Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №33-34. 30.08.2013

Беранже не поэт

Э.Ионеско. Носорог. Театр де ля Виль (Париж). Режиссёр-постановщик Эмманюэль Демарси-Мота. Гастрольный спектакль в Москве (в рамках Чеховского фестиваля).

Относительно молодой (около сорока лет), но уже известный французский режиссёр Эмманюэль Демарси-Мота специализируется на классике двадцатого века. Три года назад он привозил на Чеховский фестиваль в Москву спектакль по пьесе австрийца Эдена фон Хорвата «Казимир и Каролина». В послужном списке постановщика также такие произведения, как «Пробуждение весны» Ф.Ведекинда, «Шесть персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло, «Виктор, или дети у власти» Р. Витрака, «Марат/Сад» П.Вайсса и даже «Самоубийца» советского драматурга Н. Эрдмана.

В этом году режиссёр и его труппа привезли самую что ни на есть парижскую классику – культовую пьесу Эжена Ионеско «Носорог», написанную более полувека назад. Помнится, в брежневское время была даже разоблачительная брошюра о театре абсурда, которая называлась «Когда по сцене ходят носороги» и в которой больше всего досталось именно французскому драматургу-абсурдисту румынского происхождения.

Сегодняшний спектакль – уже вторая постановка спектакля коллективом. Впервые Э. Демарси-Мота поставил её в 2004 году, а в 2011-м, взявшись вновь, режиссёр и исполнители хорошенько изучили всё творчество Э.Ионеско.

Спектакль начинается со вступительной речи главного героя Беранже (Серж Маджиани). Монолог взят, правда, из другого произведения Э. Ионеско – позднего романа «Отшельник», где герой любит наблюдать со стороны, за столиком кафе, за людьми, за прохожими. Так заявляется концепция, в которой главный персонаж – не чувствительная, поэтичная натура, как обычно интерпретировался его образ в многочисленных постановках, а скорее отстранённый от людей, равнодушный, уставший от жизни человек. Впрочем, на двойственность характера Беранже в «Носороге» указывал ещё известный исследователь театра абсурда Мартин Эсслин.

Таким образом, не случайно на главную роль выбран актёр опытный, возрастной (С.Маджиани 64 года). В его воплощении Беранже не стал носорогом лишь потому, что даже на это у него не хватило пороху. Это – не герой, не альфа-самец, даже не поэт, а «человек без свойств», нерешительный и не способный ни к чему, даже превратиться вслед за всеми в носорога.

Ещё одному опытному мастеру, 65-летнему Хюгу Кэстеру (известному также по совместной советско-французской экранизации романа братьев Стругацких «Трудно быть богом») доверена роль Жана, друга главного героя. Жан одним из первых в городе превращается в носорога, и сцена этого превращения сыграна актёром невероятно достоверно и убедительно: зрители как будто видят подлинное перевоплощение человека в животное.

Все исполнители демонстрируют незаурядное мастерство, и персонажи запоминаются, как, например, сослуживец героя, демагог и «бунтарь» Ботар (Жорис Казанова), который, как ни странно, тоже одним из первых превратился в носорога.

Несомненным достоинством спектакля является то, что в нём совсем не сокращена роль Логика (Жеральд Майе), как это обычно делают в постановках «Носорога». Как известно, Логик принимает активное участие в начальной сцене (когда появляются первые носороги), выступая с глупыми ошибочными силлогизмами. Его реплики зачастую сокращают в интерпретациях пьесы: возможно, режиссёры-гуманитарии не всегда могут совладать с сутью комизма в этих силлогизмах.

«Носорог» в постановке Э. Демарси-Мота производит впечатление хорошо продуманного, тонко срежиссированного и основательно отрепетированного спектакля, выразительно передающего содержание классической пьесы. Безусловно, это незаурядное явление не только московской гастрольной программы, но и сегодняшнего европейского театра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования