Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 21.06.2013

КАРТА «ИНТЕРЕАЛЬНОСТИ»

О ПЕРВОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЭТИЧЕСКОМ

КОНКУРСЕ «НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ…»

 

Когда Олег Никоф, киевский издатель и поэт, пригласил меня в жюри созданного им международного поэтического фестиваля «Интереальность», я, конечно, озадачился. Судить поэзию, как и писать о ней, всегда сложно. Особенно, если ты прозаик. У поэтов чутьё тоньше, острее; натура у них более артистичная, рефлексирующая.

В стихотворении времени на раскачку нет. Размениваться по мелочам нельзя. Вуалировать можно, но исключительно так, чтобы содержимое магнетически проступало сквозь внешнюю оболочку. Форма – особенно новая – может быть смелой, экспериментальной, но говорить – прежде всего, на языке ощущений, эмоций, чувств – должна ясно и убедительно.

Если в прозе можно расставить конкретные акценты, использовать точные дефиниции (вроде композиции, языка, типажей и др.), то с поэзией, несомненно, сложнее. И даже не потому, что чётких критериев нет (они, безусловно, есть), а потому, что всегда можно найти оправдание, сослаться на так называемый авторский взгляд, авторскую точку зрения, присовокупив к этому сентенцию вроде: «А вы, простите, например, Хлебникова в какие такие рамки загнать хотите? Вот и меня, творца, не пытайтесь…». Поэты ведь – люди ранимые. А тут – судить их…

Поэтому прежде, чем согласиться быть членом жюри фестиваля, я задал себе вопрос: на основе чего я буду выставлять оценки, демонстрировать, точно римский сенатор, условный палец вверх или вниз?

И тут вспомнился роман Густава Майринка «Ангел западного окна». В нём средневековый учёный и алхимик Джон Ди ищет философский камень, но в итоге получает камень в почках. Мудрый раввин так объясняет его парадокс и крах: «Молитва – это стрела, направленная в ухо Бога». Выстрел должен быть максимально выверенным, точным, как и сама формулировка желания. Иначе рискуешь получить совсем другой «камень».

Так, собственно, и с поэзией. Она тоже стрела, пущенная в ухо/сердце/душу читателя. Насколько попадает в тональность – настолько и хороша. Это и был мой главный критерий судейства. Весьма субъективный, надо сказать.

Благо, что Олег снабдил другими, вполне объективными, критериями оценок: соответствие теме и условиям конкурса, техника стихосложения, образность, лиричность, фонетическая корректность. С ними я постарался разобраться. По мере знаний и опыта.

А вот свой доминантный критерий «поэзия – стрела» я продолжу тестировать на конкурсных стихах ещё не раз, в том числе и перелистывая сборник «Ностальгия по настоящему…», изданный по итогам фестиваля «Интереальность».

Каждый поэтический конкурс, фестиваль – брошенный вызов. Не только участникам (хотя к ним всё внимание), но и, прежде всего, организаторам, судьям. Выдюжат ли, справятся? Что, наконец, предложат и смогут ли удивить? Важно всё: и исполнение, и задумка.

Идейный вдохновитель, председатель Оргкомитета «Интереальности» Олег Никоф решил провести весьма любопытный эксперимент: вывести на свет из интернетовских дебрей талантливых поэтов, по сути, изменив саму природу их творческого modus operandi.

Поэтов ведь сейчас как никогда много. Кучкуются они, в основном, на многочисленных интернет-ресурсах, любовно называемых «кладбищами текстов». Шутка ли сказать: до «великой чистки» на одних только «Стихи.ру» было зарегистрировано около миллиона пользователей. Варясь в этом месиве, комментируя друг друга (делая это, как правило, по принципу «ты мне – я тебе»), они, с одной стороны, вязнут в трясине себеподобных, а, с другой, испытывают пьянящее ощущение свободы (или одиночества, что, в общем-то, одно и то же).

Выйти на свет такие поэты не спешат. И не только потому, что им и так хорошо, но и потому, что есть вполне логичный страх быть оценённым, а, значит, и уязвлённым. Всё же реальные конкурсы, в отличие от интернет-пространства – это, как ни крути, сетка со своей чёткой градацией.

Тем приятнее, что количество поданных на фестиваль «Интереальность» заявок по-хорошему удивило. Люди откликнулись. И важным было ответить на этот отклик: собрать разношёрстное жюри, обеспечить прозрачную систему оценок и дать подробную обратную связь. Можно констатировать: организаторам и спонсорам это, действительно, удалось.

К слову о победителях. Первое место занял Виталий Заиченко, живущий в Израиле, второе разделили между собой киевлянка Марина Киевская и москвич Анатолий Жильцов, бронза досталась Елене Ёлоховой из Гусь-Хрустального.

Смачной вишенкой на поэтическом торте стал упомянутый выше сборник «Ностальгия по настоящему…». Что бы там ни говорили об истлевающей под жаром электроники бумаге, книга была и остаётся самым логическим и приятным итогом авторской деятельности. Это, пожалуй, та самая карта, которую и участники, и организаторы, и судьи создавали во время своего путешествия в «Интереальности».

Собственно, всё это затевалось ради того, чтобы на пересечённой бездорожьем поэтической местности открыть свой оазис, где путники, бредущие в поисках смысла и вдохновения, смогут подкрепиться духовной пищей. А дальше – вновь в путь, стараясь удержать послевкусие. До следующей остановки.


Платон БЕСЕДИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования