Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44. 01.11.2013

Последствия кровавого эксперимента

КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА

 

В 1910 году в России было 10 университетов и менее 20 тысяч студентов. Даже с учётом нескольких неплохих политехнических институтов она далеко отстала от США, где число студентов достигло трети миллиона, а вузов – тысячи! Да, большая их часть была открывшимися после 1870 года колледжами невысокого класса, но всё же университетов стало больше, чем во всей Европе. По сути дела, Америка торила путь в будущее и, не дожидаясь перехода к всеобщему среднему, внедряла массовое высшее образование!

В 1935-м число её вузов выросло до 1500, а студентов было более миллиона, сейчас 4352 и более 19 млн. В первой десятке лучших университетов мира восемь американских, в первой сотне более половины, тогда как МГУ – в конце третьей сотни, СПб ГУ в четвёртой. Остальное понятно: мало университетов – мало культурных, образованных людей, это аксиома, из которой неизбежно следует низкая духовность элиты, и никакая религия тут не поможет.

Что и показала перепись 1897 г. Высший процент грамотных (умеющих хотя бы читать) в Прибалтийских губерниях (70–80%), где доминировали католики и протестанты. В Санкт-Петербургской 55%, в Московской 40%, в Ярославской, известной умом своих жителей, 36%. В остальных губерниях Евророссии грамотных было менее 30 процентов. Но по мере развития технологий невежество становилось стратегически опасным и после долгих обсуждений в Госдуме приняли план перехода ко всеобщему обучению в европейской части до 1918 года, а по всей империи к концу 20-х годов. К 1917 году практически охватили начальным образованием мальчиков европейской части страны (девочек только на 50%), далее же империя ввязалась в непосильную для неё войну и большевики, сыграв на невежестве народа, устроили такой социальный эксперимент, что его последствия Россия расхлёбывает до сих пор.

Уже Первая мировая выбила большую часть грамотных офицеров, затем кровавая Гражданская, массовая эмиграция элиты нации, расстрелы и «философские пароходы». Образованный слой России счистили до основания. И затем более полувека репрессий, идеологического прессинга, всяческих запретов и ограничений – нет, вырастить новую полноценную элиту в таких условиях невозможно. Поэтому советская интеллигенция в целом представляла собой дешёвый эрзац, технический заменитель старой элиты. Но и её уровень теперь кажется высоким по сравнению с уровнем нынешней!

За двадцать лет новая Россия потеряла почти всё, что с таким трудом, вытягивая себя буквально за волосы из кровавого большевистского болота, из тьмы невежества, сумели накопить последние советские поколения. О чём ещё говорить, если по числу научных публикаций страна скатилась на 14-е место в мире! И когда нынешние российские пигмеи кичатся своей духовностью и снисходительно похлопывают по плечу Америку, остаётся лишь горько усмехнуться. Боги, желая кого-либо покарать, лишают его разума…

Московские Вольтеры и Дидро свысока пеняют на очевидную грубость и прагматичность США, на неразвитость культуры, чрезмерный материализм литературы, на слабость философского осмысления своего незаслуженного места в мире и на общую хроническую провинциальность этой чрезмерно самонадеянной и безнадёжно юной державы. Но не следует ли диагностам самим обратиться к лекарю? Или заняться самообразованием…

Поскольку буквально во всех проявлениях человеческого духа Америка с самого начала не только не отставала, но, как правило, далеко опережала Россию! Конечно, трудно ожидать больших свершений на этом поприще от колонистов, начинающих жизнь на новом берегу с нуля, поэтому всерьёз сравнивать культуру двух стран можно лишь со второй половины XVIII века. Хотя к этому времени университетов в юной Америке уже было больше, чем в древней России. Но вот прошло полтора века, колонии обустроились, и хотя население их не достигло численности населения Москвы с Петербургом, появляется почва для параллелей.

Кого из российских политических авторов вы поставите в ряд с Сэмюэлом Адамсом, Патриком Генри, Томасом Джефферсоном, Джоном Куинси Адамсом, Александром Гамильтоном, Томасом Пейном? Радищева? Или саму Екатерину II? Вы скажете, что ситуация в странах была совершенно разная, что в Америке назревала революция, отсюда и такой всплеск блестящих политологов и публицистов, тогда как в России шёл процесс укрепления абсолютизма и ожидать оживления в этом жанре не приходилось. Радищева сослали. Но как проявили себя американцы в искусстве изящной словесности?

Гм, действительно, никак не проявили. Конфуз? Нет. Ибо и у россиян не было ни своих Дантов, ни Монтеней, ни Мольеров. А была у них едва родившаяся литература, копирующая западные образцы, и трудно считать Сумарокова, Тредиаковского и даже Державина с Ломоносовым великими поэтами. Достойной прозы же не было вовсе. Как и театра, и музыки. И только-только появились первые хорошие художники. Так что, на мой взгляд, это столетие – за американцами!

Но, скажете вы, вслед за младенческим XVIII грянул XIX век, золотой век русской литературы! Не будет же автор пытаться противопоставить ей американскую? Представьте себе, будет! Хотя бы потому, что настоящая проза раньше появилась в США, чем в России, под пером Вашингтона Ирвинга и Натаниэля Готорна. И если россияне не знают Уильяма Куллена Брайанта и не допускают его сравнения с Пушкиным, то всё же он был великим поэтом. Но уж Лонгфелло они знать должны, как и Ральфа Уолдо Эмерсона, Эдгара По и Уолта Уитмена. Если же взять в целом, то хороших поэтов в Америке было много, не меньше, чем в России, просто каждый кулик своё болото хвалит и нам ближе Тютчев и Некрасов, Лермонтов и Фет.

А Фенимор Купер, а Майн Рид? Не их ли книги (а не Бестужева-Марлинского и Лидии Чарской) были любимыми в вашем детстве? А Бичер-Стоу? А неподражаемые Брет Гарт, О. Генри и Чарльз Браун? А Генри Джеймс и Генри Торо? И, наконец, писатели выдающиеся, которые составят честь любой литературе: Мелвилл и Марк Твен. «Моби Дик» это, в сущности, первый роман-эпопея, многоплановый, с высокой философией, написанный задолго до «Войны и мира». И если в декабре 2012 года американские писатели, отнюдь не страдающие комплексом неполноценности, объявили «Анну Каренину» лучшим романом мира (хотя их выбор кажется мне спорным), то и книга Мелвилла вошла в первую десятку.

Что же касается века XX, то следует объективно признать, что это был век Америки, её литературы и музыки, театра и философии, кино и музеев, науки и искусства в целом и вообще американского образа жизни. Всё новое заимствуется оттуда, вплоть до идей телешоу и даже их сюжетов. Кстати, объём продаж книг в России составил в 2011 году 70 млрд. рублей! Громадная цифра! Она всего лишь в два раза меньше расходов бюджета Российской федерации на жилищно-коммунальное хозяйство! Но если разделить её на 143 млн. жителей этой высокодуховной страны, то получается менее пятисот рублей. Около двенадцати евро. Тогда как в Германии каждый житель тратит на книги около 120 евро. 105 евро тратит на них финн, 95 – южный кореец. В США объём продаж книг в 2011 году составил $27,2 млрд. или в двенадцать раз больше, чем в России. Вот и говори после этого о самой читающей в мире стране с особо духовным народом…


Юрий КИРПИЧЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования