Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44. 01.11.2013

Свет надежды

«ХХ век художника Доброва» – так называлась выставка народного художника России, заслуженного деятеля искусств РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств, прошедшая в залах на Пречистенке. В Москве это была первая посмертная выставка художника, скончавшегося в марте 2011 года.

Работа Геннадия Доброва
Работа Геннадия Доброва

Представленные рисунки, которые удалось разместить в пространстве залов, были зачастую лишь отдельными фрагментами больших графических серий, над которыми подолгу работал автор. Не было, наверно, ни одного серьёзного мастера, который не обращался бы к теме Великой Отечественной войны. Но только Геннадий Добров сумел так сказать о войне, показать о ней такую правду, к которой другие страшились даже приблизиться. Его инвалиды из серии «Автографы войны» (1974–1980 гг.) – рядовые солдаты. Их увечья ужасают, смотреть на это практически невозможно, здесь запредельные страдания. Это и есть истинное лицо войны. Но эти душераздирающие образы (и об этом пишут в Книге отзывов), освящены такой любовью, таким состраданием художника, что они нисколько не отталкивают, не подавляют. Напротив. Это и есть особый секрет Геннадия Доброва. В этом умении – перешагнуть какую-то черту и сделать почти невозможное: соединить эстетическое с антиэстетическим – ему пока что равных нет. Это понимают и здесь, и в Германии, где в мае этого года проходила его выставка «Реквием», и в США, где в 2008 году в штаб-квартире ООН художник показывал свои «Листы скорби». (Кстати, даже интернет подтверждает живой интерес к работам Геннадия Доброва в самых разных странах).

Первое, что видел зритель, когда входил в зал, это картина «Прощальный взгляд» (1982 г.). Тема актуальна и сегодня: спившийся музыкант, вся жизнь – в руинах, разбитая семья, одиночество. 30 лет назад эту картину относили к разряду так называемой «чернухи» и поначалу не брали на выставки. Доброва обвиняли в том, что он дискредитирует советскую интеллигенцию, что отрицательный герой не может быть центральным образом картины. Но проходили годы, в стране многое менялось, картину начали активно выставлять, и она вызвала большой резонанс в обществе. В качестве антигероя мастер выбирает именно музыканта. Музыка – это самая высокая, самая таинственная сфера искусства, высшая степень гармонии. И драма здесь – гибель музыканта, такого же художника – ничуть не меньше, чем смерть бойца на фронте. Это не война, здесь нет убитых, но это такая же смерть, смерть музыки, смерть души. Это реквием по музыканту. И если в портретах инвалидов войны даже с увечьями человек остаётся нерушимым, в нём живой дух, живая душа, то здесь – победа смерти, хотя герой картины и не разорван в клочья войной…

Многие работы были своеобразным открытием для публики. Никогда прежде не выставлялся трагический автопортрет-фантазия «Инакомыслящий» (литография, 1971 г.), связанный с трудным периодом жизни художника. Зрители удивлялись, поражались неизвестным ранее графическим листам 70-х гг. «Мария Ивановна читает Библию», «Сосед Абрам Яковлевич», «Девятый день»… «Как он всё мог, мог так видеть, мог так мастерски рассказать о человеке – и как-то неожиданно, и по-разному, и в своей манере, своим языком…», – говорили в зале.

Но что всё-таки являлось центром выставки?

По мнению части зрителей, кульминация выставки – это загадочная картина-притча «Бред преследования» (1986 г.) Она тоже когда-то вызывала отчаянные споры и на выставкомах, и на страницах прессы, и собирала много зрителей на выставках. Два образа в многофигурной композиции являются центром и смыслом всей картины. Вот что писал сам художник в одном из частных писем:

«…Итак, это картина о больной Совести человека, совершившего в прошлом огромные преступления, которые его неотвязно мучают, и о которых он не в силах уже кому-либо рассказать, так как сошёл на этой почве с ума… Грязная одежда с поблёскивающей на ней фашистской бляхой с надписью «С нами Бог» и соседствующий с ней христианский крестик, соскользнувший с груди наклонившейся старушки-нянечки, вступают между собой как бы в молчаливый диалог. Здесь соединились два взгляда на мир: жестокий, беспощадно-мстительный и гуманный, скрестились, как два меча, два понятия, два отношения к жизни и к людям…».

Тогда, в 80-е годы, написать такую картину, показать крестик, создать абсолютно христианский образ – это был Поступок. Чего только не приходилось выслушивать художнику?! Но постепенно взгляды менялись. И, со временем, смысл образа старой нянечки в приёмном отделении больницы проступает всё больше. Нянечка без всякой брезгливости моет ноги бывшему полицаю, её не останавливают ни его язвы, ни струпья. Откровенно евангельский образ здесь художник использует, как высшую степень жалости и сострадания. Каким-то необъяснимым образом фигура нянечки объемлет, всё, что есть в русском народе – бесконечную любовь, терпение, сочувствие, бесстрашие идти на помощь любому страждущему, даже заклятому врагу. Это и есть русский человек в его лучшем проявлении. Так думал сам художник. 


Людмила ДОБРОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования