Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №18. 03.05.2013

Чайка в окружении хищников

Обрывистый берег Волги, вдали – лес и поле, на переднем плане беседка и трактир, слышны тревожные крики чаек, как бы предвещающие несчастье (кстати, имя Лариса в переводе с греческого – «чайка»). Декорации художника А.Глазунова к спектаклю Малого театра «Бесприданница» помогают зрителю настроиться на восприятие пьесы Островского, поставленной художественным руководителем театра Ю.Соломиным к 190-летию великого драматурга. Действительно, с одной стороны – заволжские дали, красота русской природы подчёркивают лиризм и поэтическую душу героини, с другой стороны – трактир, где сплетничают и ведут обыденные разговоры буфетчик и трактирный слуга. Этим выражается несовместимость души Ларисы с чуждым ей обывательским миром. Режиссёр и исполнительница главной роли артистка А.Иванова далеки от трактовки трагедии героини в узко-бытовом плане: лишь как бедной девушки без приданого. «Я сделалась очень чутка и впечатлительна», – говорит Лариса. Она иначе мыслит и чувствует, чем люди её окружения: её мать Харита Игнатьевна, женщина с неприкрытыми материальными страстями (Л.Титова), её жених Карандышев – маленький человек с огромными амбициями (Д.Марин), крупный делец Кнуров, скрывающий за высокомерием низменные вожделения (Я.Барышев), молодой предприниматель Вожеватов, друг детства Ларисы, отвернувшийся от неё в трагический момент (С.Потапов). Не случайно в первой сцене Лариса рассматривает в бинокль волжские просторы: она видит мир в другом масштабе. Мы встречаем Ларису в критический момент её судьбы: надежда на счастье – взаимную любовь с Паратовым – сменилась разочарованием, она готова выйти за нелюбимого Карандышева и уехать в деревню, чтобы забыться, отдохнуть от городской суеты и назойливых поклонников, но возвращение Паратова вселяет в неё новую надежду, крах которой она уже пережить не может. Здесь Лариса на обрывистом берегу (жизнь подошла к обрыву!) провоцирует Карандышева на выстрел, гневно крича ему в лицо: «Чьей ни быть, но не вашей!» Для героини её полное отчаяния признание «Я не нашла любви, так буду искать золота» страшнее смерти.

В пьесе Лариса, умирая, благодарит Карандышева и говорит, что любит всех. В спектакле нет этих слов. Здесь к умирающей героине подходят Паратов, Кнуров, Вожеватов и с ужасом застывают, глядя на неё, кажется, только в этот момент осознавая, что они виновники её гибели. Режиссёра можно понять: этих людей любить нельзя. Нельзя и прощать их. Особенно Паратова. Если в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» Никита Михалков сыграл Паратова как слабого человека, падкого до женской красоты, который не мог не поддаться обаянию Ларисы, то здесь артист А.Фаддеев играет хладнокровного соблазнителя, которому всё равно, что случится с Ларисой – лишь бы удовлетворить своё мужское самолюбие и насолить Карандышеву. Его Паратов в разговоре с Робинзоном смотрит не на актёра, а на зрителей, когда говорит: «Время просвещённых покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии». И слышишь, как зрители взволнованно перешёптываются. Что и говорить: звучит, к сожалению, актуально. Ведь взгляд на женщину лишь как на объект сексуальных наслаждений, отношение к артистам как к шутам, призванным веселить толстосумов – не такое уж редкое явление в наше время. Артист А.Кудинович, исполнитель роли Робинзона, прекрасно это раскрывает.

Мне показался спорным лишь один момент. У Островского Лариса поёт романс на стихи Е.Баратынского «Не искушай меня без нужды», и он звучит как мольба, обращённая к Паратову, которой тот не внял. В спектакле же артистка поёт романс «Когда б он знал» на стихи Е.Растопчиной. Эта замена не кажется убедительной: Паратов и так знает, что Лариса любит его.

Ю.Соломин как режиссёр всегда уделяет внимание бытовым деталям: обстановка, фотографии и картины на стене, безделушки вносят дополнительную характеристику в раскрытие героев, их вкусов, культурного уровня. В условных декорациях Островский бы не смотрелся.

Театру удалось главное: раскрыть трагедию поэтически-мечтательной, самолюбивой и гордой женщины в мире, где всё продаётся, где нет сострадания и все чужие друг другу. Этот спектакль не только раскрывает социальный конфликт, но и углубляется в сферу познания души, её страданий и противоречий, поэтому он и не оставляет зрителя равнодушным.


Александр МАКЕЕВ,
кандидат филологических наук




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования