Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 20.09.2013

Буржуа из оппозиции

ВОПРОС В  ЛОБ

Мировая премьера фильма Алексея Учителя «Восьмёрка» по одноимённой книге Захара Прилепина состоялась на днях почему-то не в России, а в канадском Торонто. Что это, новое веяние в кинобизнесе или, может быть, просто никто у нас больше не заинтересован в агрессивном пиаре шеф-редактора сайта «Свободная пресса» после ухода из Кремля его якобы покровителя Владислава Суркова?

Как на ваш взгляд, гений или злодей Захар Прилепин и в чём его сила – в собственном художественном творчестве или в связях с сильными мира сего, а сам он при этом – нуль?


 

Мария АРБАТОВА, литератор, общественный деятель

 

Насколько мне известно, в Торонто фильм повезли на фестиваль, и это стандартный пиар-ход перед премьерой. Тем более, что фильм включили в программу «Современное мировое кино», и есть шанс, что его купят представители западных кинопрокатчиков.

Фильмы Алексея Учителя давно явления такой художественной ценности, что для их судьбы совершенно безразлично, кто занимает кабинет замруководителя администрации президента. Как автор трёх киносценариев напомню вам, что экранизации приносят писателям деньги, а не славу и удовольствие. Даже самый чуткий режиссёр вывернет вашему тексту руки и ноги, и даже самый продвинутый кинозритель никогда не запомнит фамилии сценариста. Так что премьера в Торонто, это история не про Прилепина, а про Учителя.

А что касается ухода Суркова, то я не знаю в современной власти людей подобного уровня интеллекта, продолжай он заниматься внутренней политикой, она избежала бы уймы нынешних ляпов. Сейчас Сурков назначен на внешнеполитическую деятельность, и мне жаль, потому, что дипломатов в России много, а системных политиков раз-два и обчёлся.

Тема кремлёвских связей довольно мифологизирована. Владислав Сурков, насколько я видела, действительно «пас» молодых талантливых писателей и политиков. С одной стороны, он считал это частью внутренней политики, и не ошибался, с другой – ему было интересно с ними; и им было интересно с ним, как с человеком тонко чувствующим и ярко пишущим.

По поводу гения или злодейства Захара Прилепина: я бы не драматизировала его образ ни в ту, ни в другую сторону. Он просто очень талантливый писатель, попавший в тренд и ставший модным автором. Мне кажется, что если бы он больше писал в интонации пробирающих до костей сцен повести «Санькя», то стал бы очень мощным автором. Но, человек он молодой, идеологически заряженный, и многие его страницы улетают в формат «Партийная организация и партийная литература». Надеюсь, с годами это сужение сознания пройдёт, и дарование Захара Прилепина развернётся в полную силу.


 

Дмитрий ЧЁРНЫЙ, литератор, общественный деятель

 

Захар – наш старший брат, хоть мы и ровесники. Старший по количеству изданного, пережитого в связи со становлением писателем и публичной фигурой. Феномен его не является надуманным, он отражает особенности времени и восприятия жителей нынешней России и русскоязычного зарубежья. А восприятие у современников избирательно, оно сильно отличается от того любопытства и голодного до неизданной литературы горящего взгляда, что имелся на конец восьмидесятых и в девяностых ещё светился. Захар пришёл позже и стал как бы контрольным таким персонажем – поневоле стяжая внимание поколения и старшего и собственного. Пришёл из оппозиции и взял буржуазный приз. Возглавил литературное направление, поколение. Ему и пришлось говорить от его имени.

Быть писателем сегодня, носить это громкое, нахальное звание – значит, быть кем-то поддерживаемым, книги ведь много весят. А ещё – сайты, продажи… Надеяться на прочтение сотен собственных страниц без какого-либо скандального, информационного, пиарного «подогрева» – великое окаянство. Чем выше поднимается писатель в читательских «чартах» – тем больше рук его собственных коллег, значит, поддерживают. Стиль, который возглавил Захар, вызревал и в девяностых, но вышел на арену широкой публики – в нулевых. Новый реализм, обновлённый реализм, – клинический, как Захар пошутил, реализм, – радикальный реализм – в своих лабораториях синтезировали мы с товарищем Шаргуновым, что теперь ни для кого не секрет. Однако справедливости ради заметим, что феноменами при этом не стали – не вышло сцепления такого с современниками. Это, конечно, результат того, что у Захара было больше войско, были и покровители, нам тогда не снившиеся, был Лимонов, рекомендующий своим авторитетом «Ад Маргинему» (мою «Поэмы столицы» завернувшему) молодые таланты… Но всё это в прошлом, и всё это – так. Важен итог.

Захара читают – какие бы пиар-усилия не были вложены, это всё оправдывает. Средства проникновения к читателю воистину не знают границ. Его экранищируют – а согласно моей теории радреала это и есть важнейший прижизненный итог. Самому участвовать в постановке своего текста, как Шварц участвовал в съёмках «Золушки» – крайне важно, важно и для будущего. Нужна матрица. То, что «Восьмёрка» экранизирована – уже хорошо. Я сейчас не обсуждаю само произведение – просто слежу за беговой дорожкой занятой Захаром.

Что в Канаде показали – и там диаспора велика, Алексею Учителю виднее. Другой вопрос и другая Россия – в том, что экранизирована эта, на мой взгляд, не лучшая вещь Захара. Вот «Санькю» снять – было бы здорово. Спектакль был, на мой взгляд, скромным. Получить Нацбест – ещё полдела… Важно лезть по лестнице вверх и чтоб шаги эти были всё слышнее. Тогда вырастает писатель, а не медиа-персонаж. Нужно вовремя уметь конвертировать беспредметное внимание – в содержательное, в постижение, в прозелитизм, так сказать. И вот тут имеются проблемы. После «Саньки» ничего громче и глубже, увы, не появилось. Писать о времени – получается, писать талантливые, яркие рассказы – тоже. Но это жанровое отступление. Книги должны прирастать страницами. Большой жанр, роман, эпопея – вот призвание. Иначе имя погрохочет да и смолкнет.

Уже «Грех» был некой разменной монетой. И даже толстые переиздания «собрания сочинений», предпринятые перекупившим права издательством – не восполняют, не вознаграждают тех ожиданий, что имелись после «Саньки». Есть тут, пожалуй, проблема и личностная, проблема идентичности – ведь заговорив языком улицы и нацболов, Захар большую взял на себя ответственность. А потом вдруг в интервью такой ляп, допущенный из чванства праздного – мне, мол, тут сами Михалков-с Никита-с звонили и своим фирменным голосом похвалили… А не тот ли это, Захар, Никита, что твоих братьев-нацболов «с ноги» угощал? И ты его похвалы принял и матом его не послал?

Ох, тяжело быть писателем – это ж, значит, и матрицей быть. Ох, тяжело от имени поколения говорить с прежними и будущими… Но не всё ещё потеряно. Посмотрим «Восьмёрку», посмотрим…


 

Василий БЛЕДНОВ, режиссёр, сценарист

 

Сила Прилепина в его художественном творчестве, а тиражи – в связях («Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать...»).

В России сейчас такое кино тупо не принесёт денег. Владельцам кинотеатров (подчёркиваю – владельцам) нужна жёлтая развлекалка для массы – а деньги даёт только масса. Вот и весь ответ. Кино сейчас на этапе коммерции, и к искусству не имеет никакого отношения...

И подумайте сами – есть ли кино у нас в России? Не знаете? А я знаю... НЕТ ЕГО! 5–6 фильмов в год... Даже при Союзе было 150–200...

Я могу говорить об этом долго, но... стоит ли говорить о трупе...


 

Михаил БОЙКО, философ, критик

 

Производя такие опросы, вы вольно или невольно участвуете в пиаре Прилепина. Следует говорить о недооценённых писателях, а не о переоценённых. Только так можно восстановить соразмерность известности и одарённости.


 

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»

 

Блин, я так далёк от этой частности! Лучше вам обратиться к кому-нибудь другому.


 

Юлия КАЧАЛКИНА, ведущий редактор современной русской прозы издательства ЭКСМО

 

Любят у нас в России демонизировать писателей, всё нам гениев или злодеев подавай, водителей душ. А чтобы нормальный «работяга», ориентированный на читателя и на книжный бизнес, – это нам скучно, негде развернуться с очередной теорией заговора.

Прилепин работает в нише взрослой развлекательной прозы, особенно активных пиар-кампаний даже я, работая в крупном издательстве, по его книгам как-то не заметила. Давно вы видели растяжки с анонсами новинок Прилепина в городе? В метро? Вот и я не видела. Между тем, очень здорово, что прозу современных авторов стали экранизировать. У прокатчиков, особенно у тех, которые работают с не-массовыми фильмами, своя особенная география. Канада – пусть Канада. Потом когда-нибудь будет и Россия. При глобализации, когда люди путешествуют по всему земному шару относительно легко и беспроблемно, нет прежних границ, и та же Канада, можно сказать, наш ближайший сосед.

Так что довольно искать тень Суркова, давайте просто понадеемся, что вслед за Прилепиным киношники обратят внимание и на других не менее достойных авторов. А их у нас в России много.


 

Иван ГОБЗЕВ, писатель и философ

 

Почему премьера «Восьмёрки» Алексея учителя по книге Захара Прилепина состоялась в канадском Торонто, а не в России? Этот вопрос волнует некоторых, заставляя видеть какой-то подвох, политическую подоплёку, измену и подставу. А напрасно, ведь это, собственно говоря, ничего не значит. Точно так же многие фильмы, выпушенные, например, в США, стартуют в российском прокате одновременно или даже раньше премьеры на родине. По официальной статистике: «За последние три года российские прокатчики выпустили 42% фильмов голливудских мэйджоров на одной неделе с американской премьерой или даже раньше. Конечно, к каждому конкретному проекту должен быть свой подход, и грести всех под одну гребёнку было бы неправильно. Однако статистика говорит уже о некой тенденции в политике определённых дистрибьюторов. Так, 65% фильмов американской студии 20th Century Fox стартует у нас одновременно с США. Больше половины релизов Disney тоже выходит в России вместе с Америкой. А вот у коллег из Sony этот показатель составляет всего лишь 26%. Четверть картин WarnerBros. выпускается на нашем рынке в одно время с США, однако почти треть релизов «Каро Премьера» стартует всего лишь через неделю после выхода за океаном. При этом 20% всех мэйджорских релизов вышло с разрывом от двух до четырёх недель, а 24% – с разницей в пять и более недель» (информация с сайта http://www.kinometro.ru. Из относительно недавних фильмов, которые были выпушены в мировой прокат (в том числе у нас) раньше, чем у себя на родине, можно назвать: «Мстители», «Форсаж 5», последний «Крепкий орешек», «Тор», «Морской бой», «Мадагаскар 2» и ещё много других картин. Думаю, эта статистика наглядно показывает, что не стоит искать злой умысел там, где его нет.

Безусловно, решение о старте премьеры в той или иной стране не случайно и всегда чем-то обусловлено. Но это «что-то» носит, скорее, не идеологический характер, а экономический. А в данном случае всё довольно очевидно: показ приурочен к 38-му Международному кинофестивалю в Торонто, который проводится с 1976 года. Вполне вероятно, что старт в Торонто даст необходимый рекламный бонус картине для более успешного проката в России.

Другой вопрос, что в последнее время Захар Прилепин перестал быть яркой медийной фигурой, которую везде показывают, и которую все обсуждают (точнее – настолько яркой, как раньше). По этому поводу существуют всевозможные домыслы. Кто-то утверждает, что это естественный процесс, и популярность не может постоянно держаться на пике. Кто-то видит в этом политическую сторону дела и уход из Кремля якобы покровителя Прилепина Владислава Суркова, который его как будто бы активно пиарил (и который, кстати, возвращается туда, откуда ушёл).

Однако, как бы там ни было, нужно признать, что Прилепина любят читатели. Если взять и просто поискать в интернете отзывы о его прозе, то с удивлением можно обнаружить, что такие отзывы есть, и, причём, много. С удивлением – потому что мало кто из современных российских писателей может похвастаться многочисленными отзывами рядовых читателей. И дело не только в том, что Прилепин не пишет интеллектуальную прозу (даже не знаю, пишет ли вообще у нас кто-нибудь интеллектуальную прозу?), а пишет доступно и ясно. Судя по всему, он делает это интересно и отвечая определённым психологическим чаяниям нынешнего читателя. Отзывы эти, в основном, хорошие. То есть, Прилепина, очевидно, читают, он нравится современной аудитории, что само по себе стоит немало, потому что считается, что чтение в наше время – не самое популярное занятие. И тот факт, что Алексей Учитель, этот режиссёр, снимающий сложные фильмы (и делающий это мастерски, не считая некоторых сомнительных достижений, что, в принципе, со всяким случается), взялся за «Восьмёрку» Прилепина, тоже о многом говорит. Не стал бы, верю я, не стал бы Алексей Учитель снимать фильм по какому-нибудь безобразию.

Я вот всё говорю уклончиво так о Прилепине: «судя по всему, верю я…» и т.п. Почему я так говорю? Должен признаться, к стыду своему, что Прилепина я пока не читал. Впрочем, не думаю, что это так уж страшно, существует огромное количество прекрасных книг, которые я не читал, и прочесть не успею, даже если проживу ещё сто лет. Особенно, если следовать порядку хронологии: скажем, сначала надо прочитать Гомера, потом Геродота, потом Платона, потом Плутарха и т.д. (да и здесь я уже успел пропустить сотни отличных книг!) Понятное дело, что при таком подходе дело до Прилепина (и не только до него) никогда не дойдёт. Тут можно подумать, что я сумасшедший, и воображаю литературу каким-то цельным объектом, который надо познавать в главных его исторических проявлениях. Не знаю, может и так. Но, к счастью, большинство современных читателей не так озабочено историей литературы, и с удовольствием читает Захара Прилепина. Надо надеяться, что и фильм получился классный. 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования