Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31-32. 02.08.2013

Вдумчивая интерпретация

Максим Горький. Чудаки. Театр имени В.Маяковского. Режиссёрпостановщик Юрий Иоффе.

У пьесы Максима Горького «Чудаки» не очень счастливая сценическая судьба. Это можно объяснить, в частности, и тем, что, несмотря на схожую обстановку, содержание её не столь богато коллизиями и яркими характерами, как, например, пьеса «Дачники». Заметим, что «Дачники» были написаны до событий 1905 года, а «Чудаки» – через несколько лет после поражения первой российской революции. Персонажи пьесы – люди неудачливые, незначительные, «недобитые судьбой», как выражается жена главного героя Елена. Именно незначительностью, неинтересностью персонажей и объясняется, видимо, трудность интерпретаций пьесы на большой сцене. Режиссёр Юрий Иоффе нашёл верный подход к произведению, решив поставить его в камерном ключе, на Малой сцене театра имени В. Маяковского. В результате маленькие «человечки» предстают в адекватном масштабе, позволяющем досконально разглядеть их сущность, их беды, а за их бедами – и проблемы всего общества, как столетней давности (пьеса написана в 1910 году), так и сегодняшнего.

Покосившиеся стены и заборы дешёвой дачи, снятой литератором Мастаковым (Евгений Парамонов) и его женой Еленой (Наталья Филиппова), словно олицетворяют шаткость мироустройства и разлад в душе людей (сценография Анастасии Глебовой). Постановщики не задавались целью сделать декорации, да и костюмы (художник по костюмам Мария Кривцова) достоверными и соответствующими описываемой эпохе: так, персонажи пьют воду, черпая эмалированным ковшом из эмалированного ведра (вряд ли такая посуда использовалась на дачах в царской России), одеты в одежду фасона неопределённого времени, ближе всего к моде хрущёвских лет.

Зато тщательно выстроены образы персонажей, выверены по горьковским «заметкам для артистов», предпосланным драматическому тексту. Без этих заметок трудно было бы понять некоторые странности персонажей. Так, доктор Николай Потехин (Игорь Евтушенко), производящий поначалу впечатление умного и цельного человека, в сцене объяснения с Еленой, в которую он безнадёжно влюблён, превращается в грубого и вульгарного глупца (резкий контраст со сценой объяснения другого доктора с другой Еленой в чеховском «Дяде Ване»). А ведь эти черты Николая предусмотрены автором.

Удачно нашёл ключ к образу Мастакова Е.Парамонов. У него писатель – человек неумный, но инстинктивно приспосабливающийся к обстоятельствам, чувствующий настроение людей, особенно женщин (говоря сегодняшним языком, он обладает эмпатией), и в свою очередь обласканный вниманием окружающих.

В спектакле несколько усилен объём роли Ольги Владимировны (Дарья Повереннова), любовницы писателя. Например, введена такая деталь, как клаксон, которым она и сигнализирует герою о времени свидания, и, во время короткой встречи, то и дело торжествующе гудит, чтобы все знали о её присутствии. Этим подчёркивается хищность натуры этой «авантюристки» (как её характеризовал автор). Она весьма привлекательна, красиво одета. Показалось, что постановщики и исполнительница не устояли перед соблазном сделать героиню чутьчуть вульгарной (по М.Горькому же она «отнюдь не вульгарна»), в противоположность Елене.

В постановке не так много отсебятины: можно упомянуть, например, навязчивую декламацию «Песни о буревестнике» («Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах…») умирающим бунтарёмстудентом Васей Турицыным (Роман Фомин). Это в комбинации с баночкой и трубкой для оттока желчи, а также кислородным баллоном, вносит нотки чёрного юмора в ситуацию угасания человека от неизлечимой болезни. Ему по существу никто не сочувствует: даже невеста, двадцатилетняя Зина (Наталья Палагушкина), лишь терпеливо ждёт его кончины.

Добротная работа актёрского ансамбля вкупе с продуманной режиссурой, уместным художественным и музыкальным (Виолетта Негруца) оформлением делают спектакль «Чудаки» театра имени Маяковского заметным явлением в столичной театральной жизни.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования