Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 26.07.2013

Казаки - супервоины русов

Казачество настолько древнее явление, что своими корнями уходит не в историю, а в мифы, предания и легенды. Сейчас никто не знает, кто был первым казаком и никогда это мы уже не узнаем. Увы. Даже не известно, сколько тысячелетий с той поры минуло. Общеизвестно, что в былинах Илья Муромец называется «старым казаком», а жил он не менее тысячи лет назад…

Но не всегда и не везде казаки именовались именно так. Были у них предтечи или другие «имена», «псевдонимы». В таковые можно записать полумифических воинов-оборотней, которых именовали волкодлаки.

(Необходимо сказать и о значении слова русский. Даже за последние сто лет оно сильно переменилось. До 1917 года одинаково русскими были – великороссы, белорусы, малороссы-украинцы, все казаки, новорусы и много других народов, народностей и этнических групп. Нынешние русские – это бывшие великороссы, у которых отняли историческое самоназвание. А слово русы в данной статье употребляется в значении – прарусские, прародители русского народа.)

 

Волкодлаки – псы бога

 

Волкодлаки были своего рода тайной профессиональной воинской элитой (кастой, орденом), которая владела особыми боевыми, психическими, целительскими и магическими приёмами (по современному, – боевой психотехникой, боевым трансом). Волкодлак – волкомедведь (длак – медведь по-прусски). Наверное, казались привлекательными быстрота, ловкость, лютость первого зверя и громадная сила второго.

Огненный меч. Худ.Константин Васильев
Огненный меч. Худ.Константин Васильев

У русов-славян покровителем волкодлаков считался Велес, который часто изображался с головой медведя. Другое имя Велеса – Бер, отсюда слово «берлога». Его священным животным был медведь. А вот волки находились под покровительством Хорса. Он всегда ходил с двумя волками, считавшимися его хортами (псами). Именно от этого слова произошло название острова Хортицы, который стал местом обитания и даже символом запорожской казачьей вольницы. Первые следы пребывания здесь человека относятся к эпохе палеолита и мезолита, обнаружены многочисленные поселения эпохи бронзы (III–II тысяч лет до н.э.), в начале первого тысячелетия на острове появились скифы, которые оставили немало курганов. Около Славутиной балки раскопано городище с жилыми постройками, защитным рвом и валом, датируемое V–III веком до н.э. Так что гадай, когда тут появились казаки?..

Между прочим, именно у Хортицы устроили засаду печенеги, подкараулив князя Святослава, в бою с ними он и погиб… На этом острове найдены стародавние русские мечи каролингского типа десятого века. Здесь собирались русские князья перед битвой с монголами на Калке, тогда на Хортице был военный форпост русичей-бродников, который контролировал движение через Протолчий брод. Несколько ниже острова пролегал знаменитый путь из варяг в греки. Словом, место было весьма «оживлённое» и стратегически важное.

У многих народов со стародавних времён образ волка связан именно с божествами войны. Змей Огненный Волк – так звали бога войны и предка людей в древнерусской мифологии. В сагах Скандинавии бога войны Одина сопровождали два волка в качестве его псов. В Древней Греции жрецы поклонялись Ликейскому Зевсу и Ликейскому Аполлону в костюмах волков. Тотемом священнослужителей древнеримского бога войны Марса являлся волк.

Естественно и древние воины именовались волками или имели что-то из их «атрибутики». Например, надевали волчью шкуру прямо с головой, она была неплохой маскировкой. Таковую носили разведчики, знаменосцы и преторианская гвардия в римских легионах. В хеттском тексте обращения царя Хаттусилиса (XVII в. до н.э.) его воины сравниваются со «стаей волков». В средневековой Японии про шпионов-диверсантов ниндзя говорили, что они «волки среди людей». Скандинавские берсерки именовались волками.

Интересно, что в последующие века нередко волкодлаков именовали псами бога. Например, в сборнике П.Шмита «Латышские народные верования»: «В старые времена волков называли Божьими псами, потому что сам Бог их очень любил». В 1691 году на суде в городе Малпилс знахарь Тис говорил: «Волкодлаки не служат дьяволу, а борются против него – отбирают то, что колдуны наворовали; дьявол волкодлаков ненавидит и при возможности бьёт как собак, потому что они и есть псы Бога и приносят людям добро…»

 

Античный спецназ

 

Был ли лично знаком сказитель Гомер с волкодлаками? Вполне возможно, ведь по легендам, на подмогу троянцам они приплыли аж на тридцати ладьях. Имеются подозрения, что воином-оборотнем являлся и самый главный персонаж «Илиады» – Ахилл. Об этом говорит его неуязвимость, которой как раз и славились волкодлаки. И родом Ахилл был из южных славян, среди коих и жили издревле эти несравненные воины-маги. Тогда там они назывались джанийцами.

Сохранились отрывочные сведения о русском (славянском) спецназе, говоря современным языком, в войске Александра Македонского. Как ни удивительно звучит, но ничего невероятного в этом нет. Мало замеченными остаются факты того, что и сам Александр Македонский, и его отец Филипп II свои единственные военные неудачи терпели именно от русов (славян). Последний в битве на Балканах с племенами сколотов, а Александр Македонский во время похода против скифов: тогда он был в Средней Азии и двинул отряды на север, решив укротить эти воинственные народы. Потерпел неудачу и, как гласит предание, даровал им грамоту. Она много раз потом переписывалась и, с некоторыми вариациями, дошла до наших дней. Вот один из переводов прижизненного издания «Хроники всего мира» Маркина Вельского (1551 г.):

«Мы, Александр, сын верховного Бога Юпитера на небе и Филиппа, короля Македонского на земле, Повелитель мира от восхода до захода Солнца и от полудня до полуночи, покоритель Мидийского и Персидского королевства, Греческих, Сирийских, Вавилонских и других. Просвещённому роду славянскому и его языку милость, мир, уважение и приветствие от нас и от наших преемников в управлении миром после нас. Так как вы всегда были с нами, в верности искренни, в бою надёжны и храбры и всегда безустанны были, мы жалуем и свободно даём вам навечно все земли от полунощного моря великого Ледовитого океана до Итальянского скалистого южного моря, дабы в этих землях никто не смел поселиться или обосноваться, но только род ваш, и если бы кто-нибудь из посторонних был здесь обнаружен, то станет вашим крепостным или прислужником со своим потомством навеки».

(Похоже, что полководец и жену взял именно из скифов, имя Роксана было весьма распространённым у них.)

Так что весьма логично было привлечь лучших воинов русов себе на службу, это всегда делал Александр Македонский, а затем эти супервоины помогали «завоевателю вселенной» в его победоносных походах. Они стояли на дозоре, бдительно охраняя воинский стан, были великолепными лазутчиками, легко проникали в расположения персидских войск, получая необходимые сведения и устраивая разного рода диверсии. Могли выкрасть не только постовых, но и какого-нибудь военачальника прямо из его уютного шатра. От всего такого персам жизнь мёдом точно не казалась!

Участвовали джанийцы и непосредственно в сражениях, но очень своеобразно, используя свои специфические воинские навыки. Например, они затаивались на совершенно открытой местности, а когда приходила персидская конница, то ухитрялись пристроиться под лошадьми и на бегу вспарывали им брюхо, переходя под другие. К полному недоумению всадников кони валились, на них налетали другие, ряды наступающих смешивались.

В других битвах русский спецназ разбивался на пятёрки, которые устремлялись на огромное скопище персов, проходя сквозь них, как горячий нож сквозь масло: виртуозное владение оружием позволяло им поражать противника, оставаясь неуязвимыми. Несомненно, подобное требовало огромного выплеска энергии, после чего джанийцы разворачивали коней и скрывались, а в бой вступали знаменитые фаланги македонцев, которым персы уже не могли оказать достойного сопротивления после учинённого беспорядка в их рядах...

Входили джанийцы и в войско «бича божьего» – Аттилы, империя которого простиралась от Галлии до Урала, от Чёрного моря до Балтийского. Обе части Римской империи – Западная и Восточная – платили ему дань. Родился Аттила в 395 году на придунайской равнине в семье вождя Мундзука. Как гласит предание, он знал аж тридцать поколений своих предков (!). Получил отличное воспитание, знал несколько языков; виртуозно владел любым оружием, отличался храбростью. Любил демонстрировать своё молодечество, ходил на волка или даже медведя с одним ножом, которым вспарывал им животы. Одевался и питался крайне просто.

Немало историков называют гуннов славянами. В их числе русский славист Ю.И. Венелин, историк-филолог П.И. Шафарик. Саксон Грамматик гуннов и славян именует одним народом. В германских сказаниях под гуннами подразумеваются славяне, в скандинавских сагах упоминаются гуннские богатыри со славянскими именами – Ярослав, Ярожир и другие. То, что гунны – славяне, видно из записок современника Аттилы Ритора Прииска (448 г.).

Кстати, византийские источники свидетельствуют о наличии супервоинов русов в армии Велизария, полководца императора Юстиниана. Один из них в одиночку проник во вражеский лагерь готов и не только выкрал одного из их вождей, но и доставил его к Велизарию.

 

Наследие Гипербореи

 

Теперь уже остаётся лишь строить догадки относительно истоков чародейства древних витязей. Посвящённые держали сие в тайне, да и многое уже давно утрачено.

Известно, что 5–6 тысяч лет назад на территории современного Урала жили венеды (ванны, вятичи). Они пришли сюда с севера, владея многими сокровенными знаниями легендарных гиперборейцев-ариев. Затем венеды разделились: одни пошли на юг, где осели на Аравийском полуострове среди темнокожих дравидов, поделившись с ними своей высокой культурой. Часть её легла в основу восточных единоборств, йоги, дао и прочего. А другие арии двинулись на запад, зарождая новые народы: так появились русичи, роси, славяне, готы, германцы, галлы, саксы и другие…

Среди них хранились удивительные знания воинской магии, которой волхвы и ведуны обучали воинов. Под именем джанийцев таковые обитали на Днепре и Днестре, на Дону и Кубани. Были витязи-чародеи и у более северных древнерусских народов. Потому они считались лучшими воинами и наводили страх и ужас на врагов. А занимали тогда русы-славяне столь огромные территории, что Чёрное море в первом тысячелетии нашей эры именовалось Русским морем.

В старых преданиях волкодлаками считаются Волх Всеславович, Вольга Святославович, способные и волшбу учинить, и волком оборотиться. К ним можно добавить уже куда более исторических личностей – вещего князя Олега (кстати, словом «вещун» именовали и волка-оборотня!), Всеволода Полоцкого (Всеволод Большое Гнездо). О последнем сказано в «Слове о полку Игореве» (ХI век), что он «в ночи волком рыскал».

Считаются витязями-магами князь Вадим Храбрый (убит в 864 г.) и Михаил II Ярославич (умер в 1248 г.). Но самым знаменитым из всех был князь Святослав, победитель хазар («в лето 965 года»). Несомненно, он обладал сакральными знаниями ратоборства ариев. Летописи о нём повествуют как о человеке среднего роста, крепкого, но вовсе не могучего, внешне он мало чем отличался от дружинников. Вёл точно такой же образ жизни: шатров не возил, спал на земле, подкладывая под голову седло. Ел обычную пищу, как и все, нарезая мясо кусочками и поджаривая на углях. А вот в бою князь неузнаваемо преображался: шёл впереди всех и совершенно не берёгся, но оставался невредимым, ни сабли с мечами, ни стрелы не брали его. Летописцы говорят, что глаза Святослава метали молнии, которыми он поражал врагов. Устоять не мог никто.

Известен Святослав тем, что всегда посылал своим противникам извещение: «Хочу идти на вас» (другой вариант – «Иду на вы»). Не только честно, благородно, но и мудро. Тем самым он давал время своим врагам собраться вместе, а затем разбивал их. Это легче и быстрее, чем гоняться за каждым поодиночке…

Наверное, всё же возникла у князя мысль о неблагоприятном исходе, когда он увидел стотысячную громаду византийских войск. Сказал он тогда: «Уже нам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мёртвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор и не спасёмся; но станем крепко, я же пойду впереди вас, и если погибну, то сами помыслите о себе».

Дружинники ему ответили: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим…» Произошла жестокая сеча, в которой русичи взяли верх.

Имели дело с волкодлаками во времена Чингиз-хана на свою беду два монгольских тумена (тумен насчитывал обычно около 10 000 воинов). Это было где-то между Волгой и Доном. Здесь монголы наткнулись на небольшой отряд неведомых всадников. Те не бросились наутёк в спасительном бегстве, как сие обычно бывало, а приготовились к сражению, разбившись на небольшие отряды. Монголы осыпали их градом стрел, как они всегда делали перед началом битвы, но к их удивлению не смогли поразить ни одного противника. Стрелы не попадали в цель, хотя кочевники были весьма меткими стрелками, или отскакивали, словно от брони или камня. Затем последовало и вообще удивительное: горстка неведомых воинов сама ринулась в стремительную атаку. Они были подобны губительным молниям, рубились сразу двумя мечами одновременно, успевая и убивать, и защищаться. Казалось, что они находятся повсюду, кочевники в безумном раже били по ним саблями, а поражали только своих…

В пылу сражения никто не понял, когда и куда исчезли удивительные воины, а монголы продолжали драться между собой, пока их не осталось буквально несколько десятков человек…

В декабре 1237 года после шестидневной осады войска Батыя взяли Рязань. Разъярённые столь упорным сопротивлением, враги зверски замучили оставшихся в живых: они стреляли по связанным горожанам, кидали заживо в огонь священников, спалили дотла город, церкви, монастыри. Убили князя с супругой.

Один из местных бояр, Евпатий Коловрат (Свастика), прозванный Неистовым, находился в Чернигове. Когда он вернулся, то вместо родной Рязани увидел сплошное пепелище с растерзанными трупами, осквернёнными церквами.

Согласно летописи, Евпатий Коловрат сказал:

– Не смогли мы встретить непрошеных гостей, как это полагается на Русской земле – острыми мечами и копьями, так хоть проводим их достойно.

С ним был отряд примерно в 1 700 человек, боярин повёл его вдогонку за туменами хана Батыя. Русичи догнали их и, невзирая на огромное неравенство сил, ринулись в неистовую сечу, разя всех вокруг. Сам Евпатий Коловрат и его соратник богатырь Ратибор владели дивным искусством витязей. Возможно, были с ним и другие столь же искусные воители. Татаро-монголы подобного не видели, совершенно растерянные, в страхе кричали, что это ожили мёртвые рязанцы. Русичам не смогли противостоять самые опытные и умелые бойцы, закалённые в постоянных сражениях. Окружённая несметными полчищами горстка удальцов наносила огромный урон врагу. Против них степняки пустили в ход метательные машины и только тогда сумели одолеть витязей, поразив их издали огромными валунами.

Говорят, хан Батый долго смотрел на исполинские тела героев. Оставшихся в живых велел отпустить, сказав своим воинам, чтобы все брали с них пример, как следует сражаться за свою Родину…

 

На острове Буяне

 

Под таким именем в русский фольклор вошёл остров Руан (ныне это Рюген в Германии). Арабы называли его «остров Рус» и соответственно обитателей «русами». По стародавним легендам около 3 500 лет назад сюда прибыли потомки гиперборейцев. Построили город-храм Аркону (Ярконь). В нём имелась дружина из 300 витязей – храмовых воинов в тяжёлом вооружении на белых конях с золотыми поясами. Они держали в повиновении все окрестные страны и брали дань, где миром, а где и мечом. Каждый витязь обладал наследием ратного искусства гипербореев и превосходил в бою десятки обычных воинов. Их слава была столь велика, что порой иные не решались вступить с ними в схватку, а обращались в бегство при одном приближении или в страхе бросали оружие и падали ничком на землю. Именно отсюда вошло в русский лексикон это древнее слово – «витязь». А многие народы создали в подражание дружинам витязей свои ордены рыцарей.

В «Космогpафии» историка Геpаpда Меpкатоpа сказано: «На острове том живали люди-идолопоклонники – раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окpестным госyдаpствам гpозны и пpотивны были. Язык у них был словенский да вандальский».

Северогерманский автор хроник Адам Бременский (11-й в.) сообщает: «Руяне – очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами… Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых считаются у славян первыми добродетелями».

Ибн-Русте и Гардизи пишут, что глава руянцев носил титул «хакан-рус». Этим словом на востоке обозначали царя-жреца. А вот западные хронисты тех лет именовали королями лишь двух правителей русов-славян – властителей Арконы и Киева. Для сравнения, главы Чехии и Польши именуются ими только «князьями».

Сейчас практически забыто, что Четвёртый крестовый поход, самый крупный в средневековой истории, был совершён именно против Арконы. На неё пошли три армии немцев, французов, датчан, были в них войска, посланные Папой римским (как же без него!), общей численностью около 200 000 человек. Руанцы с помощью лютичей, ободритов и других поочерёдно разбили всех, их военный флот разгромил датский флот, который поддерживал агрессоров с моря. Дружина русов тогда ещё раз наглядно доказала своё непревзойдённое ратное искусство и снискала славу непобедимой. Весь мир наслышан о подвиге спартанцев, но никто не знает о не менее впечатляющих деяниях 300 витязей-магов.

Всего Аркона простояла 25 веков. Но вот к её стенам вновь пришла «сборная» всей Западной Европы («двунадесят языков»). Началась длительная осада. Когда город в конце концов был взят, двести с небольшим витязей укрылись в храме Свентовита. Две недели шли бои. Враги несли страшные потери и тогда применили тактику смены – их отряды постоянно менялись, не давая отдыхать руанцам. Последние просто обессиливали, падали с ног от усталости, но всё равно не сдавались. Тогда катапультами храм забросали бочками со смолой, а затем подожгли его. Витязям пришлось бежать из бушующего пламени в гущу врагов. Это произошло 1 июля 1168 года. По сведениям хронистов, в боях непосредственно за храм было убито свыше 4 000 нападавших.

Есть немалые основания считать, что в своё время Рюрика пригласили на княжении именно из Арконы, он был русичем-витязем, владел древним ратоборством ариев. Потому у новгородцев появились боевые комплексы с использованием магии – «Кулак Перуна», «Буза», «Скобарь».

 

Воины-оборотни

 

Истории о волкодлаках можно отыскать в сказаниях и легендах практически всех индоевропейских народов.

Первые упоминания в русской письменности о волкодлаках относятся к началу ХIII века. Но традиция оборотничества уходит глубоко в древность. О ней писал даже Геродот (V век до нашей эры) в своей «Истории», в четвёртой книге «Мельпомена» о праславянском племени невров сказано: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Жили невры на территории нынешней Белоруссии. Может быть, наши пращуры обладали утраченной ныне способностью к ликантропии (так сие именуют учёные)?

Сложный вопрос: действительно ли волкодлаки умели принимать облик животного?..

Как большинство людей, я скептик, и если не видел лично сам, то поверить мне сложно. Правда, неожиданно сам для себя припомнил, что мне приходилось иметь дело с человеком, который оборачивался волком… Вернее, он говорил, что такое произошло с ним.

Говорил это не лично мне, а немалому залу на Международном фестивале фантастики в алтайском Бийске весной 1998 года. Никто публично неверия не выразил, задавали ему вопросы именно как оборотню, мужчина отвечал довольно достоверно, но у меня глубокий скепсис остался.

Увы, не помню ни его имени, ни фамилии. Он приехал откуда-то с Северного Кавказа. Роста заметно ниже среднего, лет 35–45, смуглый, темноволосый с чёрными круглыми глазами чуть навыкате. Осталось ощущение какой-то пришибленности, что ли, словно он был не от мира сего.

Тогда мужчина в лесу вонзил нож в пень, перевернулся через него и стал волком. Осталось в памяти, как он с щемящим чувством (это я почувствовал) говорил о своей любви к волчице и волчатах… Каюсь, не могу сейчас вспомнить, как он вернулся в человеческое обличие. Напоследок мужчина сказал, что очень хотел бы возвратиться в волчью стаю…

А вот как с волкодлаками, делали ли они подобное?..

Мне думается, что на самом деле оборотней не было, волкодлаки лишь наводили морок-внушение на других и казались им волками, дабы внушить страх. Другая вероятная версия: витязи лишь впадали в своеобразный транс – изменённое сознание – и ощущали себя волками, медведями или волкомедведями. Возможно, это позволяло использовать скрытые резервы организма и человек становился более сильным, ловким, стремительным, как зверь. Можно сказать, что они были властелинами времени: психологически ускоряли его течение для себя, и тогда действия врага ими виделись как бы сильно замедленными, что позволяло своевременно уклоняться от ударов и наносить удары самим. Их действия оказывались быстрее мысли.

(Иногда и у обычных людей в критических ситуациях открываются неиспользуемые резервы организма… Читал про лётчика, который в падающем самолёте за несколько секунд совершил много авральных действий, на которые обычно уходило не менее минуты, и спасся…

На зимовке в Арктике случилось и такое. Вышел полярник к самолёту, принялся снег отгребать. Кто-то тронул его плечо, он обернулся и оказался нос к носу с белым медведем… «Когда я пришёл я в себя, – рассказывал потом мужчина, – то оказалось, что я сижу на крыле самолёта, а снизу на меня удивлённо смотрит медведь…» Мужчина в комбинезоне, унтах с рыхлого снега без разбега одним махом запрыгнул на крыло самолёта, которое находилось выше уровня его головы?! Он потом следы на снегу осмотрел, убедился, что прыжок совершил именно с того места, где стоял, без всякого разбега. Можете себе такое представить? Да ни один чемпион мира по прыжкам хоть в высоту, хоть в длину подобного не повторит!..)

Известные своими частыми походами на Золотую орду (во время татаро-монгольского ига?!) северные ушкуйники звались так в «честь» ушкуя, полярного медведя.

Древнерусская книга «Чаровник», попавшая в число запретных при христианстве, указывает 12 видов превращений, в том числе – в волка и медведя. Но это так, между прочим.

 

Кулак Перуна, Буза, Скобарь и Казачий Спас

 

По мере распространения христианства, которое, мягко говоря, не приветствовало оборотней, традиции витязей-чародеев стали исчезать. Или уходить в «подполье». Наследники этого ратного искусства – преимущественно в среде казаков – стали именоваться иначе, умение превращаться в волка скрывалось или упоминалось лишь как незначительная составная часть.

Примерно в это время, хотя, возможно, и значительно раньше, сформировался Казачий спас – этакий сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев, новгородцев и им подобных. Понятно, что в мирное время, в быту столь специфические познания были излишни, потому они сохранились среди тех, кто постоянно воевал – среди казаков. Легко разглядеть легендарных волкодлаков в галдовниках, химородниках и чаклунах (колдунах), заморочниках, спасовцах, характерниках, казаках-пластунах, обладавших древними военными чарами, которые современному «просвещённому» человеку кажутся сказкой и находятся за гранью его понимания.

Например, искусство проникать в мысли врага (телепатия) и наводить морок – «насылать сон», внушить то, чего на самом деле нет: скажем, создать фантомов-двойников, заставляя противника «биться с пустым местом». Сейчас подобное называют гипнозом. С помощью внутренней силы (здравы) воины-маги окружали себя невидимым силовым полем, который делал их неуязвимыми. Такие казаки-характерники были способны к ясновидению, умели «заглянуть в зерцало за тысячу вёрст», нанести энергетический удар, даже – смертельный, «на двенадцати языках сердито разговаривать» и оборачиваться в волка.

Просто удивительным было воинское искусство характерника: в бою он словно исчезал и появлялся из ниоткуда с быстротой молнии, будто управлял пространством и временем, осыпая градом ударом, которые противники просто не успевали парировать. А сила удара была такова, что порой враг казался внезапно оторопевшим, а затем распадался на две части. Легко представить, какое впечатление оказывало подобное зрелище на других!

Характерник мог подолгу обходиться без еды и питья, укрыться и стать невидимым в совершенно ровной степи или в кроне дерева, сливался с конём. Подолгу сидел под водой, а затем сухой из неё выходил. Владел заговорами, знал лечебные травы и умел излечить раны с поразительной быстротой.

Порой казаки не просто побеждали противников, а делали это намеренно издевательским образом. Например, могли заставить взять в плен вместо себя козла, а то и устроить междоусобную свару, в которой враги убивали друг друга. Характерник же стоял в стороне и с усмешкой наблюдал за всем этим.

 

Колдун Сирко и другие

 

Среди всех казаков-характерников особенно впечатляюще выглядит кошевой Иван Сирко, живший в XVII веке в эпоху наибольшего расцвета Запорожской Сечи. В легендах он предстаёт фигурой просто сказочной, о нём говорилось, что равного Сирко никогда не было и не будет. Именуют его «превеликим колдуном», а турки звали «шайтаном».

Начнём с того, что он появился на божий свет с зубами и, когда бабка-повитуха проносила его мимо стола, то ухватил с него пирог и тут же съел. Представляете, каким стал этот младенец, когда вырос?! Понятно, что Сирко мог оборачиваться волком, в таком обличии пробирался в расположении турецких войск, на постовых навевал глубокий сон, а затем учинял погром...

Рассказывали, что однажды Иван Сирко подстрелил купающегося у безымянного острова чёрта, тот млыкнул (булькнул) в воду. После этого остров стали именовать Чертомлыком.

Не брала казака ни стрела, ни пуля, ни сабля. Он ловил пулю на лету рукой. А то подставлял под удар свою руку, но от острой сабли оставался лишь едва заметный синий след.

Во время знаменитого похода казаков на Крым у Перекопа произошло сражение с ханским войском. Отряд Сирко проник во вражеский тыл. Крымчане ясно видели их приближение, даже мурзы в свои подзорные трубы, но приняли за своих (навёл чародей на них морок). Каким же потрясением для врагов явилось нападение этих мнимых своих! А потому оказать достойного сопротивления они не смогли и были разгромлены. Сам хан чудом спасся бегством…

После смерти своего кошевого запорожские казаки отрезали его правую руку и возили с собой на войну. В трудные моменты выставляли вперёд со словами: «Стойте, братья-казаки, душа и рука Сирко с нами!» Многие верили, что Сирко не умер, а живёт и ныне, воюет с врагами Христовой веры.

Всеми чертами казака-характерника обладал легендарный атаман Степан Разин. Ему приписывали знания чародейства, видели одновременно в разных местах (двойники?), он умел наводить морок.

Среди запорожских казаков-характерников был известен Фесько, который в бою «отращивал» себе сразу несколько голов, так что враги не могли понять, какая из них настоящая.

Самые сильные характерники могли наводит морок даже на большое количество людей.

Такое наглядно продемонстрировал казак Шевчик. Однажды, в Рождественскую ночь 1668 года, на территорию Запорожской Сечи проник отборный отряд турецких янычар численностью в 14 000 человек. Они «сняли» не особенно бдительных часовых, которые не ждали беды, и уже готовились приступить к массовой резне спящих казаков. Но врагов обнаружил Шевчик и применил своё умение характерника: около часа янычары пробыли в странном оцепенении. Как позже говорили немногие уцелевшие: им казалось, что они стоят на главной площади Стамбула на войсковом смотре перед самим султаном… За этот час казаков разбудили, они вооружились, приготовились и по сигналу бросились на врага… Огромный отряд турок был уничтожен почти полностью, спаслось менее сотни…

В одном из походов в начале XVII века кошевой атаман запорожских казаков Кисек попал в плен. Его заковали в цепи и посадили у весла на галере. Но уже при первом заходе в порт Гезлев (современная Евпатория) он внушил надсмотрщику, что является пашой и приказал освободить всех гребцов. После чего охрана была вырезана, а галера спокойно среди бела дня уплыла из гавани, никто ничего не заподозрил. Лишь ближе к вечеру наваждение спало и янычары заметили: то что казалось им разбитыми бочками, плававшими у мола, на самом деле является трупами турков…

Казак-чародей Иван Богун однажды провёл свой отряд через польский лагерь и при этом ни одна собака не залаяла…

Когда казаки не могли уйти от погони превосходящих сил, а укрыться в степи было негде, то они останавливались. Казак-маг втыкал по кругу копья, за них все вставали, завязывали морды лошадям, чтобы те ненароком не заржали, и он внушал преследователям, что они видят лишь заросли камыша или рощицу, на которые не нужно обращать внимание. Так и происходило…

Умели характерники изготовлять «крики». Взяв обычные стебли камыша, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Этот камыш раскидывали вокруг своего лагеря. Если вражеский конь в ночи наступал на такой камыш, то ржал и будил казаков…

 

Пластуны – спецназ Российской Империи

 

Сильнейшими в армии Российской империи были казаки. Вот как оценивал их Наполеон: «Казаки – это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Интересно сказал о казаках Анри Стендаль: «Они были чисты, как дети, и велики, как боги».

Казаки тогда произвели столь устрашающее воздействие на французов, что они по сей день словом «казак» пугают своих детей.

Среди казаков была элита, лучшие из лучших – «наследники» витязей-оборотней – пластуны. Прочие названия постепенно позабылись.

Пришло это слово из Запорожской Сечи. Там по давней традиции все курени именовались либо по имени атамана-основателя (Васюринский, Поповический, Брюховецкий…), либо по местности, откуда они вышли (Полтавский, Уманский, Каневский…), но лишь один из 38 куреней звался по роду деятельности – Пластунский. В него входили лучшие из лучших казаков.

В каком-то смысле, пластуны были всегда, только звались иначе. В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербина пишет: «По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название «пластуны».

В 1842 году пластуны были признаны особым родом войск, так стали именоваться все пешие казачьи отряды.

Пластунами являлись люди преимущественно средних лет, утратившие порывистость молодости (нужна была трезвая голова), но сохранившие хорошие физические кондиции. Владели любым видом оружия. Экипировку имели предельно простую, но функциональную: всё необходимое носили с собой. Обладали безграничным терпением и выдержкой. Могли часами пребывать в укромном месте, идеально вписавшись в местность, высматривая врага. Бесшумно двигались, проникали в расположение вражеских войск, снимали часовых, а то и выкрадывали «языка», наносили «точечные» удары. Понятно, что они часто оказывались вынужденными принимать неравный бой и нужно было уметь постоять за себя. Будучи обнаруженными, пластуны никогда не сдавались: предпочитали погибнуть, но не попасть в плен. Так что подобное бывало редчайшим исключением.

Героя Кавказской войны потомственного казака, генерала Якова Петровича Бакланова (1809–1873 гг.) горцы прозвали «сатаной», так как были твёрдо уверены, что ему помогает нечистая сила. Ну, ещё бы так не считать, Яков Петрович страшенным по силе ударом шашки разрубал врага от плеч до самого седла, об этом потом пелось в казачьих песнях.

Однажды меткий стрелок Джанем пообещал убить его, когда тот выйдет на своё обычное место просеки на Качкалыковском хребте. Яков Петрович, зная это, всё же явился туда. Хладнокровно встал на видном месте, практически не шевелясь, и позволил сделать Джанему два выстрела (оба мимо!), а когда тот сильно удивлённый промахами немного высунулся из-за скалы, послал ему меткую пулю прямо в лоб…

Шамиль собрал 25-тысячное войско и расположился за рекой Мичик, чтобы отрезать подразделения Я.Бакланова от основных войск. Но последний сумел провести 5 рот пехоты, 6 сотен казаков с двумя орудиями сквозь линию неприятеля, не иначе как помогло искусство характерника наводить морок…

В годы Первой мировой войны Российская империя имела 24 батальона и 1-й отдельный дивизион кубанских пластунов, 6 донских и 2 терских дивизиона. К апрелю 1915 года были удостоены наград свыше 9 000 пластунов. В знаменитом Брусиловском прорыве (1916 г.) участвовало 22 батальона пластунов.

В народе ходит молва, что владел Казачьим Спасом В.Чапаев. В Первую мировую войну он лихо отплясывал «барыню» на бруствере окопа под германским пулемётным огнём и уклонялся от «своих» пуль. Василий Иванович имел странную восточного вида саблю, наведя клинок на солнце под определённым углом, мог увидеть то, что находилось за многие вёрсты, а то и десятки вёрст…

Сокровенными знаниями обладал барон Унгерн. В декабре 1917 он всего с семью казаками разоружил гарнизон станицы Маньчжурия численностью 1500 человек, а в январе 1918 со своим взводом проделал то же самое с Хайларским гарнизоном, который составляли 800 человек. В 1920 барон Унгерн в одиночку въехал днём в своём ярком монгольском халате с генеральскими погонами в занятую красными Ургу. Спешившись, приказал одному из часовых у ворот держать лошадь. Всё осмотрел, вернулся обратно и даже по пути отхлестал заснувшего часового. Когда тот поднял тревогу, барон уже находился далеко…

Во время Гражданской войны в 1920 году полковник Белой армии Васищев с 54 казаками захватил и разоружил целый корпус Красной армии, затем отпустил пленных на волю. Рассказывали, что после одного сражения на плацу в станице Наурской Васищев спрыгнул с коня, расстегнул ремень и из-под гимнастёрки горохом посыпались пули…

Новая, «советская», власть не жаловала «проклятое наследие прошлого», потому воины-маги если и не перевелись, то ушли в глубокое подполье.

(Кстати, мало кому известно, но именно русские эмигранты, офицеры-пластуны, заложили основу специальной подготовки морской пехоты США и спецчастей французской армии, в частности, Иностранного легиона.)

Лишь осенью 1943 года была сформирована дивизия пластунов под командованием генерал-майора Метельникова. Им разрешили носить старинную форму. Действия пластунов были столь успешны, что гитлеровцы их прозвали «сталинскими головорезами».

А может быть, возродить традицию и назвать несколько современных подразделений российской армии пластунскими?..

 

Супервоины 21-го века

 

Свято место пусто не бывает. Поэтому вместо Казачьего Спаса появилось самбо (САМоборона Без Оружия). По вымышленной легенде его создали чуть ли не как Франкенштейна из видов борьбы различных народов. Если вы соберёте болты, гайки, механизмы, колеса, то автомобиль из них смонтировать трудно: всё это должно подходить друг к другу, взаимодействовать. Так и тут. На самом деле базовыми стали именно те самые приёмы, которыми издревле прекрасно владели русские воины, унаследовавшие боевое искусство ариев. В частности, это доказывал Александр Суворов: «Пуля – дура, штык – молодец!» При нём часто решающей оказывалась штыковая атака с рукопашной, в которой наши предки обычно превосходили другие народы.

К созданию спортивного самбо причастны В.Ощепков, А.Харлампиев и позже Е.Чумаков. Есть ещё «боевое самбо», по которому проводятся соревнования, но оно немногим качественно отличается от выше сказанного. Но существует, скажем так, настоящая боевая самооборона без оружия, которую создал – а на деле воссоздал систему русского единоборства! – Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он длительное время изучал боевое искусство разных народов и понял, что они имеют единый корень – боевое искусство ариев. На нём и сосредоточил свои усилия. В его уникальной системе атака фактически отсутствует: противник провоцируется на какое-то действие, после чего оказывается в положении беспомощной марионетки, которая используется по своему усмотрению мастером единоборства. Такая борьба не требует физической силы и больших затрат энергии.

Виктор Афанасьевич подготовил плеяду учеников, объездил всю страну, пропагандируя свою систему русского рукопашного боя. Выпустил три книги, которые стали настольными для поклонников единоборств: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927 г.), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928 г.) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933 г.). Пропагандируя свою систему, В.А. Спиридонов объездил всю страну. После нападения Германии обучал на специальной учебной базе в Мытищах под Москвой бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Умер Виктор Афанасьевич Спиридонов 7 сентября 1944 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Позже его систему развил, дополнил и довёл до высочайшего совершенства Алексей Алексеевич Кадочников. Теперь она широко известна как русский рукопашный стиль Кадочникова. У него тысячи последователей в разных уголках России. По его методике обучаются даже некоторые спецподразделения китайской армии под руководством российских инструкторов.

Ни одна современная армия не обходится без спецвойск. Есть таковые и в российской армии, но и в них имеется суперэлита, которую можно назвать наследницей легендарных волкодлаков, джанийцев, казаков-характерников, пластунов и других русских супервоинов. В СМИ таковой именуют группу «Альфа» спецназа ГРУ. Хотя, наверное, существуют и другие, куда более засекреченные…

Понятно, что их возможности держатся в строжайшей тайне. Сведения крайне скудны и обрывисты. Но кое-что просачивается. Например, об умении бесконтактного боя: противник валится с ног или приводится в бессознательное состояние без малейшего прикосновения к нему, одним волевым посылом. Говорят, что можно и вообще лишить противника жизни. Совсем как волкодлаки древности!

В десятках стран Азии, Латинской Америки и Африки действовал наш спецназ. Нередко вступал в прямое единоборство с американскими коммандос, и обычно с плачевными результатами для последних. Правда, американцы редко когда узнавали, с кем имели дело.

Любопытный факт, которым гордятся наши ветераны спецслужб: за всё время боевых действий в горячих точках ни один из них не попал в плен живым.

В 1997 году на спецназовские соревнования в г. Асбесте прибыли американские «зелёные береты» и «морские котики» (спецназ «море–воздух–суша»). Смотрелись они внушительно, словно истинные «рэмбо». Но эти профессионалы во всех соревнованиях уступили нашим призывникам. Больше в России американцев не видели.

А в 2011 году в открытом чемпионате мира среди полицейских в г. Орландо (Флорида, США) впервые приняла участие российская команда (Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России). Они потрясли соперников. К ним подходили люди и изумлённо спрашивали: «Вы откуда такие?..» Американцы всегда были вне конкуренции, а тут от бессилия не нашли ничего лучшего, как использовать судей: те откровенно засуживали наших даже при явном превосходстве над соперниками, но и сие помогало не всегда…

Из известных операций вспоминается взятие афганской столицы: тогда в Кабуле за короткий срок был установлен контроль не только над дворцом Амина и его резиденцией, но и захвачены такие охраняемые объекты, как генеральный штаб, министерства обороны и внутренних дел, тюрьма, аэропорт и другие.

Читал и вот о таком. Американский самолёт с новейшей секретной аппаратурой испытывался в небе над Аравией и потерпел катастрофу. Его искали примерно двое суток, а когда нашли, то обнаружили уже без того самого оборудования. Американцы взвыли, принялись буквально носами рыть землю и установили, что с подводной лодки великой северной державы были высажены двое человек: те скрытно добрались по пустыне к рухнувшему самолёту с миниатюрным сварочным аппаратом, аккуратно вырезали необходимое и вернулись с «добычей» на борт субмарины. Если бы такое произошло столетиями раньше, то стали бы говорить про джанийцев-волкодлаков-характерников-пластунов, а как эти супервоины называются сегодня – знают лишь они сами…


Александр ЗИБОРОВ,
г. САМАРА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования