Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 24.05.2013

Музыка поднимает веки

В камерном зале Московского дома музыки состоялась мировая премьера музыкального спектакля композитора Алексея Шелыгина «Слово о полку Игореве». Постановку осуществил Ансамбль Дмитрия Покровского – уникальный фольклорный коллектив, созданный в 1973 году и получивший всемирное признание и любовь за феноменально органичное соединение народной музыки с современными жанрами и стилями (джаз, рок, классика) и за высочайший профессионализм. «Словом о полку Игореве» коллектив завершил празднование своего 40-летнего юбилея. 

 

Либретто написано режиссёром спектакля Ольгой Юкечевой в соавторстве с музыкальным руководителем Ансамбля Дмитрия Покровского Марией Нефёдовой. И хотя за основу было взято «Слово о полку Игореве» в переводе Виктора Кожевникова, в спектакль были убедительно вплетены древнерусские летописные варианты и зачин, к примеру, звучал исконно: «Не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича».

На сцене собрались, казалось бы, необъединимые силы: фольклорный коллектив Ансамбля Дмитрия Покровского с множеством древних народных духовых (рожки, кугиклы), струнный квартет FX Qartet, а также Ансамбль ударных инструментов под руководством Петра Главатских «Путешествие в ритм» с африканскими барабанами маримбу. Союз трёх совершенно разногалактических коллективов казался невозможным, однако практически с первых минут доказал свою убедительность и состоятельность, как когда-то коктейль Молотова.

События на сцене разворачивались в исторической последовательности: поход князя Игоря, битва, плен, побег и возвращение князя домой. Хореографическая выстроенность, отчётливая и ясная, в целом, дикция артистов, световое решение и сам характер музыки делали происходящее на сцене абсолютно непрерывным, целостным и понятным. Иллюстрировавший исторические события видеоряд временами казался излишним, отвлекающим от основного – живого действия. Но всё же рисунки были подобраны так интересно и ярко (эскизы Н. Рериха к спектаклю «Князь Игорь» и, кажется, миниатюры из летописей), что порой они создавали и усиливали необходимую атмосферу и как бы расширяли пространство сцены, давали ей дыхание.

Главными социальными идеями спектакля читались осуждение самоуправства князя Игоря (Андрей Самсонов), его безрассудного похода, в котором погибла фактически вся дружина, а также призыв к покаянию, к смирению, через которые приходят прощение, гармония и радость.

Князь Игорь предстал в образе лихом и недалёком, олицетворив собой целую плеяду князей, царей и президентов, самодурно нажимающих на красную кнопку: то вводящих войска в Афганистан и в Чечню, то вдруг останавливающих время, – одним словом, правящих и создающих законы без опоры на народ, на тех, кто не заседает в правительстве. Историческая тупость и несправедливость предстала во всей своей дьявольской круговерти: простой народ гибнет, князьки пилят бюджет и живы-здоровы сидят где-нибудь на Канарах, а бабы плачут.

Женская линия в спектакле представлена очень ярко – намного ярче, чувственнее и светлее, нежели мужская. Если мужчины только воюют, попадают в плен и гибнут, то женщины плачут, ждут, надеются, любят и тоже воюют. Троичная Ярославна (Мария Нефёдова, Ольга Юкечева, Марина Черкашина) передаёт плач из уст в уста, и плач тот самой Руси великой. Собственно, Ярославна и есть Русь – великая, умная, несчастная.

Плач в спектакле занимает центральное место, музыкальное его решение очень образное и запоминаемое, кажется, будто не только женщины, но и природа, деревья – каждый лист плачет. Плач разрастается, становится всё ярче и трагичнее с каждым новым проведением. Особенно трагично и выразительно прозвучали слова плача «дорогих и любимых своих уж нам больше не ласкать-миловать» у солистки Елены Минулиной, одной из самых юных в коллективе.

На сцене были люди разных возрастов, что тоже работало на спектакль: ведь война касается всех. Оплакивали родных и сёстры, и жёны, и матери, и бабушки. Но женщины не только плакали, но также замечательно сражались, причём и в образе половцев. Финальный хор женщин на Дунае «Вьются голоса» совершенно взорвал зал, после окончания спектакля этот хор был исполнен на бис – публика принимала очень горячо.

Композиционно спектакль делился на 9 сцен с прологом и эпилогом, составленных из декламационных монологов, речитативов, песен, плачей и хоров с аккомпанементом и отдельными номерами струнного квартета и ударных. В табель о рангах жанров спектакль не вписывается, поэтому в программке его обозначили «музыкальное действо».

Сама музыка в этот вечер говорила с каждым слушателем на равных: несмотря на всю сложность музыкального языка, в спектакле абсолютно не обнаруживалось академической зауми, и было ощущение, что композитор не только сидит с тобой за одним столиком, но ещё и говорит на понятном языке. И самое интересное, что язык тот – не старый, а новый, но ты его прекрасно понимаешь, хотя ранее и не слышал.

Вот и подумалось мне, а может, именно через народные коллективы и исконные русские образы и пробьётся к нам с современной музыкой осознание того, кто мы, где мы, а с этим и придёт – наш настоящий, подлинный литературный язык современности? Очень хотелось бы надеяться.

В советские годы на концерты Ансамбля Дмитрия Покровского невозможно было достать билеты, за ними в гастрольные туры по всей стране на третьих полках ездили фанаты, и замечательно, что и сегодня коллектив держит высокую планку и является почётным и желанным гостем в любой стране мира. В июне Ансамбль едет в Сан-Франциско, чтобы исполнить одно из сложнейших произведений – «Свадебку» И.Стравинского в Louise M. Davies Symphony Hall. А сразу после Штокхаузен на фестивале «Платформа» в Москве.

Новых открытий, свершений и многая лета прославленному Ансамблю Дмитрия Покровского! Поднимите нам веки! 


Павел БЫКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования