Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 25.10.2013

Видения Лаврентьева

С творчеством Максима Лаврентьева я познакомился сравнительно недавно. Возможно, вызывала недоверие его простая русская фамилия; казалось, что её обладатель не способен на нечто подлинно глубокое и оригинальное. Плюс настораживала его редакторская и промоутерская деятельность, что представлялось несовместимым с истинным творчеством.

Но открыв сборник «Видения земли», я не сразу, а постепенно, изменил свою точку зрения. Лаврентьев предстал в нём вполне сложившимся и интересным автором ряда примечательных стихотворений. Выдвину сразу главный тезис – творчество Максима Лаврентьева лежит в русле той традиции русской поэзии, которые в предыдущих поколениях олицетворяли Лев Лосев и Юрий Кублановский. Это направление – ближе к центру, при внешней консервативности и строгости стиха, допускающее вполне неортодоксальные эксперименты со смыслом. Впрочем, Лаврентьев, скорее, ближе к Кублановскому, чем Лосеву, словесные игры ему не интересны. Подобно Кублановскому он предпочитает использовать меньше нот, но зато в этом узком регистре демонстрирует немалую виртуозность.

Первую часть сборника составляют несколько маленьких поэм, одна из которых и дала название сборнику. В современной русской поэзии протяжённый поэтический текст – редкость, она стремится к минимализму, потому с одной стороны десять поэм в книге подряд радуют глаз самим фактом своей нестандартности, с другой – долгописание чревато срывом в растянутость, аморфность структуры, потерю смысла. Насколько удалось Лаврентьеву совладать со словом в данном жанре, – судить читателю. По мне – это незавершённый опыт.

Основных тем в сборнике немного, и они отчётливо выражены, варьируясь из стихотворения в стихотворение. Первая, это тоска по любви, выражаемая сдержанно, намёками. Автор хандрит от избалованности лёгким успехом у женщин: «Пустоту сердечных отношений заполняю Аннами на шее – напрокат, конечно, на денёк», «к ночным подругам бегу», «я вспоминаю наш романчик». То, что для другого – невероятное, годами ожидаемое приключение, для лирического героя Лаврентьева – пара пустяков. И оттого он немного грустит по идеалу. Конечно, это бравада, но бравада вполне терпимая и объяснимая.

Муза, когда он пишет о любви, никогда его не подводит. Вот четыре строки из «Её звали Ксения»: «Она покупала Кольцова. Он увлёк её течениями новыми. Их кожа была пунцова, когда он раздевал её в номере» – тут можно было дальше (и перед) ничего не писать. Житейская история уже изложена с большим тактом в одном четверостишии; всё ёмко, поэтично, с необходимыми умолчаниями. А так Лаврентьев пишет о «высоких» чувствах: «А ты изумлён и влюблён как будто, Куда-то бежишь и звонишь кому-то, Чего-то боишься, не спишь ночами, И всё что бывает всегда вначале» – афористично, очень наблюдательно, и с лёгким скептицизмом, придающим страсти иронический оттенок, «приземляющим» её.

Другая тема – воспоминания о незабываемых годах работы «в людях»: «Девять лет я вставал в семь пятнадцать утра, чтобы ехать на склад запчастей, девять лет я доказывал с пеной у рта, что работать руками честней». Тому времени целиком посвящена открывающая сборник поэма «Стена» с её ключевой мыслью – «Так что ж! Работать нужно где-то». Хождение автора в народ выливается не просто в незабываемую деталь биографии, а предстаёт чем-то типическим для эпохи 90-х с её хаосом и тотальным смешением социальных ролей, представлений о должном и прекрасном.

Третий мотив лирики Лаврентьева – вылазки на природу, тоска по ней в большом городе. Не случайно две поэмы начинаются схожим образом: «Летом денька на четыре дёрнули мы из Москвы» и «Решили с другом съездить в Подмосковье – пособирать осенние опята». Перед нами проходят воспоминания о парках и скверах детства, мы видим глазами поэта весну в городе, любуемся урбанистическим пейзажем.

Интересны в книге индийские и китайские мотивы. И это тоже дань времени – все эти кришнаиты появившиеся на наших улицах в те же 90-е, долбящие проповеди по радио Асахары. Грозность индуизма Лаврентьев передаёт мастерски: «Подозреваю, что Кришна Арджуне поведал на роковой Курукшетре всё, что я знаю о мраке, о жути… В общем все кровь мою выдула Кали». А на китайскую тему он пишет в духе Эзры Паунда, например, «В ожидании переправы» похожа на «Жена речного купца: письмо». Поэт тонко имитирует созерцательность китайской поэзии: «Тот, кто в Пути был так долго, может и подождать: холодно ли, жара ль – дух безмятежно спокоен. Сквозь пелену дождя вдруг пролетел журавль!..» И как тут не вспомнить Бродского с его «одна ли тысяча ли»!

Я не случайно упомянул в начале Лосева. Его влияние на русскую поэзию часто незаметно для самих пишущих, но оно есть. У Лаврентьева – очевидные переклички с мэтром, пусть даже бессознательные. Например: «Помню одного такого хлопца, мы были соседями по даче. Он канючил: «На Венеру хоцца!».. все мы космонавты, космонавтки, так и не достигшие орбиты». У Лосева: «Мой приятель, мечтатель о женщинах столь длинноногих, что входное отверстие составляет со ртом как бы Т, о пришелицах с Марса... Вот туда и летел он, но компьютер сломался и корабль повело по неверной кривой». Лаврентьев: «В том, что мы друг другу не хамили, в том что никого не убивали, виновата музыка Вивальди и ещё десятка три фамилий». Лосев: «Кабы не скрипки, кабы не всхлип виолончели, мы бы совсем оскотинились, мы б осволочели». Лосев: «Вдруг ангелов Божьих бригада, небесный чудесный десант», Лаврентьев: «выброшен в грязь необычный десант – Диана, Дриада, Минерва, Церера». Ну и отдельные строки – «Я под землю нырял как проктолог в нутро», «Я видал: как шахтёр из забоя, выбирался С.Д. из запоя», «Возвышается грозно пах», «в паху моем шерсть густа», «расшушукалась жизнь-выдвиженка», «у жизни-вредины есть кое-что ещё», «На проплывающих маленьких рыбок смотрит он мутным похмельным глазком», «Небожитель следит внимательно голубым холодным зрачком» – угадайте, где чьё? А лосевским экспериментально-авангардистским вещам «Против музыки» и «Раек нескладуха» вполне соответствуют лаврентьевские «Песня» и «Арджуна и Кришна».

Сочиняет Лаврентьев неровно, порой вкус и слух ему изменяют: «Граждане! Мусорить – мерзко!» или «Я, как разгневанный Рама, стал кровососов карать». Хотя, возможно, перед нами ирония поэта, нарочитый инфантилизм. У него хватает намеренной простоты, которая порой оборачивается прозаичными описаниями, банальной гладкописью. В целом же «Видения земли» – неплохой вклад в современную поэзию. Максим Лаврентьев уверенно занимает своё место на её пьедестале, и мы ждём от него немало интересного. Оправдает ли он ожидания?

 

Максим АРТЕМЬЕВ


Максим Лаврентьев. Видения земли. – М.: Литературная Россия, 2012. – 128 с.


 

В эти дни в книжные магазины поступила новая книга Максима Лаврентьева «Основное», выпущенная редакцией нашей газеты. Обязательно купите! Приобрести этот сборник можно также в нашей редакции. Телефон для справок: 8 (495) 694-03-65.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования