первых попавшихся «городских чистоплюев». И всё, жизнь кончена…В целом проза Буланова – жёсткий, яркий, нелицеприятный, почти документальный отчёт о российской глубинке, дух которой был подорван не «лихими девяностыми», но много раньше – и которая, несмотря ни на что, всё же выжила и выживает».

Постскриптум. Марат Марсилович Буланов уже явно вошёл в отечественную литературу, хотя всё ещё как-то сомневается, на мой взгляд, в выбранном пути (это из телефонного разговора с ним). А колебаться нечего. Надо продолжать писать, ведь и рабочего материала достаточно, и таланта хватает. Да и вышедшие произведения уже участвовали в книжных выставках-ярмарках в Москве и Санкт-Петербурге, а также экспонировались на книжной ярмарке BookExpo America. Более того, его романами всерьёз заинтересовались американские и канадские библиотеки. Вот так всегда: пока мы спим, заграница не дремлет. А надо бы Буланова в наши библиотеки и в наши книжные магазины. Вместо гламурных дамочек-писательниц, которые ничего путного (мужественного и честного) юному поколению не привьют. Нам нужны наши конрады и лондоны, которые научат жизни в самых суровых условиях. Иначе совсем обабимся.


 

У врат чертогов Святой Софии

 

Широта взглядов и непредвзятое отношение к тем или иным литературным направлениям и течениям позволяет нам рассматривать также не только художественные книги, но и чисто научные, имеющие, тем не менее, отношение к культуре. А не к ядерной физике, конечно же. Вот поэтому под рубрикой «Изумляемся…» я представляю читателю редкую и малотиражную книгу-монографию Жанны Океанской «Ословесненный Космос отца Сергия Булгакова: «Философия имени» в контексте поэтической метафизики конца Нового времени», вышедшую в Иваново – Шуе. Разумеется, не каждому она придётся «по зубам». Но и хуже она от этого не станет. Поскольку в ней рассматриваются крайне важные, но малоизученные вопросы современной лингвокультурологической герменевтики. И именно в аспекте религиозно-философского наследия отца Сергия Булгакова. Автор обращается при этом к неомифологическим мотивам современной ему эпохи конца Нового времени.

Вот лишь некоторые темы, которые тщательно анализирует Океанская, связывая их с великим именем: «Космологический статус языка», «Океанический Логос как Интеллигенция Бездонности», «Трагедия эгологической философии», «Идиллия и эсхатология в романе «Анна Каренина», «Ленинский образ Булгакова», «Антисофийный сюжет Мастера и Маргариты в контексте Премудрости Соломоновой и опыт православной софиологии имени в мире Сталкера», «На подступах к мироязыку» и многие другие, не менее интересные.

Эта книга по большому счёту – совершенно беспрецедентна. В ней на разноплановом неомифологическом материале кризисной эпохи конца Нового времени ярко продемонстрировано, как теоретический ансамбль булгаковской «Философии имени» работает в качестве продуктивного культурологического метода. Но это ещё не всё. Если посмотреть шире, этот труд показывает вполне современное и вообще непреходящее значение идущего от А.С. Хомякова и абсолютно уникального культурно-исторического опыта русской религиозной философии XIX–XX веков, создающего на материале двойного кризиса метафизических оснований (религиозных и философских) новый проблемно-динамический синтез. Последний свидетельствует о неистощимости мифологического потенциала культуры, о его креативной и одновременно хранительной роли.

Один отрывок из книги, существенный для нашего времени, прокомментирую. Булгаков подчёркивал: «Богатство есть благо для политической экономии. Никому из экономистов не придёт в голову в этом усомниться или об этом спрашивать. Умножай богатства, – вот закон и пророки для политической экономии. А так как рост богатств находится в связи с развитием потребностей, то иначе выраженная эта же заповедь гласит так: умножай и утончай потребности и создавай этим условия для роста богатств». Однако общефилософский «вопрос о богатстве и умножении потребностей», согласно Булгакову, «решается в высшей инстанции, чем политическая экономия», и здесь «человеческая мысль движется между двумя крайними полюсами – эпикуреизмом и аскетизмом».

Путь, которым идёт мыслитель, можно назвать культурно-исторической диалектикой: сначала излагаются соображения Мальтуса и Зомбарта о благотворности «роскоши», а в противовес приводятся высказывания Гёте и Шопенгауэра о том, что роскошь существует только для людей, не имеющих мыслей. «Историческое развитие, – писал Булгаков, – ведёт в представлениях Зомбарта от зверочеловечества к свиночеловечеству… Где здесь место, в этой парикмахерской цивилизации, мучению рождающейся мысли, томлению мятущейся совести, подвигу любви и самоотвержения, неустанной борьбе с собой, куда в этом всемирном ресторане поместится наш бедный дух с его мировыми вопросами? Дух сдан здесь без боя удовлетворённой чувственности, его первородство продано за чечевичную похлёбку. Отсутствие идеалов заменяется здесь «жизнью в красоте».

Постскриптум. Отец Сергий Булгаков с его «Философией имени» (именно в этом ключе) занимает всё ещё недоосмысленное интеллектуальной современностью положение. И если отец Павел Флоренский много сказал о сущности имени как смысловой энергии, а А.Ф. Лосев о таинственном имени Первосущности как её исходно-безначальном эйдологическом существе, то булгаковская мысль переносит нас в сферу сопряжения богословия и космологии. Она, эта таинственная сфера, конечно, присутствовала ещё в ранней греческой философии, у досократиков, например, искавших ещё неоткрытое многоименитое Имя Тотальности. Но мы до сих пор всё ещё остаёмся у врат чертогов Святой Софии…


Александ ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования