Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 18.10.2013

«Сталингад»

Никита Михалков задал определённый эталон в жанре военных блокбастеров, некий обязательный элемент, без которого фильм о войне невозможен. В каждом жанре есть свои эталоны, например, городской блокбастер немыслим без погони на машинах, хотя всем уже надоели эти гонки, а мелодрама невозможна без любовной линии, пускай даже от этой линии у зрителя начинаются судороги. Эталон же Михалкова называется «покажи сиськи» (впервые в фильме «Цитадель»). Я далёк от оголтелого осуждения, типа: «Михалков ужасен, Бондарчук тоже ». Совсем нет, были и у Михалкова неплохие (даже очень) картины, и у Бондарчука (хотя с этим похуже). 

Новый фильм Сергея Бондарчука «Сталинград», к сожалению, полностью про сиськи (в михалковском ключе). Любопытно, как этот интернет-мем – «а тема сисек раскрыта?» – распространённый среди сетевой аудитории, пророс в отечественную киноиндустрию, превратившись из шутки в вполне серьёзный ход. Это явление заслуживает глубокого научного исследования, но уже сейчас можно утверждать с уверенностью, что его корни лежат в бессознательном и надёжно скрыты от поверхностного анализа.

«Сталинград»  – полностью вторичный продукт, снятый по многократно отработанным шаблонам. Здесь даже нет нужды касаться чудовищного неправдоподобия (идущие в атаку горящие солдаты, игнорирование законов школьной физики, психология людей), хотя и это странно, фильм-то явно претендует на реализм. Но всё же, важнее то, что фильм вторичен во всём, от фабул и игры актёров до спецэффектов и пост-продакшена. Это напоминает известную ситуацию (например, на Евровидении): если в один год побеждает артист с этническим номером, так в следующем году с этническими номерами выступать будут все. Ясно, что второй раз этот трюк не сработает, а если и сработает, то совсем не так. На что же ориентированно такое повторение? Это расчёт собрать остатки, те купюры, которые валяются на полу после ограбления банка. Но в случае со «Сталинградом» все купюры уже давно собраны и на полу ничего не осталось! Это говорит о том, что невозможно делать до бесконечности вторичные продукты, наступает момент, когда они перестают срабатывать.

Теперь вернёмся к сиськам. «Цитадель» Михалкова, в отличие от «Сталинграда» всё-таки не была абсолютно вторичным продуктом – именно за счёт некоторого набора психологических приёмов, специфичных для нашего кинематографа и делающих его отличительным (и часто очень удачных). «Покажи сиськи» – это общее название для таких приёмов, характеризующих картину в целом (конкретно этот приём, увы, несколько странный и неуместный, но всё же демонстрирующий уникальный киноязык Михалкова). Бондарчук же сущность этого приёма с помощью кальки переносит в свою картину (на всю в целом), делая его вторичным и оттого ещё более ужасным, чем он был. Безусловно, найдутся и поклонники этого фильма. Но это говорит уже не о фильме, а о поклонниках.

И всё-таки, что касается эпизода с горящими солдатами, бегущими в атаку… Хочется порекомендовать съёмочной группе облиться дизельным топливом и проверить на себе, каково это.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования