Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 28.06.2013

Таинственные P.R.B.

В Пушкинский музей впервые привезли работы прерафаэлитов, эстетов и бунтарей, подаривших миру бесценные картины и образы, которые и сейчас будоражат публику. А тогда, полтора столетия назад, три загадочные буквы братства P.R.B. (The Pre-Raphaelite Brotherhood) всколыхнули ханжескую Британию и буквально перевернули принципы искусства. Члены братства, опережая время, предвосхитили появления разнообразных направлений в искусстве, способствовали зарождению стиля ар-нуво, и стали ни много ни мало английским национальным достоянием. До 22 сентября выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» будет радовать искусствоведов и изумлять обывателей.

Джон Миллес. Офелия
Джон Миллес. Офелия

Молодые художники, считавшие Рафаэля слащавым и искусственным, в 1848 году основали «братство прерафаэлитов», обращаясь к эпохе раннего Возрождения и Средневековья. Они ломали шаблоны и пересматривали всем известные истины, стремились, чтобы их картины сверкали яркими красками и новыми смыслами.

Например, на картине Джона Эверетта Миллеса «Благовещение» Дева Мария предстаёт хрупкой рыжеволосой девушкой со своими страхами и переживаниями. Не с пафосной торжественностью она получает благую весть, а с естественным и понятным смущением, лёгким испугом. И как сокровенна, возвышенна эта простота, эта обычная белая рубаха, в которую облачена непорочная Дева. У христиан это изображение вызвало настоящую истерику. Другую картину Миллеса «Христос в родительском доме» Чарльз Диккенс назвал «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей». Это не иконная живопись, стоит ли рассматривать эти работы как богохульство? Их можно воспринимать как попытку осознания человечности Бога, его Матери, единство Богочеловека и обычного народа.

Прерафаэлиты по-новому определяли женственность. Чуждые снобизма, они находили себе натурщиц во всех слоях общества. Натурщица Данте Габриэля Россети (картины «Леди Лилит», «Прекрасная Роземунда») Фанни Корнфорт была женой механика. Его собственная супруга Элизабет Сиддал, героиня-символ, пожалуй, самого популярного полотна прерафаэлитов «Офелия» (автор Миллес), была простолюдинкой и работала швеёй. Чопорные женщины, затянутые в корсет и ведущие салонные беседы, не вдохновляли прерафаэлитов. Чувственность позы, роскошная копна волос, изящный поворот головы и взгляд, наполненный то ли печалью, то ли любовной истомой, – такими рисовали они женщин.

Экспонирован и шедевр Берна-Джонсона «Любовь, ведущая пилигрима». Идея взята художником из «Романа о Розе» средневекового поэта Джеффри Чосера и воплощена с завораживающей искренностью. В хмуром царстве серого Любовь протягивает руку сгорбленному пилигриму. И выдают Любовь глаза, в которых отражён весь тернистый путь странника.

Это не застывшие изображения, их картины – это кино, разворачивающееся перед зрителем: герои приходят в действие, в глазах одна эмоция, ускользая, сменяется другой, детали, изображённые как бы невзначай, намекают на то, что предшествовало моменту, и что произойдёт после.

Художники работали и над предметами интерьера, гобеленами, мебелью, писали стихи, обменивались не только натурщицами, но и жёнами. «Прекрасная утопленница» Элизабет была потрясающе красива, и почти все члены кружка запечатлели её на своих полотнах. Позируя для Миллеса, она часами лежала в нарядном платье в ванной, и, несмотря на то, что вода подогревалась, серьёзно заболела. Её подорванное здоровье ухудшилось от рождения мёртвого ребёнка, вскоре она умерла от передозировки опиатов. Россети, убитый горем, пил, принимал наркотики, пытался покончить с собой. Джон Миллес предал идеалы братства, начав заниматься картинами на заказ. Уильям Хант женился на сестре покойной жены. Но как бы ни складывались их судьбы, они оставили свой решающий штрих в мировой живописи.


Наталья ГОРБУНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования