Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 07.06.2013

Восхождение в чистые структуры

Фортепианная авторская песня – это, как минимум, интересно. Марина Барешенкова – певица, пианистка, композитор и автор более ста песен. Её часто можно встретить в московских клубах, исполняющей свои песни на цифровом пианино. А недавно вышел её альбом «Дальше», который уже получил много положительных отзывов. Марина – интересный человек и отличный собеседник, ответила на наши вопросы после одного из концертов.

 

МАРИНА БАРЕШЕНКОВА
МАРИНА БАРЕШЕНКОВА

– Марина, у вас чудесный «родниковый», как его уже назвали критики, голос. В то же время чувствуется, что он не поставлен профессионально. С одной стороны, в этом есть своё очарование, голос звучит необычно, не по-эстрадному, с другой стороны, возникает вопрос: не хотелось бы вам самой поработать с профессиональным педагогом?

– Что касается голоса, то кроме хора в музыкальной школе – никаких вокальный студий у меня не было. Я так всегда пела с детства. И это мой природный вокал. В профессиональной огранке – в традиционной вокальной (академической) школе – я, мне кажется, для своих песен, не нуждаюсь. Но самой бы мне, было бы интересно пройти опыт вокальной практики – той, что в театре Гротовского в Понтедере. Конечно, мастерство его актёров – это результат многолетней работы титанической, подвижнической. Результатом тренингов становится реальное чудо – когда звук голоса будто не принадлежит его носителю, а исходит откуда-то извне. И голос звучит безгранично по диапазону и силе. Каким образом это достигается, невозможно объяснить, да и узнать удаётся только избранным… Помню, когда смотрела их спектакль «Акция», мне ужасно захотелось присоединиться к этим актёрам – и петь вместе с ними. А потом убежать из родной Москвы в далёкую итальянскую деревушку Понтедера. Но для этого надо было слишком круто изменить жизнь, а я тогда и сейчас к этому не готова.

– У вас есть музыкальное образование? Насколько оно необходимо?

– Моё образование на музыкальном поприще – музыкальная школа по классу фортепиано. И всё. Дальше – был ГИТИС – театроведческий факультет. И в смысле музыки я, наверно, где-то изобретаю велосипед, минуя каноны и навыки, и тем самым пробираюсь своей дорожкой – очень субъективной. Наверное, так было угодно судьбе – бросить меня, как котёнка, в горнило самообразования. Постоянно чему-то учусь и не вижу предела совершенству – вечно пребываю в экзистенциальных сомнениях.

– Расскажите, как вы стали писать музыку?

– Музыку я не записываю в нотах, а фиксирую песни на аудионосители. Сочиняю с детства – с пяти лет. Всегда что-то пела. Правда, записывать диски – решилась не так давно. В какой-то момент поняла, что не в силах всё держать в памяти: старые песни вытесняются новыми – и забываются. Многие ранние записи с редких концертов вообще куда-то канули в небытие. Я всегда чувствовала, что должен настать момент готовности зафиксировать это творчество. И это связано не только с внешними обстоятельствами, но и с внутренним решением открыться миру. Как говорил Гераклит – нужно семь лет молчать, чтобы что-то сказать… В общем, в 2012 году у меня вышел мой дебютный альбом «Дальше» на отделении «ВЫХОД» у Олега Ковриги. 

– Что первично в ваших песнях – музыка или лирика?

– Я бы не стала разделять эти два потока – они ведь плавают в одной реке.

– Когда написали первое стихотворение?

– Возможно, первым стихотворением был – «белый стих» песни в том самом отроческом пятилетнем возрасте. Но, думаю, серьёзно стихи я начала писать во времена студенчества. Хотя стихов, так и оставшихся стихами и не продолживших свою жизнь в песнях, гораздо меньше, чем самих песен.

– Ваши любимые музыканты?

– Я очень люблю группу «Jethro Tull». Все остальные – нравятся гораздо меньше. Вообще, моя критическая натура склонна к избранию в искусстве (и не только) среди множества – единичных примеров, которые проходят со мной рядом на протяжении всей жизни. Как говорил, про себя, тоже мной любимый Ролан Барт, что его любимые книжки можно по пальцам перечесть. Так и я могу про себя сказать – что моё «любимое» – тоже можно по пальцам перечесть. Хотя, безусловно, существует великое множество групп и исполнителей, которых я очень люблю. Я вообще, в последнее время, очень много слушаю музыки и абсолютно разной. Из российских групп – очень люблю «Вежливый отказ», ещё – Бориса Гребенщикова и его «Аквариум». Из классики – Бах, Моцарт, Шопен, Рахманинов, Арво Пярт.

– Согласны ли вы, что отношение к поэзии в последнее время не слишком серьёзное. Например, во времена Пушкина писали оду перу, которым написано письмо, и до сих пор, как и 200 лет назад,  такие стихи воспринимались серьёзно и возвышенно. Теперь те же письма пишутся с помощью мышки и клавиатуры. Писать оду этим благам цивилизации считается как-то, по меньшей мере, несерьёзно…

– Ох уже эти времена – ох уж эти нравы. Но мы их не выбираем. Что ж говорить про всепоглощающую девальвацию слова и изничтожение «серьёзного» отношения к чему бы то ни было. Это уже банальность. Для меня гораздо важней, что всё же есть отдельные люди, которые продолжают относиться ко всему выше сказанному серьёзно. Пусть даже я их лично и не знаю. Но ведь искусство вершат единицы, и абсолютно неважно, пером они это делают или компьютерной мышкой…

– Вы работаете в жанре так называемой фортепианной авторской песни. Жанр довольно редкий. Кто ещё его представляет?

– Мой аккомпанирующий инструмент – фортепиано – невольно погрузил меня в ассоциативный и сравнительный ряд тех, кто творит в этом жанре. И их не так уж мало в пространстве мировой музыки. Но среди множества ярких индивидуальностей мне бы хотелось отметить тоже любимых: Элтон Джон, Нина Симон, Тори Эймос, Antony and the Johnsons (Энтони Хегерти), Сюзан Сандфор.

– Вы часто выступаете в клубах. Многие, наверное, удивляются, услышав в таком нетипичном месте серьёзную камерную музыку. Как реагируют посетители таких концертов, ранее не знакомые с вашим творчеством?

– Поскольку моё творчество действительно погранично – где-то между академической и рок-музыкой, то в клубах мне не совсем уютно. Моё творчество требует сосредоточенности и внимания не только от исполнителя, но и от слушателя. Внимать и слушать – погружаться – гораздо комфортней  в атмосфере концертного зала, но не клуба. А праздно шатающаяся, расслабленно буржуазная публика клубов обычно приходит в оторопь от моего «напряжённого» музыкального высказывания. Вообще, я не так часто выступаю. Но могу сказать, что самое для меня гармоничное место в Москве – это Особняк купца Носова, что на Электрозаводской.

– Вы увлекаетесь философией Сёрена Кьеркегора. Я никогда не слышала об этом философе. Можете рассказать о его идеях, которые вам наиболее близки? С чего началось это увлечение?

– Увлечение Кьеркегором началось во времена студенчества. Лекции по современной философии нам читал Сергей Исаев – тогдашний ректор ГИТИСа. Философ и переводчик Кьеркегора. Я вообще думаю, что его переводы трудов датского теолога (который, кстати, жил и творил одновременно с Достоевским) – самые лучшие. Он и погрузил меня в эту стихию Кьеркегора и вообще философии. Говорить о близких мне идеях Кьеркегора могу бесконечно, но лучше советую просто открыть его книги. Ведь само погружение в этот текст – увлекательное духовное экзистенциальное путешествие, которое преобразует читателя по закону лестницы Иакова. Восхождение в чистые структуры заставляет человека почувствовать свой «путь». А путь, как говорил Кьеркегор – это решающее. И могу сказать, что мой путь во многом совпадает с философией Кьеркегора. Иногда мне кажется, что я его реинкарнация, как ни претенциозно, может быть, это звучит…Его философия очень субъективная, личностная. Недаром он писал, что все его тексты – исключительно про него самого. Этот субъективный императив – предельно серьёзен, как на исповеди – направлен внутрь человека и к Богу. И у меня в песнях – те же векторы. 

– Вы также говорили, что во многом на формирование вашего мировоззрения повлияла учёба в ГИТИСе. Расскажите об этом времени.

– Да, я очень счастлива, что училась в ГИТИСе именно в тот период. Потому что судьба меня свела с Мудрецами и Профессионалами. Сейчас их, к сожалению, в родном институте почти не осталось. Ректора Сергея Исаева – убили, он не дожил до 50-и. Кто-то умер уже. А с некоторыми до сих пор общаюсь. Например, моя художественная руководительница курса Ирина Григорьевна Мягкова – специалист по французскому театру. Вообще, ГИТИС – теперь РАТИ уникальный вуз, по крайней мере, на театроведческом факультете отношения между преподавателями и студентами – это не только привычная связка – учитель-ученик, но и отношения равноправных коллег по профессии. Как пример, у меня уже в конце первого курса обучения вышла большая статья в журнале «Театр», в котором я позже проработала много лет (под руководством Валерия Семеновского и Александры Заславской). Театр, безусловно, обогатил мою личность, а встреча с таким художником, как театральный режиссёр Анатолий Васильев – повлияла на меня кардинально. (Но это отдельная тема!)

– Ваша профессия далека от музыки. Не возникает ли внутренних противоречий?

– На самом деле моя профессия – критик театральный – всё-таки связана с моим музыкальным творчеством. Просто я сейчас пишу не критические статьи на спектакли, а творю спектакли в музыке. Театрализация на уровне музыки и формы, игра музыкальными стилями, ритмами, гармониями. Это такие баллады из 21-го века в стиле неоклассицизма, где я пытаюсь преодолеть постмодернизм конца века 20-го. Весёлая серьёзность, которая сражается против скучной иронии. А рецензии пишут уже другие... Всё очень гармонично – ибо всё поступь судьбы. 

– Как вы считаете, почему в 21 веке в России нет музыкантов мирового масштаба? Изменится ли ситуация в дальнейшем?

– Масштабы – вещь относительная, смотря с какой точки зрения посмотреть. Баха вообще открыли через сто лет. А то, что в России масса гениев – это несомненно… И совсем неважно, знает об этом мир или нет. Космос уж точно знает…


Беседу вела Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования