Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44. 01.11.2013

Вопрос в лоб

На днях в очередной раз переизбрано руководство Союза писателей России. По идее, переизбрание каждый раз должно быть следствием особенно эффективной деятельности. Но кто может утверждать, что первые лица этого творческого союза действуют и руководят эффективно?

Интересуетесь ли вы делами СП России, знаете ли, где располагается его администрация и кто его нынешний председатель? Вообще, имеет ли, на ваш взгляд, эта якобы писательская контора хоть какое-то отношение к современной литературе?


 

Ольга ПОГОДИНА-КУЗМИНА,

прозаик, драматург

 

Не слежу за деятельностью союзов писателей, не состою ни в каком союзе и не вижу в этом смысла. Разве что к ведомственной поликлинике прикрепиться, но я и в районной-то не была лет десять. В петербургском Союзе писателей витает дух провинциальной библиотеки, я была там один раз, на презентации книжки своей приятельницы. Все были чрезвычайно милы, но странно видеть людей, которые всерьёз убеждены, что предел мечтаний молодого автора – напечататься в журнале «Звезда» или «Нева». Подумываю вступить в Союз журналистов, чтобы получить международное удостоверение, от него есть реальная польза. Или в Союз театральных деятелей, это возможность по театрам походить, поучаствовать в интересных мероприятиях. А принадлежность к Союзу писателей, думаю, даёт какие-то преимущества только тем, кто работает в «активе» – гранты, фестивали, самопиар. В фильме «Служебный роман» была такая Шурочка из месткома, вот мне кажется, такие беспокойные, предприимчивые люди находят там себя. Возможно, дело ещё в том, что я независимый человек и питаю отвращение к чинопочитанию и лизоблюдству.

 

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

  


 

 

Юрий МОГУТИН, поэт

 

Почему я должен интересоваться конторой, которую не интересую я, член Союза писателей СССР с 40-летним стажем? От этого «союза» проку, как от стрижки свиньи: визгу много, а шерсти никакой. За последние двадцать лет они не решили ни одного конкретного вопроса, касающегося жизни или творчества писателей. Кому нужно это злокачественное образование и эти люди?

Последний раз, помнится, я заходил туда при Михалкове за какой-то бумажкой... Они что, до сих пор занимают этот особнячок на Комсомольском?

Современной литературе ни жарко ни холодно от пребывания этих людей в их тёплых креслах. Они уже давно ничего не решают, это – полип на теле российской словесности.

 

Не известные народу инженеры человеческих  душ решают, как им сохранить свои кормушки.  Фото с пленума СП в Калуге из ЖЖ Игоря Витюка
Не известные народу инженеры человеческих
душ решают, как им сохранить свои кормушки.
Фото с пленума СП в Калуге из ЖЖ Игоря Витюка

 


 

Виктор ПЕТРОВ, главный редактор журнала «Дон»

 

Больно говорить о нынешнем Союзе писателей России. Моё представление о профессиональном братстве литераторов, увы, не сходится с реальностью. Ума горькие заметы уже весьма затянувшегося последнего срока дают на это право.

Бывал на прежних съездах, а вот на этом – нет. Да и как без приглашения!

Если главный редактор фадеевского и шолоховского ордена Дружбы народов литературно-художественного журнала «Дон», выходящего в Ростове с 1925 года, аз грешный, не сподобился попасть в число «избранных», то о чём речь… Впрочем, зря ли был введён фейс-контроль для средств массовой информации! Видимо, руководству Союза милее убогий по исполнению некий уродец-клон нашего журнала, благословлённый пресловутым Литфондом, о чём писала «Литгазета».

Жалко Ганичева. Когда он шёл к 75-летию, то самолично попросил дать в «Доне» отрывочно свою публицистику. Уважили. Правда, кое-что пришлось и поправлять – журнал всё-таки. Тогда я понял, как сказывается руководящая занятость на писательском ремесле. Плохо сказывается!

И прошло пять лет. Ныне Валерий Николаевич уже ни о чём юбилейном не просил. Разошлись пути-дороги журнала «Дон» и руководства СП России. За это время «донская рота», по слову Шолохова, была расстреляна пулемётными очередями графоманских приёмов в Союз. Организацию расколол прежний председатель В.Воронов, ославившийся печатной фразой о том, что у него «смущённая рука». Раскалывал он под водительством не шибко грамотного, но пробивного А.Берегового – нынешнего руководителя. У того тоже перл на перле – к примеру: «вокруг меня образовалась пустота, какой-то мировоззренческий вакуум».

И вот вакуумщик Береговой набрал с помощью опять-таки Москвы в организацию себе подобных. Когда его печатно стали критиковать, в том числе и в «Литературной России», то поднял вой, пошёл по судам. Чуть ли не десяток процессов затеяла оскорблённая личность. Отбились, выиграв дела, да ещё наказали его и иже с ним на деньги. Выигрыш пустили на издательские нужды.

Знали ли в Союзе писателей об этом? А то! Сколько туда исписано бумаги! Никакого толку.

И сейчас Береговой суетится, создаёт видимость... Но донской литературы как таковой нет. Вернее, она есть, но уже без членства в знаменитой прежде организации – приличные писатели на Дону чураются графоманского сообщества.

Понятно, что обстановка в московской конторе проецируется на местные дела. Вот и гниёт донская рыба…

 

г. РОСТОВ-НА-ДОНУ


 

Сергей СЛЕПУХИН,

поэт, художник, главный редактор альманаха «Белый ворон»

 

1. Нет, делами СП России я не интересуюсь, не член СП.

2. Увы, не знаю, где располагается администрация СП, и кто его нынешний председатель.

3. На мой взгляд, писательская контора должна иметь отношение к писателям, выполняя функции профсоюза, беря на себя функции соцзащиты. Что касается ЭТОЙ конкретной писательской конторы, у меня информации нет. К современной литературе... Возможно, она должна сосредоточиться на помощи молодым писателям – съезды, конференции, кураторство с целью освоения мастерства. Хотя, я так понимаю, членство – дело добровольное, всё, возможно, уже декларировано в Уставе СП.

 

г. ЕКАТЕРИНБУРГ


 

Григорий КРУЖКОВ,

поэт, переводчик, лауреат Государственной премии РФ по литературе

 

Честно говоря, уже много лет не интересуюсь и не знаю, кто там председатель. После перестройки всё распалось, а жаль. Жаль скромных привилегий, которые были у писателей – той же Малеевки, например, где, как в Ноевом ковчеге, уживались каждой твари по паре – пасли детей, нюхали жасмин и марали бумагу в своих комнатках-каютах. Про современное руководство СП России, откровенно говоря, ничего не знаю, но боюсь, что там, как и прежде, сохранился дух показного патриотизма и почитания начальства. Не хочу никого обидеть, просто есть дух корпорации, и он развращает.


 

Михаил СТРЕЛЬЦОВ,

прозаик, председатель Красноярского регионального представительства СРП

 

В начале 90-х дотационные организации, разумеется, подняли вопль о помощи. Привычку получать деньги на жизнь сверху при минимальных собственных усилиях изжить нелегко. У медиков не было, к примеру, бинтов для перевязок, они-де готовы были покупать их на собственные – клятва Гиппократа же! – так зарплату не платили. И здравоохранение вынужденно пошло на путь коммерциализации, переложив все финансовые обязанности на больных и их родственников. И когда годы спустя медиков спросили: «Какие у вас проблемы?», те ответили: «У нас никаких проблем. Все проблемы теперь у больных».

А вот библиотекарям и писателям не на кого было переложить своё финансовое обеспечение, и хотя ситуация давно выправилась, желающие не сидеть сложа руки зарабатывают, однако привычка ныть о том, какие мы бедные и несчастные осталась. По той же схеме СПР решил: «Все проблемы теперь у читателей». На протяжении 20 лет руководство действует эффективно с той позиции, что не только не осуждает, но и поощряет оборотистость своих членов, организовывающих всевозможные сомнительные местечковые литпремии, альманахи вскладчину, доящие начинающих литераторов и просто растерянных людей вздумавших окунуться в творчество. В некоторых регионах давно дошло до того, что любой графоман приходит в отделение Союза писателей как к прилавку и покупает себе членство по установленным там тарифам. Оплачивает издание книг рекомендующим, участвуют копейкой в издаваемых ими альманахах, передаёт в конверте напрямую, приобретает себе предлагаемые организацией медали и членство каких-либо сомнительных академий. Доить, отнимать, хапать, загребать чужими руками, присваивать себе чужой труд – основная черта тех членов СПР, с коими меня так или иначе сводит рабочая необходимость. Вначале я полагал, что это такие местные традиции, пока не убедился, что это чётко культивируемая в организации политика сверху.

Огульно обвинять не хочу, встречаются и вполне себе порядочные и несчастные люди. Потому эта организация, на мой взгляд, наполовину состоит из тех, кто стремиться что-то поиметь за счёт тех, кто пытается честно служить литературе, а наполовину – именно из этих пчёлок-трудяг, вынужденных существовать в навязанной сверху схеме. Естественно, не они становятся делегатами съездов, переизбирающих руководство, первая половина их вообще не считает за людей с правом голоса.

Ещё СПР не может существовать без идеологической составляющей, это в крови. Потому не одобренные государством коммунистические идеи мгновенно заставили перекраситься в православие. И оно бы и ладно, если не было бы смешно и грустно. Описание в тексте ухода молодого человека в монахи происходит по тому же принципу и теми же словами, если бы он вступал в партию.

Разумеется, эти два фактора, идеологический и стяжательский, оказывают на современный литературный процесс значительное влияние. Разрушительного характера. Как для умов и сердец, так и для понятия «великая русская литература» в целом. Успокаивает только одно: установившая геронтократия – весьма недолговечна. А пугает, что её скорое и несомненное обрушением заденет обломками кучу ни в чём неповинного народа.


 

Павел БЫКОВ, прозаик

 

Увы, не интересуюсь и не знаю, хоть я и член. К современной литературе СП России наверняка отношение имеет, просто фонды и союзы всегда устроены по принципу междусобойчика, и если мы в этот междусобойчик не входим, то привычно считать, что такой союз или фонд ничем серьёзным не занимается и только пилит бюджет, а вот если входим туда – то да, кричим об офигенной пользе и актуальности.


 

Галина АРТЕМЬЕВА, прозаик

 

Когда-то в незапамятные времена я видела на Комсомольском проспекте на здании симпатичного особнячка табличку, что там находится Союз писателей РСФСР. Там ли он сейчас, не ведаю. Опять же с детства сложилось представление, что СП – карательный орган для изгнания достойных писателей (пример Пастернака произвёл на мою детскую душу очень сильное, ужасающее впечатление). Вообще не понимаю, какое отношение к искусству могут иметь профессиональные союзы. Писательская контора и литература – анекдотичное сочетание. Всё давно описано в «Мастере и Маргарите». Добавить нечего.


 

Елена НЕСТЕРИНА, прозаик

 

Я плохо знаю, чем занимается Союз писателей России (я состою в СП Москвы, его деятельность тоже знаю плохо, насколько мне известно, она полезна поэтам, которые имеют возможность устраивать поэтические вечера в Малом зале ЦДЛ). Мне кажется, писателям в принципе нужна какая-то структурирующая организация – но не мастодонт, собранный из останков прошлого величия Главного Писательского Органа давления, внушения и распределения, а нечто совершенно иное. В основном это важно, наверное, для писателей начинающих, чтобы они имели информацию о семинарах, конкурсах, то есть о чём-то обучающем и систематизирующем знания. Не знаю, может быть, и какой-то фонд помощи бывшим писателям (или пострадавшим на писательском фронте) – что-то вроде того, который есть для помощи бывшим актёрам, только ещё и ещё более человечный. А активным писателям ничего не нужно, кроме времени и мест, издающих их творения.


 

Олег ЛЕКМАНОВ,

литературный критик, доктор филологических наук, профессор

факультета филологии ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

 

Мне кажется, что ситуация вокруг так называемого СП России не имеет никакого отношения к состоянию дел современной отечественной литературы, а касается небольшого количества лично заинтересованных лиц.


 

Ольга НОВИКОВА, прозаик

 

К сожалению, никакие существующие Союзы писателей современной литературе не помогают. А она нуждается в поддержке. 


 

Анна ГЕДЫМИН, поэт


Я в этой организации никогда не состояла и практически ничего о ней не знаю. Ещё ведь существует альтернативный писательский союз — СРП, о нём я наслышана чуть больше. Но ни к тому, ни к другому отношения не имею, будучи членом Союза писателей Москвы.


 

Ольга БОЧЕНКОВА, писатель, переводчик

 

Очередной съезд проходил как будто в Калуге (если я ничего не путаю). Но я не интересуюсь. Организация располагается на Большой Никитской или как? На последний вопрос – по-моему, никакого.

 

г. КАЛУГА


 

Алёна ЖУКОВА, прозаик

 

Мне трудно ответить на эти вопросы, поскольку я вообще живу в Канаде, хоть меня и пригласили в Московское отделение СП России. Я со временем поняла, что это та ещё контора и стараюсь никаким образом с ней не иметь дела. Они только и занимаются тем, что выманивают деньги из несчастных графоманов. Вот моё мнение. Простите, если кого обидела.

 

Г. ТОРОНТО (КАНАДА)


 

Татьяна ЧЕРТОВА, драматург

 

Кто может утверждать? Наверное, только сами первые лица этого творческого союза и могут. Я бы поинтересовалась делами СП, да что-то их не видно и не слышно. Поэтому, где располагается администрация и кто председатель – не знаю. Отношение же к современной литературе имеют, на мой взгляд, только сами писатели.

Г. ОМСК


 

Софья РАНЕВСКА, прозаик

 

Если эта писательская контора уполномочена и располагает средствами, скажем, для поддержки молодёжи или каких-то региональных небольших объединений, уже немало. Особо деятельностью Союза не интересуюсь и для меня как читателя не важно, состоит ли автор в СПР. Но если это членство даёт дорогу таланту, тогда его существование вполне оправданно.


 

Наталья ПОПОВА, поэт

 

Простите, но я ничего об этом не знаю. Ни где, ни кто, ни чем занимаются. Понятия не имею, чем бы они могли помочь мне, например? Знаю, что кто-то из друзей состоит. Никогда не спрашивала зачем. Не интересно. Но пару раз в Тольятти какой-то союз писателей организовывал что-то,  больше НИКТО этого вообще не делал, так что мой ответ не стоит засчитывать. Я по природе не стадна, людей боюсь, тем более организаций.


 

Леонид ШИМКО, прозаик, критик

 

Союз писателей России имеет отношение к современной литературе не в меньшей степени, чем все иные литературные организации и группировки в диапазоне от толстых журналов до сетевого творчества. Думаю, о минусах в работе СП России скажут другие. Немного о руководителях этой организации. Они ведь остались у руля. В их адрес то и дело раздаются упрёки: мол, слишком уж эти руководители смотрят в прошлое. Мол, своеобразные литературные ценности этих бывалых писателей и поэтов изжили себя. Думаю, к старикам должно быть особое отношение. И к их взглядам тоже. Они руководят весьма эффективно, продвигая свою, особую, литературу, волнующую определённую группу ценителей. Никому не мешают. И не стоит их трогать. На поляне российской литературы места хватит всем.


 

Олег БУЛГАК, радиожурналист

 

Я вообще не интересуюсь этими вещами. А что, рядовые читатели – а я считаю себя рядовым читателем – должны знать, что происходит в СП? Да нет, конечно! Нам, читателям, нужны новые книги. А что нужно автору, чтобы написать хороший роман, рассказ, поэму? Это его личное дело. Если дача в Переделкине – пусть снимет дачу, если вид на море из окна – пусть едет на море, если полное уединение – пусть уединяется. Но я не хочу об этом ничего знать, мне эта информация не поможет оценить то, что он написал. Или вы думаете, что если я узнаю, что писателю имярек отказали в даче и только из-за этого новый роман получился так себе, я его пожалею и поставлю книжку на полочку? Да ни за что! Имеет ли эта контора отношение к современной литературе? Откуда же я знаю? Я вообще думал, что это профсоюз.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования