Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 02.08.2013

Айда на рынок труда!

ВОПРОС В ЛОБ

 

«В вузах завершился приём документов, но опять возникло много проблем. Главная из них – наличие перспективы. Есть ли она у нынешних студентов? Или опять получим перепроизводство юристов, экономистов, филологов и писателей вместо жизненно необходимых стране инженеров и агрономов?

Что же всё-таки нам делать с сегодняшним высшим образованием, не дающим порою даже элементарных азов для понимания современного мира?»


 

Зульфия АЛЬКАЕВА, поэт и журналист

 

Эта проблема не нова. Уже несколько лет как моя знакомая, преподаватель факультета журналистики МГУ, говорит о слабых студентах, которые приходят сейчас на факультет. Уверена, что аналогичная ситуация и в других вузах. Так что поднимать стоит сначала уровень среднего образования, ведь подтянуть слабых студентов уже никаких сил профессорам не хватит, слишком велики пробелы в знаниях. По-моему, разрушено главное – престиж образованности как таковой. Нынешним молодым людям уже не стыдно не знать основные исторические даты, имена и биографии классиков и учёных. Единственное преимущество мало читающего поколения – компьютерная грамотность.


 

Валерий ДУДАРЕВ,

поэт, главный редактор журнала «Юность»

 

Настоящих филологов днём с огнём не сыскать. Не чувствуется атмосферы, в которой могут вызревать новые Виноградовы, Лотманы, Аверинцевы... Скорее всего – перепроизводство юристов и экономистов, причём чаще липовых. Тут вопрос статуса в обществе той или иной профессии. Сегодня время лавочников, страна торгует... В книжных магазинах – всё для лавочника. Появись там, к примеру, новый Пильняк или новый Лавренёв – их просто не заметят, я не говорю уж про Осипа Дымова. Главное: как ни меняй систему образования, отменяй экзамены, вводи спецегэ или подобное что-то – не поможет! Вуз  выучит агронома, а в жизнь пойдёт лавочник, подготовит инженера – но через год после выпуска перед нами – опять лавочник! Филолога хотите? Нет уж! Получите лавочника! Да и не писатели вокруг вовсе, а люди с «премиальным» сознанием! Не Словом живущие! Жажда премий, жажда наживы! Есть и исключения, но это другая история...


 

Анна МИХАЛЬСКАЯ,

профессор Литературного института

 

Образование и наука кончились. Работать учёным негде. Специалистов готовить только для обслуги бизнеса никто не захочет. Колония есть колония. Пожили при социализме и забудем.


 

Марина РУСИНОВА,

выпускница Литературного института,

член Союза писателей Москвы, ИТ-предприниматель.

 

Слишком серьёзный вопрос вы поднимаете, так просто на него с наскоку не ответишь. Что делать с нашим высшим образованием? Видимо, полностью менять подход к профориентации, вернее не менять, а выстраивать заново.


 

Дмитрий ПЕТРОВ, прозаик

 

Важно чётко различать причину и следствие. Не система высшего образования повинна в нехватке агрономов и инженеров, а то, что эти профессии, к сожалению, не престижны и непопулярны. Хотя порой неплохо оплачиваются в успешных хозяйствах и крупных компаниях. Но эта ситуация небезнадёжна – если на эти профессии появится реальный спрос – появится и предложение. Что же касается перспектив, то они, безусловно, есть, но зависят исключительно от самих студентов – от их успеваемости, творческой энергии, упорства и конкурентоспособности. В обществе, движущей силой которого является соревнование – это норма. Рынок труда поставит каждого на его место. Так что, думаю, перепроизводство филологов, и тем более – писателей нам не грозит.     


 

Римма ЛАВОЧКИНА,

выпускница Литературного института,

редактор журнала «Ахдут вэ яхад» (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

 

Перспектив особых нет, но филологическое образование не помешает. Его можно рассматривать как путь самосовершенствования. Если человек начнёт лучше разбираться в языковых, исторических или литературных явлениях – это никому не помешает (кроме правительства, которое хочет тупой, бессловесный народ). Если народ идёт на филфак, значит ему это нужно. Агрономы и инженеры тоже не востребованы. Их полно, но они не работают. Но это вопрос экономики. С высшим образованием особо ничего делать не надо. Только убрать коррупцию и ужесточить все переводные экзамены. Пусть двоечники пересдают по многу раз. Это им на пользу. Вот и всё.


 

Андрей КОРОВИН, поэт, культуртрегер

 

Проблемы сегодняшнего образования – больная тема для всех современных родителей. Мы с женой пришли к выводу, что спасти ситуацию можем только мы сами, дав детям домашнее образование и интерес и возможность к самообразованию. То есть мы возвращаемся в XIX век, когда хорошее полноценное образование было доступно очень немногим. И если в нашем детстве самообразование было прерогативой «ботаников», то сегодня – это едва ли не единственное полноценное образование, которое может получить любой желающий. А ждать вменяемости от государства, увы, не приходится. Я сейчас говорю в первую очередь о школьниках. Что же касается высшего профессионального образования... ну какой, простите, дурак пойдёт сегодня учиться на инженера или агронома, зная, что сельское хозяйство в России умерло, а русские инженеры если где и пользуются спросом, то на арабском Востоке или в Африке?


 

Сергей АРУТЮНОВ, поэт, критик

 

Примерно с 1991 года в России многое стало фикцией. Чудовищный, коррупционный «от и до», чиновничье-предпринимательский российский «рынок» данное положение дел, видимо, устраивает: выпускник школы не может поступить в вуз, потому что нужны отработанные поздней советской моделью «близкие к приёмным комиссиям» репетиторы, подтасовки ЕГЭ, прямые взятки и прочий криминал. То же самое с выпускником вуза: он не может устроиться на работу, потому что для этого нужно, по сути, то же самое. Обучать будут на месте, если сжалятся и возьмут. Вузы льстят себе тем, что якобы гарантируют трудоустройство, но это весьма самодовольная ложь. И высшее, и среднее, и даже специальное образование наши сегодня просто коммерция, выгодная лишь тем, кто ею занимается. Так называемый «бизнес» куёт кадры для себя, а остальное его просто не интересует: ему не нужна культура, искусство и наука в особенности. Для мира мы стараниями нашего руководства – лишняя страна, а в лишней стране возможны любые вздорные комедии. Долго ль они продлятся, вот вопрос.


 

Дмитрий ДАНИЛОВ, прозаик

 

Отдельно с высшим образованием ничего сделать не получится. Тут возможно только комплексное, я бы даже сказал, глобальное решение. В образовании, как и во всех остальных сферах жизни, ничего не изменится, пока наше государство не перестанет быть, по сути своей, коммерческой корпорацией, единственный смысл которой – извлечение прибыли. Нынешнее российское высшее образование – часть этой корпорации, поэтому оно «заточено» на извлечение прибыли, и ни на что более. Стране нужны не столько инженеры и агрономы, сколько просто большое количество хорошо и разнообразно образованных людей. Но коммерческой корпорации это не нужно, поэтому ситуация в настоящий момент выглядит чуть менее чем полностью тупиковой.


 

Ольга ПОГОДИНА-КУЗМИНА,

прозаик, драматург (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

 

В годы перестройки нас убедили в том, что свободный рынок сам может регулировать запрос на квалифицированное образование, и с развитием новых отраслей промышленности будет расти количество тех или иных специалистов. Но опыт показал, что этого не происходит. Много лет от нехватки кадров страдают вполне благополучные финансово отрасли – это строительный комплекс, ЖКХ, городской транспорт. Люди просто не хотят заниматься тяжёлой и грязной работой, даже если за неё неплохо платят. Лучше уж и правда идти в писатели, а жизненные неудачи оправдывать тем, что гениев никогда не ценили современники. Но я всей душой поддерживаю и писателей, и любое образование – это всегда лучше, чем невежество. Россия выжила в катаклизмах девяностых и продолжает быть уважаемым и сильным государством только благодаря высокому уровню научных представлений о жизни. Очевидно, что система образования должна стать частью национальной политики, и даже больше – государственной идеологии. Но оба эти института сегодня переживают системный кризис, отсюда и плачевные результаты.


 

Константин САБЛИН,

выпускник Литературного института, юрист

 

Мне кажется, что образование надо начинать не со школы, тем более не с вуза, а ещё раньше, как только человек мало-мальски становится самостоятельным и восприимчивым к этому самому образованию – то есть ещё с дошкольных детских учреждений. И это должен быть не ура-патриотизм или воспитание угодного электората, а основы морали, нравственности, культуры и честности. Что касается вузов, пока ещё, мне хочется надеяться, они способны давать именно высокопрофессиональные знания в тех областях, которые неизменно являются перспективными – сейчас таких направлений не так уж и мало.


 

Игорь ДУАРДОВИЧ, поэт, критик,

заведующий редакцией журнала «Вопросы литературы»

 

Перспективы есть у всех, только они меняются в зависимости от прикладываемых усилий. Тот, кто не способен реализовать себя по профессии, на нём потом стоит клеймо «менеджера». В итоге деньги решают за человека, и высокая зарплата становится утешением. А нужно ли эти азы для понимания мира давать насильно? Вот важный вопрос. Насильно мил не будешь. В конце концов, сокровище достаётся упорному кладоискателю. Мне кажется, главное, чему необходимо учить, начиная с детского сада, это чуткому отношению к жизни, уважению, состраданию ко всему живому. На этом и должно основываться современное понимание мира. Вот этого сильно не хватает, поэтому и люди с их привязанностями к материи смотрят на всё пластмассовыми глазами. Так же, как на них смотрели куклы и солдатики в недалёком детстве. И как они могут состояться в профессии? Они остаются игрушками в руках судьбы, в офисе.


 

Наталья ПОПОВА, поэт

 

Во всём мире изучение своего языка и культуры является лишь стартовой площадкой, необходимостью, честью. Мы говорим о «перспективах»? Есть ли большее право человека, чем право быть грамотным? Большая перспектива, чем развить свой ум, отточить его в процессе обучения, получить необходимый для самостоятельно развития инструментарий? Каких гарантий мы требуем от вуза? Тотального восстановления экономики страны? Нельзя путать причинно-следственные связи. У инженеров и агрономов в этой стране также нет работы, и в технических вузах закрываются собственно технические факультеты и кафедры, в угоду «юридических и экономических».


 

Дмитрий ПУЧКОВ, скульптор

 

Сегодняшняя Россия коренным образом отличается от СССР в области высшего образования. Примерно 80% выпускников школ (против 30–40%) поступают в вузы (государственные и коммерческие). Казалось бы – этому надо радоваться. Однако... как известно, «дьявол кроется в деталях». И «на выходе» мы видим парадоксальную картину: выпускники вузов в большинстве случаев работают по специальностям, абсолютно не соответствующим полученному ими образованию. При этом рабочие и технические должности на производстве занимают приезжие из стран дальнего и ближнего зарубежья. Наверное, хорошо, что даже продавцом в продуктовом магазине или консультантом в техническом отделе, или даже курьером работает человек с вузовским дипломом... Но не слишком ли это расточительно для страны? Возможно, образование и профориентация должны быть в большей степени направлены на то, чтобы, во-первых, молодой человек получал профессию, востребованную на рынке, а во-вторых – чтобы на этом самом рынке не возникало дефицита кадров, который приходится восполнять за счёт привлечения гастарбайтеров. Не говоря уже о том, что многие вузы, давая своим выпускникам дипломы, совершенно не гарантируют им необходимого уровня знаний и умений, а, следовательно, диплом как таковой превращается из документа об образовании в формальную, подчас даже фиктивную, никому не нужную бумажку. Возможно, и государству, и его гражданам было бы выгоднее во всех отношениях, если бы большее внимание уделялось средне-специальному образованию на высоком уровне, а высшее образование (и действительно на ВЫСШЕМ уровне) получали только те люди, которым оно действительно нужно и которые смогут применить и развить полученные ими реальные знания в практической жизни, реализуя в полученной профессии себя и принося пользу обществу.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования