Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 31.05.2013

Большая книга для маленькой такой компании

В ГУМе прошёл восьмой литературный обед по случаю объявления финалистов премии «Большая книга» сезона 2013 года

 

Сразу оговорюсь: я – многолетний бессменный редактор Юрия Васильевича Буйды, одного из нынешних финалистов «Большой книги». Редактор Романа Валерьевича Сенчина – одного из прошлых финалистов этой же премии. А также редактор других авторов, каждый год фигурирующих в списках награждения.

То, что я пишу как книжный журналист (моя первая и основная профессия), и то, что я делаю в издательстве (я делаю книжки), – до сих пор как-то уживается одно с другим. Поэтому искренне надеюсь, что мой безусловно необъективный репортаж вас хотя бы немного развеселит. А кого-то – заставит задуматься о путях и судьбах нашей современной литературы.

Большая книга – ежегодная, крупнейшая в России и в мире литературная премия, что-то вроде литературного «Оскара». Она существует с 2005 года, финансируется стабильно (в отличие от большинства других отечественных премий, периодически впадающих в «ступор» при потере спонсора), считается премией престижной и важной. С 2005 года, по крайней мере, мы (читатели и издатели) стали регулярно получать большие романные опусы (премия присуждается за «большие» книги – большие во всех отношениях). И это, с моей точки зрения, одна из главных заслуг тех, кто эту премию придумал: заставил писателей писать крупную прозу, не распыляясь на мелкие жанры.

В этом году выбор у жюри и экспертов был нелёгкий. В пресс-релизе Премии так и написано: «Нелёгкий выбор» (и далее цитата Михаила Бутова о том, что «даже молодые писатели возвращаются к крайне традиционным темам русской литературы, которые, казалось, были в течение последних двадцати лет дискредитированы, отправлены в массовом сознании в область чего-то замшелого, которое уже никогда не вернётся»). Хочется заметить, что «крайне традиционные» – это, следуя логике высказывания, находящиеся с краю традиции, то есть – почти «маргинальные». Но Бутов – председатель совета экспертов «Большой книги», поэтому, как говорили латиняне, sine ira et studio (синяя Ира всегда беспристрастна, будем же и мы с ней заодно).

Длинный список, обнародованный 24-го апреля, включил в себя 36 произведений, а в финал вышли только 11. Три с небольшим человека на место – почти как конкурс в неплохой столичный вуз. Финалистами 2013 года стали: Сергей Беляков «Гумилёв сын Гумилёва», Юрий Буйда «Вор, шпион и убийца», Евгений Водолазкин «Лавр», Андрей Волос «Возвращение в Панджруд», Дмитрий Данилов «Описание города», Максим Кантор «Красный свет», Майя Кучерская «Тётя Мотя», Вадим Левенталь «Маша Регина», Анна Матвеева «Подожди, я умру – и приду», Антон Понизовский «Обращение в слух» и Александр Терехов «Немцы». Большинство финалистов уже хорошо известны по «спискам» других литературных премий, названия на слуху, и в книжных магазинах книги этих авторов иногда стоят особенно стройно, их видно на фоне прочих томов.

Из «неофитов» особенного внимания заслуживают, по-моему, Вадим Левенталь, Анна Матвеева и Антон Понизовский. Они ещё никогда в премиях подобного уровня не участвовали и производят очень свежее впечатление.

Максим Кантор, ставший одним из фаворитов премии «Национальный бестселлер» этого года, теперь рискует из фаворитов выйти: «Нацбест», как известно, не благоволит к тем авторам, которые синхронно участвуют в нескольких премиях сразу. Поглядим, однако, что выйдет на этот раз, – благо вручат «Нацбест» со дня на день, а до вручения «Большой книги» ждать ещё несколько месяцев.

Короткий список «Большой книги» в этом году отражает довольно любопытные издательские соотношения: так, смело заявил свои позиции «Лениздат», созданный командой, ушедшей из «Азбуки», когда в «Азбуку» пришла часть бывших сотрудников ЭКСМО и всё там поменяла. «Лениздат», видимо, хочет быть эдаким Эльдаром Рязановым отечественного рынка: ностальгическим, страстным и приятно советским. Хочет ассоциироваться с чем-то надёжным и качественным (отсюда это милое сокращение «издат» в названии), поэтому бесстрашно выпускает в свет произведения пока ещё ничем – ни славой, ни бесславием – не дискредитированных авторов (Левенталь и Понизовский).

О Понизовском я, например, впервые услышала этой зимой в неотапливаемом кабинете главного редактора «Нового мира» Андрея Василевского. В этом кабинете на стене висят месячные планы журнала: на листках формата А4 расчерчены будущие номера, видно, как они постепенно заполняются материалами – вписываются имена и названия, примерное количество полос. И вот в одном из таких листков была фамилия Понизовского – новый автор, «что-то связанное с телевидением», – сказал тогда Василевский. Какая-то очередная правда о мире, столь хорошо известном, что уже дайте же лжи, но лжи прекрасной!

Короткий список отражает кроме того и не менее любопытную ситуацию дистанцирования процесса литературного от процесса книгораспространительского: среди приглашённых (а их было немало) я, к слову, не встретила ни одного директора или крупного менеджера книжных магазинов (VIP – таких, как «Москва», «Библио-Глобус», «МДК Арбат», «Молодая гвардия» и «Республика», – или сетевых книжных, вроде «Нового книжного» и «Буквы»). Про интернет-магазины, с помощью которых фактически сегодня только и осуществляется региональное распространение книг по России, я вообще молчу. А ведь именно в книжных магазинах будут продаваться и уже продаются книги финалистов, будущих лауреатов. Жаль, безумно жаль, что книгопродажников не было на церемонии! Они ведь тоже любят книги, не меньше тех, кто их пишет и издаёт. И от этих людей, в общем-то, зависит, как потом бренд Премии будет жить среди людей (если это в принципе входит в цикл бренда) – как он реализует себя в рознице, сделают или нет дополнительные выкладки в магазинах, как люди это воспримут – купят ли книги… всё связано со всем, это удивительно, но факт.

Зато было много окололитературных людей разных степеней важности: критиков, книжных журналистов, фотографов.

Теперь же к работе приступит жюри премии – Литературная академия под председательством Дмитрия Бака, в составе которой более ста представителей общественности: писатели, журналисты, критики, литературоведы, предприниматели, издатели, продюсеры, политики. Имена трёх финалистов премии будут объявлены на торжественной церемонии в ноябре 2013 года. Жаль, что в жюри не будет старшеклассников и студентов, врачей и полицейских, инженеров и учителей, парикмахеров и… шиномонтажников. Но есть надежда, что именно они потом пойдут в книжный магазин и, авось, да купят одну-две книги, прошедшие горнило Премии. Купят просто так, потому что – интересно, про что там. Вдруг – про них?.. 


Юлия КАЧАЛКИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования