Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 13.09.2013

КТО РЕАЛЬНО УПРАВЛЯЕТ СТРАНОЙ

ГОСАППАРАТ БЕЗ БОЯ СВОИ ПОЗИЦИИ НИКОГДА НЕ СДАСТ

 

Что-что, а чиновников в нашей стране всегда хватало. При этом большинство из них никогда ничего не решало. Я хорошо помню, как в советское время функционировал Госкомиздат СССР – этакое министерство, отвечавшее за книгоиздание, полиграфическую промышленность и книжную торговлю. Это ведомство занимало огромное шестиэтажное здание на Петровке, 26, большущий особняк на Страстном бульваре и несколько мелких домишек на Ленинском проспекте, Малой Дмитровке и на углу Пушкинской площади и Большой Дмитровки. И всё ему было мало: руководство отрасли постоянно просило у властей под нужды своего аппарата дополнительные площади. Кстати, в самом аппарате Госкомиздата СССР числилось более тысячи человек. Ведомство состояло из более чем двух десятков главков и управлений. В него входили главные редакции политической, художественной, научной литературы, управление координации региональных издательств, главк периодики, все подразделения и не перечислить. Но, что самое интересное, все эти главки мало на что влияли. Сотни сотрудников Госкомиздата годами с утра до вечера перекладывали разные бумажки, но ни за что не отвечали. Они даже не имели права за своими подписями отправлять в регионы какие-либо письма. Все мало-мальски серьёзные вопросы, по регламенту входившие в компетенцию ведомства, в реальности решались на Старой площади на уровне заместителей заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС и выше (инструкторы ЦК и завсекторами тоже особыми правами не обладали). Вот и подсчитайте, сколько дармоедов кормила казна в советское время.

А кто руководил раньше отраслью? В основном проштрафившиеся секретари обкомов партии, неудавшиеся дипломаты и разучившиеся писать журналисты. Так было при Борисе Стукалине, Борисе Пастухове, Михаиле Ненашеве и других председателях Госкомиздата. К примеру, прошляпил секретарь Тульского обкома КПСС публичный дом Анатолия Кузнецова, поехавшего по рекомендации партийных властей в Лондон собирать материалы о связях Ленина с Англией, да так и оставшегося в туманном Альбионе, и что дальше – его сняли с работы и тут же сплавили с понижением в Москву, в Госкомиздат к Стукалину. Другой заместитель председателя Госкомиздата сначала что-то натворил в Гостелерадио, а потом плохо проявил себя в ООН, и его поставили надзирать за периодикой. Я имею в виду Михаила Харламова. А при Ненашеве ведомство заполонили отвыкшие что-либо писать бывшие сотрудники газеты «Советская Россия». Они и не скрывали, что в издательском деле ни черта не соображали. Неудивительно, что эти деятели довели отрасль до ручки. Не случайно у нас были самые отсталые по сравнению со всей Европой типографии и отсутствовала какая-либо логистика в книжной торговле.

Ладно, это всё дела давно минувших дней. Но ведь и потом лучше не стало. 

После развала Советского Союза в одночасье были упразднены все советские министерства, остались лишь республиканские органы власти. Канул в прошлое и донельзя раздутый аппарат ЦК КПСС. Значит, в постсоветской России федеральных чиновников должно было стать как минимум в три раза меньше. А ведь Ельцин провёл ещё резкое сокращение ведомств. При нём исчезли почти все отраслевые республиканские министерства. А это ещё несколько тысяч человек.

Но прошли годы. И к чему мы пришли? Численность государственных служащих, занятых в федеральных органах власти, возросла в десятки раз. А эффективность аппарата приблизилась, кажется, к нулю.

На федеральном уровне сложилась новая не совсем понятная вертикаль. Вы думаете, что теперь той или иной отраслью управляет министерство? Ничего подобного. Большинство ведомств уже давно утратили многие рычаги влияния. Министерства вынуждены любые мало-мальски значимые документы согласовывать с профильными департаментами аппарата правительства.

Сложилась странная ситуация. С одной стороны, у нас есть правительство, состоящее из министерств, федеральных агентств и служб. При этом все министры являются по должности членами правительственного кабинета и вроде бы несут персональную ответственность за состояние дел во вверенных им отраслях. А с другой стороны, каждый министр по факту во всём – в большом и малом – подотчётен мелким клеркам, занимающим малозаметные должности в аппарате Белого Дома. На практике руководитель любого департамента, входящего в правительственный аппарат, имеет больший вес, чем федеральный министр (хотя сами руководители департаментов в приватных беседах утверждают, что в чиновничьей иерархии они стоят на ступеньку ниже и по статусу приравнены к должности всего лишь первого заместителя министра).

Я не собираюсь сейчас вдаваться в детали, в то, как воспринимать начальника департамента из аппарата правительства – как федерального министра или всего лишь как первого заместителя руководителя отрасли. Дело не в этом. Важно понять другое: почему все министры лишены у нас реальной самостоятельности и вынуждены в своей работе по факту подчиняться не столько главе правительства или вице-премьерам, а каким-то департаментам? Кому нужно такое дублирование? Что это – недоверие председателя правительства своим министрам?

Если высшее руководство страны действительно всерьёз озабочено повышением эффективности работы чиновников и экономией расходов, то почему бы ему не начать реформы с резкого сокращения аппарата в Белом Доме. Передайте, наконец, всю власть и ответственность министрам, а все эти отраслевые департаменты в правительственном аппарате упраздните за ненадобностью.

Но и это не всё. Правительственный аппарат ведь тоже сам по себе давно ничего не решает. Он только плодит огромное количество ненужных бумаг. Последнее слово уже много лет остаётся за ключевыми сотрудниками из администрации президента России. Как они скажут, так тому и быть. Но разве так должна функционировать управленческая система? Вновь задам вопрос: а для чего у нас министры? Или они годятся только на одну роль: козлов отпущения?

Посмотрим теперь на проблему невероятно разбухшего госаппарата с другой колокольни. Зачем нам столько министерств, федеральных агентств и служб? Есть ли от их обилия реальный толк? Я, например, никак не могу понять, кому нужны федеральное агентство по делам молодёжи, федеральное архивное агентство, федеральное агентство по туризму и ряд других ведомств. В каждом этом агентстве числится до трёхсот человек. Но двести пятьдесят из них только перекладывают бумаги. Пользы от них – ноль. Так не лучше ли все эти агентства реформировать в небольшие отделы из пяти-восьми человек, наделить их реальными полномочиями и включить в составы действующих министерств (архивный отдел, к примеру, передать министерству культуры, а молодёжный отдел – в министерство образования)?

Я вообще пересмотрел бы структуру всех министерств. Мне, например, непонятно, зачем в новых условиях содержать в министерстве культуры целое управление библиотек. В этом управлении не скрывают, что за развитие библиотечного дела министерство больше не отвечает, мол, это теперь компетенция регионов и муниципалитетов, а они несут ответственность лишь за семь федеральных книгохранилищ. Но не слишком ли жирно держать целое управление для надзирания за федеральными библиотеками? Я подчёркиваю: именно для надзирания, потому что реальной помощи, скажем, Историческая библиотека от министерских чиновников давно уже не получала.

Потом посмотрите, как распределены обязанности в министерстве. Все руководители высокого ранга имеют как минимум по две-три секретарши, а также несколько помощников и советников с непонятными функциями. Начальники рангом пониже тоже не хотят отставать. Многие из них тоже завели по несколько секретарш. Но поскольку в штатном расписании им помощницы не положены, они возложили эти обязанности на главных специалистов из подведомственных отделов. Другими словами, чиновники обеспокоены не развитием отрасли, а качеством обслуживания их личных интересов.

Пойдём дальше. Каждое уважающее себя ведомство пробило территориальные подразделения. Теперь в регионах одновременно действуют, к примеру, собственные департаменты природопользования, подчиняющиеся губернаторам, и подразделения Минприроды России, получающие зарплату из Москвы. И кому нужно это дублирование?

Кстати, в некоторых ведомствах появилась новая мода: чиновники часть своих обязанностей передоверили непонятным дирекциям, функционирующим на договорных началах. Скажем, в столичном департаменте СМИ в довесок к отделу книгоиздания, который за всё переживает, но ни за что не отвечает, создали ещё дирекцию городских издательских программ, выделив на её содержание из бюджета несколько миллионов рублей. А чего мелочиться?! Чиновники ведь не свои деньги тратят, а государственные.

Здесь самое время сказать о зарплатах и льготах госслужащих. За своё безделье они получают просто сумасшедшие деньги, имеют дополнительные отпуска и кучу привилегий. При этом уволить их за плохую или неэффективную работу практически невозможно. Так, как они защищены законами, больше никто иммунитетом не обеспечен.

При этом на словах чиновники бравируют: мол, ради народа они готовы отдать последнюю рубаху. А так ли это? Вот не так давно председатель правительства Дмитрий Медведев объявил о том, что передал свою месячную зарплату в фонд помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, после чего его примеру якобы последовало всё правительство. Даже цифру озвучили собранных денег: два миллиона рублей. Но ведь ни для кого не секрет, что ежемесячно каждый член правительства получает от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Исходя из этого, делаем вывод: примеру Медведева последовали всего десять министров. Вы в это верите? Нет. И правильно делаете. Безусловно, вслед за Медведевым деньги перечислило всё руководство Белого Дома. Но перечислили не реальный ежемесячный доход, а голую фиксированную зарплату, которая составляет сущие копейки. Другое дело, что к этим копейкам положен миллион весьма ощутимых надбавок – за вредность, секретность и прочее. Размер этих надбавок зачастую составляет не одну сотню тысяч рублей. И кто ж просто так расстанется с этими суммами?

Отдельно стоит сказать о кадровой политике. У нас почему-то взяли за правило скомпрометировавших себя региональных руководителей устраивать на тёплые местечки в Москве. Что, никто не видел, до чего, к примеру, довёл Приморье Сергей Дарькин? И где теперь он? Сменил хлебный губернаторский пост на кресло заместителя министра регионального развития. А сколько писали о сосульках, угрожающих пятимиллионному Санкт-Петербургу? И что – как ответила за сосульки губернатор культурной столицы России Валентина Матвиенко? Заняла третий пост в стране, возглавила Совет Федерации. В Совет Федерации перебрался и экс-губернатор Орловской области Егор Строев (и это несмотря на то, что против многих лиц из его ближайшего окружения были заведены уголовные дела). Или вот другой пример: довёл до ручки Калининград Георгий Боос. И где он теперь? Вроде обещает возродить бывшую ВДНХ (напомню, что до него ВДНХ пытался возродить, но безуспешно другой бывший губернатор – экс-руководитель Сахалинской области Малахов). Впрочем, научились у нас пристраивать не только обанкротившихся региональных руководителей. Вспомним экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова, утверждавшего, что парламент – не место для дискуссий. Нынче он заседает в Совете Безопасности. А что он умеет? Похоже, ничего. Просто он верный служака. Видимо, поэтому его окончательно и не списывают, держат про запас.

Кто бы мне объяснил: неужели стосорокамиллионная Россия обеднела на таланты, что мы без проштрафившихся чиновников ну никак не можем обойтись? Вообще, сколько можно тасовать одну и ту же колоду? Где новые лица? Где новые идеи? Когда, наконец, закончится болтовня и начнутся реальные дела?


В. ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования