Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 02.08.2013

А чинуши и в ус не дуют

КОМАНДА СОБЯНИНА ЗАСОРЕНА СЛУЧАЙНЫМИ ЛЮДЬМИ,

НЕКОМПЕТЕНТНЫМИ В СВОЁМ ДЕЛЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНО МСТИТЕЛЬНЫМИ

 

Наши постоянные читатели наверняка в курсе продолжающихся уже много лет попыток «Литературной России» выяснить, как работает московский Департамент СМИ. Вот только в номере за 26 июля мы напечатали на эту тему интервью двух лауреатов премии московского правительства Сергея Шаргунова «Власть объявила войну моему поколению» и Надежды Кондаковой «Почему Собянин не реагирует на бардак», а также редакционную статью «Непуганые чиновники: Непотопляемый аппарат сознательно подставляет своего мэра Собянина». Ну и что после этого изменилось? Вы думаете, что заместитель московского мэра г-н Горбенко тут же навёл порядок? «Ничего не добьётесь», – заявляют наши читатели. И что, всё теперь бросить и сдаться на милость зарвавшимся чинушам? Неслучайно люди давно перестали верить и Горбенко, и его протеже Черникову.

Нет, бросить не получается. Сам Департамент и сопутствующие ему структуры постоянно дают повод для новых попыток разобраться в том, почему аппарат игнорирует писателей, литературные издания и проблемы распространения качественной прессы. 

Вот, к примеру, на днях мы получили конверт от Дирекции городских издательских программ, куда весной предоставили вёрстки двух книг, а также толстый пакет документов в надежде на поддержку в их издании из средств бюджета города Москвы.

Одна книга Вячеслава Огрызко «А судьи кто?», в которой собраны биографические очерки о литературных критиках советской эпохи, вторая – сборник статей современных критиков о творчестве писателя Романа Сенчина, а шире – о сегодняшнем состоянии русской литературы.

В поддержке обеих книг нам отказано.

Что ж, бывает. На издание всего и вся никакого бюджета не хватит. Но нас изумили аргументы отказов.

Читаем о книге «А судьи кто?»:

«Представленная рукопись подготовлена не полностью – встречаются неточности и повторы в именах критиков. Подбор литературных деятелей выглядит случайным и субъективным – подход к выбору фигур не прояснён, не указана часть очевидных персоналий. Книга преимущественно является компилятивной, основанной на цитатах. Резкие и броские, порой компрометирующие комментарии затмевают профессиональную деятельность критиков, наследники многих из которых живы до сих пор».

Здесь буквально каждая строка вызывает вопросы. Во-первых, что такое «не полностью – встречаются неточности и повторы в именах критиков»? Например, критик Виссарион Белинский умер более 150 лет назад, внимание к нему не ослабевало всё это время, но до сих пор нет книги, где бы о его жизни и творчестве было рассказано полностью, без неточностей. А Вячеслав Огрызко в своих очерках о критиках 1920–80-х годов шёл, как правило, по бездорожью, делая открытия, поднимая из глубин архивов неизвестные факты…

А что значит «повторы в именах критиков»? Об этом можно только гадать. Погадаем: к примеру, засекреченных экспертов не удовлетворило, что в очерках часто встречается, к примеру, имя Корнея Чуковского. Но что делать, если этот критик прожил долгую жизнь, на протяжение более полувека находился в центре литературной жизни страны…

«Подбор литературных деятелей выглядит случайным и субъективным – подход к выбору фигур не прояснён», – читаем далее. Но почему «случайным», не объяснено. Субъективность же готовы признать, так как это авторская книга, а не коллектив авторов, работающих для академического труда. «Не указана часть очевидных персоналий» – выглядит совсем уж голословно. Назовите хоть одну «очевидную персоналию», которую Огрызко «не указал»

«Книга преимущественно является компилятивной, основанной на цитатах» читаем дальше. И снова изумляемся, так как цитаты, как известно, непременный инструмент исследователя. Не было бы цитат, эксперты наверняка придрались бы к их отсутствию.

Впрочем, не нравится экспертам и голос автора: «Резкие и броские, порой компрометирующие комментарии затмевают профессиональную деятельность критиков, наследники многих из которых живы до сих пор».

Так, а что значит «компрометирующие комментарии»? Это за гранью нашего понимания. Вот есть архивы с документами, есть воспоминания, и из них брать только одно – что не обидит «наследников». Мы правильно поняли?

Советская эпоха была сложной, неоднозначной, и эту сложность и неоднозначность и попытался в своих очерках показать Вячеслав Огрызко. Не оглядываясь, понравится это кровным или духовным наследникам героев и антигероев книги «А судьи кто?» Тем более что одни и те же «персоналии» очерков, как правило, в разных обстоятельствах ведут себя по-разному. Как и свойственно людям.

Теперь заключение по книге «Всё о Сенчине»:

«Статьи, вошедшие в книгу, ранее уже издавались, новых материалов в рукописи нет. Московская тематика в работе представлена скупо. До сих пор персоналиями, которым посвящались книги московской программы, становились литературные деятели, прочно вписанные в литературу и её историю, внёсшие неоценимый вклад в развитие отечественной не только литературы, но и культуры в целом, заслужившие высокие отзывы не только при жизни, но и получившие признание своих потомков».

Что ж, здесь и комментировать особенно нечего. Не будешь же спорить, внёс Сенчин оценимый или неоценимый вклад, прочно он вписан или же нет. Мы увидели, что нам дали понять: подождите лет двести, когда начало XXI века отстоится, промониторьте мнение потомков и тогда уж решайте, обращаться вам с этой книгой за поддержкой из средств бюджета города Москвы или нет.

«Московская тематика в работе представлена скупо», – посчитали эксперты. Оставим это на их совести: большая часть книг Сенчина о Москве конца 1990 – начала 2010-х, и критики, пиша об этих книгах, естественно, говорят и о Москве. Таких статей в сборнике «Всё о Сенчине» множество. На наш взгляд, тут и спорить с экспертами не о чем – им нужно было отказать, они нашли повод. 

Но стоит обратить внимание на слово «издавались» в первой строке заключения.

До получения этого письма мы были уверены, что любой книжный работник знает разницу между «издавались» и «публиковались». Издаются в книге, публикуются в периодической печати. А теперь наша уверенность не столь прочна.

Из нескольких десятков статей о Романе Сенчине издано три-четыре в коллективных сборниках, а также в книгах критики Валерии Пустовой и Алисы Ганиевой. Остальное рассыпано по журналам, газетам, интернет-порталам. Мы решили собрать эту мозаику, чтобы на примере Сенчина показать, сколь разнообразна сегодняшняя проза и критика, какие кипят в литературе страсти, а нам намекнули, чтобы мы занялись Ломоносовым или Пушкиным. Львом Толстым, видимо, рискованно – в новых реалиях его наследие оказалось не так уж однозначно…

В заключение мы бы очень хотели узнать имена экспертов. Ради интереса. По закону состав экспертного совета должен быть известен. На деле же это по-прежнему секретная организация в дальних коридорах Департамента.

Кстати. В течение многих лет в роли оператора Московской программы книгоиздания выступало пресловутое издательство «Московские учебники», аффилированное с правительством столицы и исправно выпускавшее графоманские опусы Юрия Лужкова. О том, что руководство этого издательства не имело ни стыда ни совести, мы уже много раз писали, как писали и о наглом вранье их шустрых экспертов типа Сергея Казначеева, подписавшего лживое заключение. Теперь функции оператора переданы издательству «ОГИ». Напомним, что главным редактором этого издательства является очень хороший поэт и лауреат премии Солженицына Максим Амелин. Интересно, а он-то почему смирился с засекреченным списком городской экспертной комиссии и некомпетентными экспертными заключениями? Разве его кумир Солженицын не учил общество жить не по лжи? Или замечательному стихотворцу уже не дорога его репутация в издательском мире и писательском сообществе?

 

Редакция ЛР


 

P.S. 29 июля наша редакция в сотый раз обратилась в столичный департамент СМИ с просьбой обнародовать состав городской экспертной комиссии. В приёмной нерадивого руководителя департамента г-на Черникова некая Евгения Олеговна пообещала, что с нами обязательно свяжутся сотрудники из отделов, подведомственных г-же Казаковой. Но, естественно, никто не связался. И как мы после всего этого должны относиться к московскому градоначальнику Собянину, если он, похоже, не в состоянии проконтролировать даже свой некомпетентный аппарат?!





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования