Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 24.05.2013

Архаист-новатор над картой литературы

В Доме русского зарубежья состоялась церемония вручения премии Александра Солженицына. Имя лауреата было объявлено заранее, поэтому в кулуарах и зале не ощущался тот ажиотаж, что сопутствует многим другим литературным премиям. Торжественную часть посвятили не нагнетанию интриги, а объяснению того, кому и за что присудили награду.

Тон своего рода дискуссии задала Наталия Дмитриевна Солженицына, напомнив слова своего покойного мужа, мечтавшего когда-то в изгнании об особенной литературной премии: «Не пропустим достойных, не наградим пустых».

И до недавнего времени (а первое вручение состоялось в 1998 году) лауреатами становились писатели и учёные старшего поколения, давно признанные «не пустыми» – Владимир Топоров, Инна Лиснянская, Евгений Носов, Валентин Распутин, Андрей Зализняк, Леонид Бородин, Александр Панарин, Игорь Золотусский

Максим АМЕЛИН
Максим АМЕЛИН

Исключением в 2006 году стал относительно молодой (по возрасту) писатель Алексей Варламов, а вот в последние два года сорокалетние вышли на авансцену премии: в прошлом году лауреатом стал Олег Павлов, а в нынешнем – поэт, переводчик и издатель Максим Амелин, который был удостоен её «за новаторские опыты, раздвигающие границы и возможности лирической поэзии. За развитие традиций русского стиха и за обширную просветительскую деятельность».

Члены жюри постарались обосновать свой выбор. «Иногда он (Максим Амелин. – Р.С.) кажется мне человеком из русского ХVIII века, который он больше всех веков и любит. То есть таким человеком в камзоле и напудренном парике, которому в поэзии и вообще в культуре всё внове, всё интересно, но и всё нуждается в немедленном развитии», – признался Павел Басинский.

Литературовед Людмила Сараскина с ним не согласилась, сказав, что ей Амелин наоборот видится человеком середины ХХI века, когда знание древних языков, по её мнению, станет нормой. Именно благодаря искусству быть «с мировой литературой на дружеской ноге» позволило Максиму Амелину стать «архаистом-новатором», «подданным и данником» литературы, издателем и переводчиком совершенно разных поэтов и писателей.

Театровед и критик Борис Любимов поразился разносторонним и необычным интересам лауреата – граф Хвостов и баснописец Александр Измайлов, Катулл и Пиндар – и объяснил это цитатой из давнего стихотворения Амелина: «Я из другого текста».

После этого со своей речью выступил виновник торжества. Получилась настоящая лекция, выдержки из которой я позволю себе привести:

«Поэзию, как область приложения умственных и душевных сил, я не выбирал, она выбрала меня сама и заставила служить себе истово и преданно. По крупицам собирая малодоступные творения старых русских поэтов, вчитываясь в них и размышляя над ними, я пришёл к однозначному выводу, что карта нашей поэзии предельно неточна, что на большей части её законной территории расположен историко-литературный ГУЛАГ, куда ссылались все неугодные на протяжении нескольких веков, а те языковые богатства, которые там сокрыты, никак или почти никак, не используются».

«История русской поэзии, представавшая в идеологическом литературоведении бесконечным батальным полотном, явилась передо мной скорее общим хором пусть и неравносильных, но весьма разнообразных голосов, каждый из которых по-своему славословит Творца и творение. Сторонники противоположных мнений о поэзии, суждений о её языке и взглядов на сущность поэтического вещества, шишковисты и карамзинисты, славянофилы и западники, оказались различными частями единого тела адамова, без которых оно не является полным, а значит и дальнейшая преемственность может не состояться, дав неожиданный сбой».

«В искусстве, в отличие от промышленного производства, нет прогресса. В своих стихотворных опытах я стараюсь говорить о болях и радостях современного мира языком торжественным и нерабским, показывая недопроявленные возможности его смысловых и стилистических регистров. Усреднённость языка для поэзии, на мой взгляд, не менее губительна, чем серость чувств и убожество мыслей. Те формальные новшества, которые я пытаюсь вводить, так же, как и языковые, лишь наследуют хорошо забытым находкам и развивают упущенные направления. Экспериментаторство ради экспериментаторства, взятое в отрыве от многовековых традиций национальной поэзии, само по себе, оставляет меня равнодушным».

По окончании церемонии лауреат ответил на несколько вопросов для нашей газеты.

– Максим, это ваша первая литературная награда?

– Нет, далеко не первая. Но выбор жюри премии Александра Солженицына, честное слово, стал для меня полной неожиданностью. Это высокая честь, быть удостоенным этой награды после видных деятелей литературы и науки, подвижников русского языка и культуры.

– Прошу прощения за следующий вопрос, но всё же задам: какие творческие планы?

– В стихотворчестве – продолжать поэму «Соловецкая страда», в переводе – закончить корпус переводов Пиндара, в публикаторстве – выпустить книгу Михаила Собакина, забытого поэта XVIII века, который, на мой взгляд, великолепен. Он автор первого русского верлибра – это 1738 год.

– Через несколько дней состоится вручение премии «Поэт» Евгению Евтушенко. А кто, на ваш взгляд, достоин этой премии в ближайшие года два-три? Есть ли у нас ещё живые классики, не увенчанные «Поэтом»?

– У нас много хороших поэтов, которых пока эта премия обошла. Мой список может быть довольно большим, поэтому я могу назвать лишь несколько очень разных поэтов, которых я бы отметил: Алексей Цветков, Вера Павлова, Евгений Карасёв, Ирина Ермакова, Сергей Стратановский...


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования