Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 24.05.2013

Записки думающего православного

 Неожиданно внушительным по нынешним временам тиражом

(10000 экземпляров) вышла в свет книга прозы Николая Байтова «Ангел-Вор».

И почти весь тираж распродан за две недели.

 

Николай Байтов в 80-х стал одним из основателей известного андеграундного альманаха «Эпсилон-Салон». Первое тиражное издание прозы Байтова появилось лишь в 2011-м году: «Думай, что говоришь», изд-во «КоЛибри», в серии «Уроки русского». В этом же году он стал лауреатом Премии Андрея Белого. Сборник «Ангел-вор», вышедший в «Эксмо», вторая книга прозы Байтова в твёрдом переплёте.

 

Перелистывая эту книгу, только что выпущенную «Эксмо», я испытал странный набор чувств, самое сильное из которых было удивление. На зеленоватой обложке с голубыми куполами храма за деревьями, с монахом, идущим навстречу читателю, написано «Ангел-вор. Рассказы о церкви» – подозрительное сочетание. Издали обложка неотличима от соседей по магазинной книжной полке, среди которых, например, «Несвятые святые» – бестселлер архимандрита Тихона (Шевкунова). Скажу, забегая вперёд, что у «Ангела-вора» с ними мало общего. То есть много: это действительно книга о церкви, о православии, о Боге. Но при этом она не такая, как они, с какой-то другой литературной планеты.

Итак, ещё одно сильное чувство – любопытство – заставило меня побежать в кассу книжного магазина. Начав чтение в вагоне метро, я не остановился, пока не дочитал. А затем начал по второму кругу, потому что, дочитав один рассказ, понимаешь, что недопонял другой. Предупрежу сразу: хотя под обложкой есть и целый «православный детектив» (повесть «Всё, что сказал духовник»), хотя в рассказах попадаются закрученные винтом лихие сюжеты, увлекательность этой книги совсем другая. Мне она показалась странным многомерным кроссвордом, в котором нет прямых – горизонталей и вертикалей, – в котором на некоторые вопросы подойдут разные, иногда взаимоисключающие ответы, а на некоторые нет ответов в принципе. И самое важное измерение в этом многомерном сооружении – Бог. Именно оно придаёт чтению глубину.

Навести справки об авторе оказалось несложно. Биографических загадок не обнаружено. Николай Байтов, вообще-то, как выяснилось, не чуждый литературных мистификаций, собственную биографию не мистифицировал, имиджестроительством никогда не занимался.

У Николая Байтова не было трудного пути к Православию. Он, можно сказать, врождённо православный, из православной семьи. Идти никуда не надо было, он уже пришёл, родившись.

И квантовую Кошку Шрёдингера он, фигурально выражаясь, чесал за ухом ещё ребёнком: его отец – физик ядерщик.

Выходит, всё это не неофитское очарование «экзотикой» (боюсь, изрядная часть верующих впервые узнала слово «солея» после того, как на неё взобрались Pussy Riot). Это погружённость в быт и вообще в мир христианской, православной культуры, философии, литературы. Так же как упоминания квантовых эффектов и дуализма Бора, теории эволюции, замысловатые логические конструкции – это не очарование дилетанта диковинными парадоксами, «расширяющими сознание». Это, стало быть, почти врождённое.

«Когда в 1986 году, после двенадцатилетнего совершенного уныния, я вдруг поступил в церковные сторожа...». Эту фразу читатель увидит в начале рассказа «Ангел-Вор». Рассказчик... то есть рассказчики, их два – они сторожат храм, им доверили церковное имущество, и завязка своеобразной детективной истории без этого была бы невозможна. Отождествить автора с рассказчиком – всегда большой соблазн. В случае текстов Байтова следует брать себя в руки. В следующем рассказе он с той же доверительной интонацией будет излагать случай с вымышленным странноватым персонажем, но литературная достоверность останется – по той причине, что Байтов или знает то, о чём пишет, или не знает, но много думал перед тем, как «не знать». Для этого у него было немало времени: более двадцати лет Байтов неторопливо писал, не думая о насущном «литературном процессе» и не очень заботясь об издании своих удивительных текстов.

Он действительно больше, чем полжизни работал церковным сторожем. И сейчас работает. В предисловии к одному из немногочисленных (пока?) интервью нашлось такое: «Я как-то предложил ему: не хочешь ли заняться техническими переводами? Английский у тебя приличный, ну а с вычислительной техникой ты на короткой ноге (выпускник МИЭМ). На что Н.Байтов после паузы ответил: Я уж привык. Да и хорошо здесь. Вот сижу, читаю, пишу».

Эта книга предлагает читателю не просто прочесть захватывающие, мастерские рассказы о церкви, а предлагает думать. Хотя нет: некоторые из этих рассказов вполне можно читать не думая и получать при этом удовольствие – от плавно, с достоинством движущегося повествования, от не отягощённой игривыми эпитетами и нагловатыми метафорами речи: «Батюшкин велосипед – «Украина» – был тяжёл, зато был основательным и шёл с размахом... <…> …Медленно крутя педали, Гога оглянулся. Белая церковь с тёмными главками отодвинулась уже далеко и как-то вниз, хотя стояла на бугре...» (рассказ «Пиво»).

Можно не думать самому, но следить за мыслью автора, которая во всех без исключения рассказах без малейшего предупреждения поворачивает вбок и скачет вверх-вниз. Иногда сама траектория этих скачков и составляет сюжет повествования. А вот рассказ «Рим. Собор святого Петра» (будь моя воля, назвал бы его «беседа сторожа со Стражем») – этакая почти готовая инструкция: «Так каким же образом нам говорить с Апостолом Петром?». Её сопровождает предполагаемая беседа скромного (не слишком, пожалуй) церковного сторожа со Стражем врат Рая. Далее автор, впрочем, со знанием дела, повествует о римской вилле Ада с непроходимыми оврагами ежевики поблизости, – как лауреат премии памяти Иосифа Бродского за сборники стихотворений, Байтов жил по месяцу в Венеции, Болонье и Риме.

Книга эта вообще весьма информативна. Вы знали, например, что 1-го января по новому стилю – день св. Ильи Муромца (рассказ «Ильин день», с которого начинается книга)?

Удивительно отношение автора к Чуду. К Тайне. К Таинствам. Без чудес, без тайн, без бесед с ангелами и подвижниками-пустынниками эта книга просто немыслима. При всей любви к деталям быта, чуду отводится особое, самое почётное место. «Мистическое, духовное событие он хотел профанировать, перевести его в бытовую плоскость...» (Рассказ «Ангел-Вор», давший название книге).

Читая, начинаешь понимать, что чудеса и тайны нужно, видимо, делить на прикладные и фундаментальные.

 Ответов на эти вопросы искать тут, увы, бесполезно. Чудесные видения, пророческие сны – они углубляют проблемы, а не решают. В крайнем случае, нечто подсказывают.

Надо сказать, что старцы у Байтова тоже не торопятся выступить в качестве скорой психологической помощи, а делегируют эту почётную обязанность Интернету. Архимандрит Гавриил из рассказа «Татьяна» сетует, разгребая ежедневную обильную почту: «Большая часть писем – каждые семьдесят из ста – содержат не серьёзные христианские вопросы, а лишь просьбы женщин снять порчу с них самих или с их детей или с внуков, – порчу, которую якобы навела на них какая-нибудь зловредная соседка. Ответ на такие письма может быть лишь один. Здесь не нужно дарований Духа Святаго, которыми, по мнению этих женщин, я столь богат. Здесь достаточно автоматической программы, которая через Интернет будет множить одно и то же письмо: «Молись и кайся. Кайся в том, что ты свою соседку считаешь колдуньей, в то время как настоящей колдуньей являешься ты сама, коль скоро ты своей соседке приписываешь такие намерения и навыки…»«.

Верить, веруя, но не упрощая – это так необычно для нашего времени, времени истых неофитов и говорливых «властителей дум», по обыкновению скользящих на поверхности веры. В этом, возможно, нет ничего плохого, издержки массовости. В любом случае, для поклонников религиозного сёрфинга в России выпущено за последние годы предостаточно «божественных» книг.


Алексей МУЧНОВ,
кандидат технических наук,
г.ПУЩИНО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования