Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 28.06.2013

По заветам Тихона

 ПОПУЛЯРНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОСИТ ПОДВИНУТЬСЯ

  

Мега-бестселлер «Несвятые святые» архимандрита Тихона открыл дорогу духовной литературе на светский рынок. На столах с приоритетной выкладкой в больших книжных магазинах рядом с романом Чудакова лежит книжка протоиерея Андрея Ткачёва, по «Златым вратам» матушки Евфросинии собираются снимать кино, а сборник рассказов о церкви Николая Байтова побывал в длинном списке «Большой книги». Уже в четырёх издательствах – Сретенского монастыря, ОЛМА Медиа Групп, ЭКСМО и АСТ – есть серии православной литературы, взявшие курс на освобождение её от наставнического пафоса и пышнословесной риторики.

Несмотря на монастырскую тематику и мемуарную основу «Несвятых святых», книга очень увлекательна и будто имеет подводный, невидимый со стороны сюжет про трогательного героя, который озирается по сторонам и видит больше остальных. Самое лучшее, наверно, что в ней есть, это образы священнослужителей, не картонные – отличающиеся только строгостью и справедливостью или, наоборот, всеобъемлющей добротой – а сочетающие в себе всё это вкупе с чувством юмора, начитанностью и прозорливостью: «Увидев бумагу, отец Нафанаил замер, совершенно убитый, а потом с воплем повалился на землю и, задрав к небу руки и ноги (при этом под подрясником обнаружились драные башмаки и синие выцветшие кальсоны), закричал во весь голос: «Караул! Помогите! Грабят!!! Деньги им подавай! В отпуск хотят! От Матери Божией устали!»

Написанная лёгким, ироничным, особенным языком, смешивающим церковные слова с повседневной речью, изображающая портрет определённого поколения и пейзаж позднего Союза, «Несвятые святые» выполняет все пресловутые функции литературы: описательную, развлекательную, эстетическую, просветительскую, нравственную; в этом-то, наверно, и кроется секрет её популярности.

Если подумать, то такую книгу может написать каждый, у кого есть опыт осознанного принятия христианства и паломничества. Дело будет за малым (или большим?) – за талантом. Сможет ли автор не болтать отсебятины, удерживать себя от объёмного цитирования Евангелия и сделать свой рассказ уникальным и увлекательным? С этой точки зрения, среди вышедших после «Несвятых святых» книг есть и большие удачи, и скучные подражания. Например, сборник рассказов «Остров любви» Натальи Черных, разбираемый с прилавков благодаря названию. Книга, рассказывающая о посещении автором святых мест и общении со священниками, написана канцелярским языком, часто телеграфным стилем – короткими предложениями – видимо, принятым за отличную находку, на деле веющим равнодушием и спешкой написать книжку, пока читатели отца Тихона ещё мечутся по магазинным залам в поисках «чего-нибудь такого же».

Надо заметить, что вся история началась с издательства Сретенского монастыря, директор которого сам отец Тихон, издал «Несвятые святые» вместе со светским издательством ОЛМА Медиа Групп, что позволило будущему бестселлеру попасть почти во все книжные магазины страны. В таком тандеме выпустили и «Небесный огонь» Олеси Николаевой, очень живо рассказывающей свои истории о православной жизни в практически дневниковой форме. После этого каждое издательство стало делать свою серию, и в Сретенском монастыре вышло два славных сборника художественной литературы о церкви: «Райские хутора» священника Ярослава Шипова и «Страна чудес» протоиерея Андрея Ткачёва. Это короткие рассказы, написанные в чеховской манере – со скрытой усмешкой и, в то же время, любованием окружающим миром, людьми и Божьей справедливостью – не только о жизни священников, но и о первой любви, о поездке, скажем, на поезде, о мальчике, который искал кирпич для разрушенной церкви.

Соответствующая серия в ЭКСМО называется «Рассказы о духовной жизни», и в неё вошли очень разные по своему содержанию книги: «Небесная стража» – короткие рассказы о святых, которые взял из дореволюционных журналов и газет и переписал для современного читателя Владимир Зоберн; «Остров любви» Натальи Черных; «Любовь долготерпит» – сборник интервью Марии Городовой со священниками на темы, «смущающие людей невоцерковленных»: от слабости домашней молитвы до духовных констант, сборник повестей и рассказов Валерии Алфеевой «Невечерний свет»

Книга Алфеевой написана задолго до появления «Несвятых святых». Больше десяти лет назад произведения, вошедшие в сборник, публиковались в толстых литературных журналах и православных издательствах, но были замечены только узким кругом церковных людей и литераторов. Автобиографическая повесть «Джвари», например, рассказывает о матери и сыне, которые приехали на лето в грузинский храм Джвари, стоящий на вершине горы вдалеке от города. Мальчик, шестнадцатилетний парень, мечтающий стать священником, учит хуцури, язык грузинских богослужебных книг, ест в трапезной вместе с монахами и участвует во всех службах. Его мама учится смирению. Игумен и другие монахи часто поправляют её, учат, ругают, как маленькую девочку. Когда лето заканчивается, мать с сыном уезжают, чувствуя, как много они вобрали в себя за эти месяцы настоящего, чистого и единственно стоящего. На повести нет того налёта массовости и необязательности, который есть даже на «Несвятых святых». Это исповедь, рассказанная только для тех, кто готов слушать. Большая радость, что на прозу Алфеевой обратило внимание издательство-громила ЭКСМО и теперь её книга есть повсюду – и в церковных лавках, и в Библио-Глобусе. Скоро появится ещё одно переиздание Валерии Алфеевой, «Священный Синай» – пятая книга в православной серии ЭКСМО.

«Ангел-вор» Николая Байтова, вышедшая тоже в ЭКСМО, но в другой серии («Рассказы о поиске Бога»), грянула как гром среди ясного неба. Автор, помимо того, что он сторож московского Николо-Кузнецкого храма, ещё и известный андеграундный поэт и писатель. Его рассказы отличаются концептуальностью и внутренней свободой – вам тут и иеромонах, относящийся с презрением к Божьему промыслу, и «голубой» священник, и воровство – полный набор для общественного осуждения, которое незамедлительно последовало. Книжка для церковных диссидентов и просто людей, не идеализирующих церковь, попала в руки трепетным прихожанам из-за почти идентичного оформления книги. Возмутились все: читатели приняли некоторые моменты близко к сердцу и обиделись на шитое белыми нитками святотатство, а конкуренты-издатели боятся, что выпрыгнувший чёрт из табакерки распугает покупателей. Тем не менее тираж в десять тысяч экземпляров раскуплен за две недели (!), и это только начало.

Хотя особо стыдливыми других авторов тоже назвать нельзя: матушка Евфросиния рассказывает в своей книге «Златые врата», как в молодости за деньги отдавалась богатым туристам. И все в восторге, особенно, думается, женщины: там и шоу-бизнес, и любовь миллионера из Франции, а потом уже неожиданная болезнь, обещание уйти в монастырь, выздоровление. В монастыре приключения, впрочем, тоже не кончаются, но матушка переплетает рассказ о них с историей святых мест и откровениями о собственном постижении Господа.

В олмовской серии «Духовный путь», начатой «Несвятыми святыми» отца Тихона и «Небесным огнём» Олеси Николаевой, книг больше всех: издательство не на шутку озаботилось просвещением массового читателя и выпускает по две книги в месяц. Большинство из них – тематические сборники, составленные Владимиром Зоберном, весьма уважаемым специалистом в области православной литературы, изданием которой он занимался подпольно ещё при советской власти. По-хорошему, ему давно надо дать какую-нибудь церковную награду за вклад в возрождение интереса к православию в России. Учитывая труд, связанный с литературной обработкой, можно с уверенностью назвать его автором «Небесной стражи», вышедшей в ЭКСМО, и пяти подобных книг в ОЛМА Медиа Групп, потому как выисканные им в библиотеках тексты дореволюционных изданий коротких рассказов полностью переписывались для лучшего восприятия нынешним читателем. Видимо, консервативных людей в нашей стране пруд пруди – ведь именно дореволюционная «Небесная стража» в ЭКСМО была продана рекордным тиражом, что говорить о суммарных тиражах его книг в ОЛМЕ. Сборники Владимира Зоберна – «Дети небесного града» (о детстве святых), «Святая простота» (о праведниках), «Ожерелье для Марии» (о святых женщинах) и другие, – выполняют, конечно, больше просветительскую роль, а не просто развлекают читателя захватывающими историями.

Такая конкуренция среди трёх (а теперь и четырёх – в АСТ недавно вышла книга Натальи Горбачёвой «Без любви жить нельзя») издательств, конечно, протекает не без некоторой напряжённости. Одинаковые поначалу макеты, похожие темы и сюжеты, характерные обложки – это не история про курицу и яйцо: кто был первым, а кто – вторым, ясно хотя бы из этого текста. «Мы хотели бы, чтобы архимандрит Тихон увидел, как тщательно мы подбираем книги, и почувствовал в этом признание его заслуг, – говорит мне ответственный редактор серии «Рассказы о духовной жизни» в ЭКСМО Андрей Богословский, – Если те книги, что делаем мы, будут вызывать какие-то конкурентные разборки – это украли, это имитировали – то я всегда буду вспоминать первое послание к коринфянам апостола Павла и говорить, что в данном случае посадил архимандрит Тихон, поливали мы, а вырастил Бог… Поливали, конечно, не только мы, но кто поливал, и у кого выросло – там, значит, всё сделано было правильно, по заветам архимандрита Тихона».

Дикая популярность (обычный трёхтысячный тираж современной «художки» кажется невинной стопкой книжек рядом со стотысячным вагоном православной художественной литературы) интересных, простых книг о церкви удивляет и, всё-таки, радует, потому что сложно найти чтение более доброе, светлое и в то же время более философское. Атеисты, с азартом спорящие с верующими, молодые люди, не заморачивающиеся особо на религии – даже они берут у знакомых почитать эти книги и не скоро возвращают. Может, дело в том, что накопилась усталость от пошлых телевизионных программ, первобытных новостных лент в Интернете и потребительской культуры общения? Когда-то ведь бочка должна была наполниться до краёв.


Мария МОКЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования