Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 20.09.2013

Последняя весть из стойбища Юрия Вэллы

На его визитной карточке значилось: «Оленевод. Поэт». Не каждый день увидишь такое сочетание. С другой стороны, Юрий Вэлла был таким человеком, которого встречаешь не каждый день. В наше время в этой стране, где большинство людей оправдывают себя тем, что их сделала такими среда, Вэлла мог не без основания сказать, что он сам сформировал не только свою жизнь, но и свою среду.

Его семья, те, из поредевшего рода Вэлла, кто уцелел в страшной круговерти Гражданской войны, покинули свои исконные земли в верховьях реки Пур и добрались до верховьев реки Аган. Дорогой им пришлось пустить на мясо всех оленей. В паспорте Вэллы стоит имя «Айваседа», потому что богатый оленевод, на которого работали родственники Вэллы, записал их под своим именем, как членов семьи – боялся раскулачивания. Имя Айваседа означает «Не имеющий оленей». После начальной школы-интерната, где его часто наказывали за то, что он говорил на родном языке, Вэлла учился в старшей школе в Сургуте. В это время он начал писать стихи. Юрий ушёл из школы после спора с учителем русского языка и литературы, который настаивал на мысли, что заниматься поэзией возможно только на русском языке, имеющем развитую систему стихосложения. Он служил в армии, затем вернулся домой, взял в жёны хантыйскую женщину и начал жить семейной жизнью. Он работал охотником, позже стал директором деревенского клуба. В советское время клуб был многофункциональным институтом, где проводились публичные и образовательные мероприятия, например, лекции. Вдохновлённый другом-этнографом, он поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького в Москве. Он учился и продолжал работать охотником, чтобы кормить семью. Он взял псевдоним Вэлла, поскольку его предки, которые пришли на Аган, были последними из рода Вэллы.

В течение 80-х годов Вэлла видел, как земля отравлялась нефтеразработкой, и он становился всё более заметной общественной фигурой, как активист, выступающий против безудержного развития нефтедобычи. В этой роли он продолжал выступать до самой своей смерти. Однажды его даже избрали в деревенскую администрацию, поскольку избиратели надеялись, что он сможет остановить разрушение природной среды и традиционного образа жизни коренных жителей. Он не смог. Видя воздействие нефтедобычи на природу, апатию и алкоголизм, от которых страдает его народ, отлучённый от земли и насильственно переселённый в деревни, где люди попадают в полную зависимость от денежных компенсации за экстенсивную добычу нефти, он резко изменил всю свою жизнь. В 1990 году он решил перевезти свою семью обратно в лес. Он сознательно вернулся на родовые земли со своей семьёй и стадом оленей в десять голов, чтобы вести традиционное хозяйство и создать заповедный «остров» традиционной культуры ради будущего своих детей посреди океана разрухи. В своём оленеводческом хозяйстве Вэлла принимал гостей из России, Европы и Северной Америки (он и сам много путешествовал), которые приезжали в гости к поэту и окунались в атмосферу традиционной культуры. Он читал гостям свои стихи, знакомил их с традициями своего народа, напоминая западному техно-индустриальному обществу консьюмеризма о непреходящих ценностях культуры коренных жителей Севера Он успел опубликовать одиннадцать сборников поэзии. Последняя его книга вышла совсем недавно на трёх языках, ненецком, русском и английском, «Размышления после Медвежьего Игрища (диалоги)» (Ханты-Мансийск, Юграфика, 2013). Книга представляет поэтический диалог Юрия Вэллы с американским индейским (Койова) писателем Скоттом Момадеем, посвящённый Медведю.


Эндрю УИГЕТ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования