Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №19-20. 17.05.2013

Довлатов – «локомотив» писательских кино

 С показа фильма Ромы Либерова «Написано Сергеем Довлатовым» в театре и клубе «Мастерская» начались воскресные «писательские фильмы».

 

Всего в персоналиях проекта режиссёра и автора сценария Ромы Либерова – пока четыре «сделанных» писателя. Речь идёт о фильме «По кличке «Писатель» (О Юрии Олеше), «Разговор с небожителем» (к юбилею Иосифа Бродского), «Один день Жоры Владимова», «Написано С.Д».

Несколько слов о Либерове – он финалист ТЭФИ 2010 в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий» за фильм «Разговор с небожителем». С ним же вошёл в программу «лучших неигровых телевизионных фильмов 2010 года» фестиваля «Лавр» и «Артдокфест».

Фильм «Один день Жоры Владимова» также угодил в список лучших телевизионных документальных фильмов 2011 года по версии «Артдокфеста». Раньше своё кино Рома показывал на журфаке МГУ, теперь решился в «Мастерской». За четыре года существования это место рядом с «Щепкой» и Большим театром в Театральном проезде стало культовым среди молодых театралов, писателей, музыкантов…Один из его учредителей – московский гитарист Алексей Паперный, известный по «Китайскому Лётчику Джао-Да», его клубу.

Либеров, предваряя показ, сказал, что сам Сергей Донатович очень удивился бы, узнав, что стал локомотивом – то есть встал перед киноБродским, которого озвучит актёр Кирилл Пирогов, Олешей от Армена Джигарханяна, «Записки писателя» которого очень ценил, Владимовым от Валентина Гафта.

Фильм создан из фрагментов произведений, писем, интервью, редакторских колонок… Фильм-коллаж… Он снимался в Петербурге, Республике Коми, Таллине, Пушкинских горах и Нью-Йорке. Либеров и его команда попытались увидеть мир глазами другого человека или мифа о нём.

Образовалась конструкция из деталей, пространства, фотографий, рисунков, звуков, печалей... Фильм сочинён при живом содействии Елены, жены писателя, и Кати, дочери Довлатова. Текст от первого лица читает Сергей Пускепалис.

Другим названием фильма могло бы стать «Весёлый ад» – известная среда обитания Сергея Довлатова. Очень пластичными «отбивками» и в то же время «инкрустациями» были анимационные персонажи: фильм начался с того, что сам мультяшный писатель возлежал прямо на собственном надгробии и, как герой Велимира Хлебникова «Жизнь с конца», почти удрал со своих похорон. Посылая к чёртовой матери весь похоронный хлам, отряхивая лепестки белых гладиолусов, обращается к скорбящим: «Одну минуточку. Не расходиться! Сейчас я назову поимённо всех людей, которые вогнали меня в гроб».

Списков, конечно, в фильме не было. С каждым кадром, напротив, мы убеждались, что Довлатов сам загнал себя в «четвёртый круг», где скупые и расточители перетаскивают разные тяжести, вступают друг с другом в бой. Наверное, оттого-то ему прежде всего хотелось набить морду себе самому. В действо, которое было закручено как калейдоскоп видений почти всегда нетрезвого Довлатова, попадали то анимационный Ленин если с не железным, то с абрисным Феликсом, урки, которых охранял Довлатов в армии, когда служил охранником в лагерях Коми АСCР, крикливый попугай, которым обернулась американская мечта – увы, не орлом, не синей птицей.

Довлатову бы в «Мастерской» точно понравилось. Уже поднимаясь по лестнице, шаг за шагом, вписываешься в своё кино. «Мастерская» работает в хорошем месте с «чистой» аурой – бывшие Китайские бани располагались здесь. Антураж ещё тот – вневременные барные стойки, столы полувековой давности, залитые лаком, потёртые временем и рукавами завсегдатаев, спускающиеся к ним будто из глубин осьмнадцатого века видавшие виды абажуры, колонны, облицованные больничным кафелем, подпирающие потолки с светозвуковой инженерией… Где-то в далёком верхнем углу (вместо в рояля в кустах) очень неприметные туба с виолончелью… Глядя на собрание в «Мастерской», «наши» – сказал бы Фёдор Достоевский, в лучшем смысле этого слова.


Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования