Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 14.06.2013

Выше и вместе!

Я просыпаюсь в Михайловской баньке от осторожной разведки зяблика, словно и он только открыл глаза и ещё не решается «заговорить вслух», так – не песенка, а «проба пера», три такта и молчок – как другие? Шепнёт что-то овсянка, воробей несмело чирикнет. Попробуешь ещё вздремнуть, как тут всё разом и взнимется. Кукушка проверит акустику леса, соловей щёлкнет раз-другой, напоминая птичьей мелочи, чтобы попели ещё пока, потому что коли уж он начнёт, так им делать будет нечего. А там и ласточки пойдут носиться с девчоночьим визгом за всяким летучим сором.

Выйду, – комары перед дверью толкутся как деревенские просители. Щас, – говорю,– ребята, пущу вас, вам мало не покажется – у меня там дожидается вас фумитокс. Они нехотя расступятся – то-то…

Поляна сверкает росой. Съезжаются палатки, лотки, качели, ставятся малые сцены – всё возится, стучит, тянется. Аист уже облетает свои владения, поглядывая, что там и как, майский жук, не перевернув календаря, ткнётся в твой июньский лоб. Стрекозы, как малые аисты (так сбивается в масштабах взгляд) перечёркивают небо над Поляной. Уж и не утро, а молодой день. Пора к Александру Сергеевичу.

Выстраиваемся цепочкой – корзины от торжественного начальства и наши полевые цветы. Поглядываем на колокольню. Теперь уж так. Раньше, бывало, Глинка звучал. Обкомовское, а то и союзное начальство в костюмах и галстуках с первым аккордом вступали на монастырскую лестницу. А уж как Семён Степанович, ещё наполовину вопреки власти, в восьмидесятые поднял сюда со своей терпеливо собираемой домашней звонницы колокола, то уж с той поры начало – по ним. И уже всё проще, светлее, роднее.

Вон уж глянул с колокольни звонарь. Пора! Поднимаемся под серебро и золото звона – мерное, сдержанное. Отец Василий с хором в пасхальной ризе уже ждёт.

Я осмеливаюсь сказать вступительное слово о скором празднике Вознесения Господня, которое входило в судьбу Александра Сергеевича, как благословение. Он родился на Вознесение, на Вознесение был помолвлен с Натальей Николаевной, венчался в Большом Вознесении. И в Вознесение же писал Николаю Павловичу об освобождении от ссылки и был освобождён. И осмеливаюсь предположить – не Вознесенский ли свет увидел Александр Сергеевич за три четверти часа до смерти, когда взял руку Владимира Ивановича Даля и попросил в таинственном видении поднять его: «выше! выше и пойдём! Пожалуйста, пойдём. И вместе». Сегодня посреди внешнего благополучия и внутреннего разъединения эти слова кажутся завещанием и «инструментом» духовного спасения «выше и вместе!» Не зря и Александр Александрович Блок в час национальной нетвёрдости обращался к нему же: «Дай нам руку в непогоду! Укрепи в немой борьбе!» А он этой руки и не отнимал. Это мы оставляли её в своеволии, принимаемом за свободу, и впадали в очередное историческое заблуждение. И теперь, если мы ещё ищем воскресения Родины, то, Бог даст, услышим этот зов его сердца «выше и вместе!» и уже не выпустим этой укрепляющей руки и не потеряем рассудка.

Отец Василий служит Литию с привычной будничностью и его «Вечная память» покойна и сердечно проста. У монахов иные меры духа – они лучше слышат небесные глаголы. Георгий Николаевич благодарит день и свет пушкинского рождения, с которым мы опять можем глядеть в будущее с надеждой единства.

А уж дальше день расходится для каждого гостя и участника наособицу, потому что успеть всюду всё равно нельзя. И я скажу только о том, что увидел в своём осколке праздничного зеркала. Мы ещё успели перекинуться с ведущим Поэтического Праздника Александром Бобровым – блестящим поэтом, умным телеведущим, старинно «акающим» москвичом, из тех, кто по-прежнему говорят «лёгкай» и питаются «морковькими». Он уже шептал про себя своё вступительное слово и было ясно, что Праздник возвращает себе поэтическое единство и всякое выступление будет частью умно сложенного «текста», по чему мы тосковали в последнее время и к чему (к нашему малому «выше и вместе») с надеждой возвращаемся. И, слава Богу, были и жёсткие стихи, подтверждающие, что поэзия по-прежнему видит время, не опуская глаз, и высокая лирика, и живая улыбка дня.

А мне не терпелось увидеть, что за странное легконогое животное из берёзовых жердей встало в соседстве с «Пушкинской почтой». Оказалось – «кентавр» вполне русский, вроде «ожившей» части деревенской изгороди, успевшей получить греческое образование и оказаться родственником лучших из кентавров – Хирона и Фола, которые воплощали пушкинскую мудрость и благожелательность. Сочинил эту славную метафору екатеринбургский скульптор, художник и поэт Николай Предеин. И тут же счастливому свидетелю рождения нового образа было явлено и малое стадо невесомых золотых, серебряных и бронзовых кентавров, которые отныне станут наградой друзьям и соработникам Заповедника. Золотые будут жалованы губернатору Андрею Анатольевичу Турчаку, начальнику отделения «Почта России» Владимиру Жолудеву и руководителю театра «Молодой человек» из Ижевска. Серебряные перепадут пианисту В.Пальмову, чудному «свидетелю» ссыльных дней Пушкина художнику Игорю Шаймарданову и мне, грешному, – очевидно, просто за то, что видел все сорок семь праздников и сам могу быть экспонатом и раритетом. Шаймарданов тут же в десятке метров показывал свои новые холсты, где крылаты уже были не одни Пегасы, а и русские мужики, отдыхающие у заборчика от своей летучей работы, отстегнув крыла и подставив их под садящееся солнце к зависти косящегося на них петуха. И Пегасы возвращались со своими крылатыми конюхами после дня обслуживания русских поэтов усталые и уже не видящие красоты вечера и зимы, потому что завтра с утра опять по поэтам…

От большой сцены неслось пушкинское слово – слушал бы и слушал, да уж манили народные песни – оказывается, сердце помнит их и тоскует по ним – только заведи. И питерский театр «Берег» манил «Сказкою о попе и работнике его Балде». Тут и видишь, как время скоро учит бытовому забвению: снимет сапоги Балда, чтобы растянуться после обеда, а на нём носки с соседнего рынка – то-то бы Балда посмеялся, разматывая свои километровые портянки. А поп выйдет, ах, беда: какой это поп? – батюшка это милый, худенький светлый да седой, которому только поклониться да исповедаться, а не то, что руку для «щёлка» поднять. Уйдёшь от греха, чтобы не видеть, как такого батюшку будет Балда обижать. Лучше уж уступить детскому желанию «сняться на карточку» с прелестными кавалерами и барышнями из питерского клуба «София», которые были так живо естественны, что сразу делалось ясно – никуда родная стать из памяти не делась и никуда не девалась ни «старинная» нежность лиц девушек, ни «онегинская» байроническая усталость юношей.

Кто-то, верно, опять останется недоволен Праздником – это стало «хорошим тоном». Вообще теперь для похвалы потребно более отваги, чем для осуждения. А я уже второй, если не третий год ухожу с Поляны с крепнущим сознанием, что «старое прошло и не будет», а новое, не узнавая себя, прикладывает слово к слову и не узнаёт своей новизны за старым словарём, но растёт, как неслышная трава, и свет Вознесения всё милосердно озаряет нас и ждёт нашего возвращения из затянувшегося чужеумия.


Валентин КУРБАТОВ,
г. ПСКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования