Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №45-46. 15.11.2013

Фестиваль в кукольном доме

Все мы когда-то в детстве впервые увидели представление кукольного театра, и, возможно, это было вообще первым знакомством с миром театра. Но ведь кукольный театр интересен не только для детей, но и для взрослых. Чем же он так интересен современному зрителю? Это в старину, когда только с помощью послушных марионеток можно было воплощать сказочные, фантастические миры, рассказывать о дальних путешествиях, осуществлять головокружительные трюки, кукольный театр был незаменим для художественного воздействия на зрителя. Именно кукольный театр был едва ли не единственным видом театра во многих странах Востока в старину – в Индонезии, Японии, Турции… Искусство кукольного театра разных народов накопило огромный запас художественных средств, недоступных для театра традиционного и позволяющих и в наши дни ставить эффектные, содержательные спектакли. Неоценимая заслуга в сборе и актуализации достижений кукольного театра разных эпох и народов, особенно восточного (китайского, японского, индийского, индонезийского) принадлежит основателю Центрального театра кукол в Москве Сергею Владимировичу Образцову. Именно в театре, названном его именем, с 6 по 27 октября проходил 7-й Международный фестиваль кукольных театров. В фестивале наряду с российскими театрами приняли участие коллективы ведущих кукольных театров из Германии, Польши, Венгрии, Болгарии и Литвы.

Открывавшая фестиваль премьера «Некто Нос» по повести Гоголя заслуживает отдельного разговора, поэтому здесь мы кратко расскажем о зарубежных спектаклях.

Спектакль «Башня с часами» кукольного театра из города Капошвар (Венгрия) имеет сразу два подзаголовка: «Кукольная мистерия» и «Сказ о Яноше мудром и Люцифере». В самом деле, представление (режиссёр Илдико Ковач, авторы текста Илдико Ковач, Андраш Вёрёш, Янош Пайи) напоминает одновременно и средневековую мистерию, и народную сказку наподобие тех, что представляли в старину бродячие кукольники. И в этом спектакле участвуют всего два актёра – музыкант (он же автор музыки – Мартон Ковач) и колоритный усатый кукловод (Янош Пайи). Сюжет незамысловат. Люцифер отобрал у жителей башни с часами время, лишь пройдоха Янош держится. Даже жена Мариш, у которой и без козней дьявола ни на что не хватало времени, бросает Яноша. Подкупленные сатаной доктор, полицейский и управдом не могут справиться с Яношем и выселить его из башни. Однако, замученный плачем сына, пройдоха в сердцах посылает его к чёрту, и дьявол забирает малыша. Но, отправившись в ад, Янош не только справляется с потусторонними силами, но не прочь и похозяйничать в преисподней…

Решённый в традиционном ключе и даже стилизованный под старинное кукольное представление, спектакль интересен прежде всего детям.

На более взрослую аудиторию рассчитан спектакль берлинского театра «Im Wind» («На ветру») «Лодочный домик» (режиссёр Франк Зёнле), воплощающий довольно сложную ситуацию времён второй мировой войны. В основу пьесы лёг эпизод из жизни автора текста Энно Поделя, когда его мать, чтобы спрятать двух сыновей от опасностей, доверила их незнакомой женщине Фриде, жившей на озере в лодочном домике. Мальчики, воспринимающие поначалу эту ситуацию как волнующее приключение, постепенно погружаются в атмосферу тревоги и напряжения: их обитель тоже доносятся отголоски войны, появляются раненые, а сами мальчики вынуждены научиться дышать под водой через тростниковую трубку, чтобы спасти свою жизнь. Спектакль насыщен поэтическими образами, воплощающими воспоминания детства, то и дело на сцене появляется Харон со своей лодкой, символизирующей зыбкость границы между жизнью и смертью в дни войны. Здесь применена полная условности техника, когда актёры не скрываются, а воплощают персонажей в единении со своими куклами.

«Приношение Шагалу» Реж. Адольф Вельчек
«Приношение Шагалу» Реж. Адольф Вельчек

«Театр гротеска» из Кракова привёз удивительный спектакль «Приношение Шагалу» (режиссёр Адольф Вельчек), в котором постановщикам удалось на театральном языке передать дух картин знаменитого живописца. Художник Малгожата Зволинска, много работавшая в кино, перед постановкой спектакля целый год изучала творчество М.Шагала, и ей удалось создать трёхмерные фигуры кукол такими, что они кажутся будто сошедшими прямо с картин художника. Здесь и образы самого М.Шагала (Лех Валицкий) и его возлюбленной, жены Беллы (по мотивам самых известных картин «День рождения», «Прогулка», «Свадьба» и других), переживающих события революции и войны, парящих над городом. Здесь и другие лейтмотивы творчества художника: ностальгия по родному деревянному Витебску, образы уличного скрипача, животных – коровы и козы, людей из народа – лавочников и парикмахеров, солдат и полицейских… Поэтическую атмосферу подчёркивает колоритная музыка Романа Опушинского.

Одно из заключительных представлений фестиваля явилось плодом совместного творчества театров двух стран: Каунасский кукольный театр привёз спектакль «По дороге к солнцу», поставленный Борисом Константиновым, недавно назначенным на должность главного режиссёра Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова. Художником выступил петербургский мастер Виктор Антонов, сам ставивший успешный спектакль «Цирк на нитях». Впрочем, спектакль «По дороге к солнцу» также о цирке. Это – свободная фантазия о многотрудной жизни цирковых артистов. Отправной точкой для сюжета, по словам Б.Константинова, послужило обнаруженное им обстоятельство: один из актёров литовского театра, Дариюс Крапикас – профессиональный скрипач. События строятся вокруг судьбы бродячего музыканта, когда-то служившего в цирке, а ныне играющего на улице и ночующего в мусорном контейнере на вокзале. Неожиданно прибывает поезд с гастролирующим цирком, и яркие воспоминания оживают: перед нами предстаёт мир иллюзионистов и канатоходцев, дрессировщиков и клоунов. Музыканты играют на пиле и гигантской гармошке, дрессировщик управляется с огромной гориллой и крошечной мухой…

Ещё в фойе Д.Крапикас встречает публику великолепной игрой на скрипке. Он – и главный герой (единственный, воплощаемый не куклой), и аккомпаниатор (автор музыкального сопровождения Денис Шадрин).

Спектакль поставлен в виртуозной технике «чёрного кабинета», когда актёров-кукловодов совсем не видно на фоне чёрного бархата, и возникает иллюзия самостоятельного движения кукол и даже их полётов, парения. Такая техника помогла коллективу убедительно воплотить сложные цирковые номера, что способствовало успеху постановки как у детей, так и у взрослых зрителей.

7-й Международный фестиваль театров кукол имени С.Образцова показал, что театр кукол не только жив и актуален, но и непрерывно развивается, ищет и находит новые пути и художественные средства.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования