Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 21.11.2013

Вопрос в лоб

Сегодня в Москве состоится грандиозное Российское Литературное собрание с участием президента Путина. Связываете ли вы с этим событием какие-либо надежды?

Питер Брейгель. Строительство Вавилонской башни.
Питер Брейгель. Строительство Вавилонской башни.

 

Наталья ИВАНОВА, литературный критик,

первый заместитель главного редактора журнала «Знамя»

 

Литературные надежды я связываю только с самой литературой, а не со съездами (уж сколько их было, ничего кроме вреда) и собраниями (давненько слово это не звучало, как-то выпало из словаря).

Борис Пастернак, выступая на Конгрессе писателей-антифашистов в Париже, предостерегал – только не организуйтесь... Странно прозвучало это предостережение в контексте самого Конгресса! Но ведь сказал то, что хотел сказать. И вообще – поэзия в траве...

От таких собраний может быть одна реальная поддержка – материальная. Фонд поддержки некоммерческой словесности. Например, система грантов для создания, издания и продвижения произведений современной некоммерческой литературы, – грантов, распределяемых весьма авторитетными в нашей среде экспертами, без каких-либо оглядок на преимущество «государственнической» и «патриотической» (победивших сейчас и принятых «на вооружение») идеологий.

Вообще рука дающего (в данном случае – государства) ничего не должна знать о «получающем», кроме двух вещей: подлинности таланта (и здесь необходимо экспертное подтверждение, оценка, за которую эксперт своей репутацией отвечает, как на музыкальном конкурсе) и подотчётности использования средств (не пропито, не скажу – не проедено; а использовано по назначению для реализации своего замысла).


 

Александр ПРОХАНОВ, писатель,

главный редактор газеты «Завтра»

 

Во-первых, во главе этого собрания стоят потомки наших великих писателей – это выглядит карикатурно. Какое отношение имеют потомки наших великих писателей к современному литературному процессу? Во-вторых, в этот большой ареопаг будут входить не только писатели, но и преподаватели русского языка, библиотекари, издатели, то есть все те, кто имеет дело со словом, – и рекламные агенты и бухгалтеры. Огромная каша людей, которые не понимают, что такое магия литературного процесса. И третье: будут приглашены издания всех слоёв, всех флангов литературы. По-прежнему идёт острейшая идеологическая борьба, в этой идеологической борьбе участвуют литераторы, и собирать под одну кровлю людей сражающихся и, после 91-го года, напрочь поссорившихся друг с другом,– это не конструктивно. Поэтому я отношусь к этому собранию весьма и весьма критически.


 

Юрий КОЗЛОВ, прозаик,

главный редактор журнала «Роман-газета»

 

Как я понимаю, предстоящее «литературное собрание» – запоздалый «привет» от власти разбредшемуся и обнищавшему писательскому «стаду». Однако же то, как оно готовилось, свидетельствует о глубоком профессиональном, организационном и идейном кризисе, в котором пребывают как власть, так и писатели. Не была проведена общественная дискуссия о том, как должны строиться отношения государства и писательского сообщества. Не были представлены люди, которым (а главное, кем?) доверена подготовка этого мероприятия. Неясно и по каким критериям отбирались участники. К примеру, журнал «Роман-газета» – одно из немногих изданий, вот уже на протяжении 85 лет печатающее прозу российских писателей, не удостоилось приглашения на это замечательное мероприятие. Высока вероятность, что всё получится «как всегда». Случайные люди примутся с энтузиазмом «осваивать» свалившиеся на них средства, радостно создадут очередную бюрократическую структуру (с большими окладами для новоявленных функционеров), что породит в литературной среде новую волну злобы, зависти и взаимных оскорблений.

Между тем, чтобы ввести ситуацию в «рамки», власть должна (в качестве первых шагов) сделать несколько простых вещей, и для этого вовсе не обязательно проводить дорогостоящее «литературное собрание».

1. Учредить крупное общероссийское государственное издательство с гарантированной системой распространения тиражей.

2. Оказать поддержку литературным журналам и газетам посредством обязательной подписки на них сохранившимися в стране библиотеками. Наладить распространение литературных журналов через розницу в киосках.

3. Возродить Литфонд, как профсоюз, для оказания материальной и социальной помощи бедствующим литераторам.


 

Борис МИНАЕВ, писатель

 

Я очень надеюсь, что это событие не приведёт к созданию нового советского союза писателей. Я очень надеюсь, что независимые частные издательства по-прежнему будут печатать тех писателей, которые им нравятся, а не тех, «правильных писателей», которых избранные на этом высоком Собрании «рабочие органы» зачислят в патриотические или духовно-крепкие. Надеюсь на то, что сохранятся и самые разные, в идеологическом и эстетическом смысле, литературные премии. Что не перекроют кислород тем писателям, которые критически высказываются по поводу нынешней власти и политической системы. Что те дотации, которые несомненно дадут «правильным» издательствам и издательским программам, не воткнут железный лом в колесо всему остальному (не боюсь повториться) – независимому, частному, свободному книгоизданию, и не убьют его. Я надеюсь на то, короче говоря, что нам всем, таким разным, не заткнут рот, и что над писателями не поставят вновь литературных чиновников, которые будут решать их судьбу и делать их одинаковыми.

Я очень на это надеюсь.

Есть свобода духа, свобода мысли, свобода печати, воплощённая в свободном книгоиздании – великая вещь, которая пришла к нам из столь ненавидимых многими моими коллегами 90-х. Убить её административно, с самыми благими намерениями, очень легко. Возродить снова – будет почти нереально. Таковы мои главные надежды.

Но и на то, что писателям – особенно молодым, из провинции, которым трудно пробиться к печатному станку, к читателю – помогут – я тоже надеюсь. Что вольют денег и иных ресурсов в систему книжного распространения, хотя бы и в российскую почту, и тем самым вернут нормальные тиражи. И что литературным журналам, очень важным экспертам в нашем деле, помогут материально, а не только добрым советом – я тоже надеюсь.

Если же «или – или» – извините, такого не надо. Как-нибудь уж сами тогда.

И ещё очень не хочется, чтобы главным писателем назначили какого-нибудь малопочтенного персонажа. Пусть те функционеры, которые сейчас всем этим занимаются, никогда не забывают о том, что даже при Сталине начальником над всеми писателями (правда, недолго) был не кто-нибудь, а Максим Горький.


 

Геннадий ИВАНОВ, поэт, первый секретарь Союза писателей России

 

Надежды есть, но они связаны с тем, что будет после этого собрания. Государство должно обратить больше внимания на социальные вопросы писателей. Решить вопрос с пенсионерами, которые сегодня, по существу, не имеют статуса. Наверное, должны прекратиться попытки отобрать помещение у Союза писателей, а это происходит и в Москве, и в наших отделениях.

– Ходят разговоры о том, что это собрание может стать объединительным. Вы в это верите?

– Да, разговоры такие есть. Но если объединение будет, то начнётся оно, как я слышал, после Сочи. На этом собрании должны проверить, как будут общаться писатели из разных организаций, не будет ли у них отторжения.


 

Елена САФРОНОВА, писатель, литературный критик

 

Я не связываю с Литсобранием никаких надежд – ни писательских, ни гражданских. Я считаю, что позиция писателя должна быть такова: «Никто не даст нам избавления – ни бог, ни царь и ни герой!» В том смысле, что писатель, если он профессионал и востребованный автор, может сам решать свои проблемы, особенно профессиональные. Как писать, о чём, где брать сюжеты и образы – при чём здесь «общее собрание»? А если писатель не такой, то он и не писатель. Сегодня иные члены творческих союзов претендуют на социальные льготы этого статуса, хотя литературных заслуг вовсе не имеют. Вот если бы какое-то собрание «отделило» таких «членов» от просто писателей!.. Но об этом можно лишь мечтать. На мой взгляд, нет особого смысла созывать «всеписательское» собрание. Наши проблемы и вопросы сугубо индивидуальны. А если говорить о политических вопросах писателей к власти, я не думаю, что беседа о них с президентом сразу решит все сложности.

 

г. РЯЗАНЬ


 

Евгений СИДОРОВ, литературный критик, первый секретарь Союза писателей Москвы

 

Литература и вообще искусство в нетоталитарном обществе, конечно, дело частное, не государственное. От власти требуется одно: законодательно урегулировать статус профессионального писателя и его право на творческое объединение с единомышленниками. Таких законов у нас нет, потому что государство, по-видимому, мечтает вновь объединить всех на платформе патриотизма, коллективизма, народности, добавив православие. (Кстати, модельные акты о творческой деятельности в области литературы и искусства, разработанные ЮНЕСКО, были переданы мной в Думу ещё в середине девяностых.)

Надежда есть, что литераторы из париев и изгоев (за некоторым не всегда художественно оправданным исключением или в силу своей закоренелой сервильности) постепенно приобретут все гарантированные права как люди особой профессии, а не как просители грантов и субсидий. Но для этого как минимум надо хорошо писать и талантливо думать. Требуются развитое общественное мнение, сильная и авторитетная литературная критика, иерархия талантов и ясное сознание, что дар выше идеологических принципов.


 

Анна КОЗЛОВА, писатель

 

Лично для себя никаких надежд с этим собранием я не связываю. А для литературы в целом, для современной словесности... даже не знаю... Если честно, мне это не очень интересно, потому что, к сожалению, за последние десять лет я не открыла для себя ни одного имени в литературе, ничего интересного. Я уже давно не приобретаю новых книг. Есть только три писателя, книги которых я покупаю, когда у них выходит что-то новое – Пелевин, Сорокин, Лимонов. На них мне не жалко потратить 500 руб. Но это скорее дань моей молодости, дань тому, что они написали когда-то, и что на меня в своё время повлияло. Сейчас уже известно, что от них ждать, понятно их движение... На Собрание, о котором идёт речь, меня тоже пригласили, но я просто не понимаю смысла моего там участия...


 

Олег РЯБОВ, писатель

 

Вот несколько проблем, которые бы стоило поднять на Литературном Собрании:

1. Государственные деньги, выделенные в виде грантов на издание хороших, даже прекрасных книг, нет желаемой отдачи, потому что нет своей книготорговой сети, и большая часть тиражей не попадает в провинциальные магазины, а годами лежат на складах издательств. Нужна государственная книготорговая сеть. Может быть, наконец-то, государство вспомнило, что литература, это – идеология?

2. Нужны государственные книжные издательства, где будут работать люди, для которых русская художественная литература начинается от какой-то планки (Гоголь, Толстой, Бунин, Булгаков). Такие люди есть.

3. Нужно сделать зарплаты учителям выше, чем в полиции, и тогда в школы пойдут преподавать профессора университетов, и будет конкурс на вакантные места учителей литературы. В школы пойдут самые креативные педагоги, и они с улиц уведут подростков назад в школу, где будет интересная жизнь. И будет конкурс в педагогических вузах. И средний ЕГЭ там будет зашкаливать. И не будет разговоров о значении русского языка. И нужно будет меньше карательных органов.

4. Ну, и скандал с писательской организацией. На съезд не приехали, отговорившись, многие писатели (им стыдно за происходящее). А многих достойных и не пригласили.

 

г. НИЖНИЙ НОВГОРОД


 

Данила ДАВЫДОВ, поэт, литературный критик

 

Мне представляется эта затея странной и отдающей каким-то советским духом. Вроде Первого съезда советских писателей. Основные надежды тут – что это всё останется лишь помпезным собранием – без печальных последствий мероприятия 1934 года.


 

Владислав АРТЁМОВ, писатель, главный редактор журнала «Москва»

 

Конечно, надежды с этим собранием связываю. Причём большие. Мы, главные редакторы толстых журналов, обращались к Владимиру Толстому с идеей объединения. В мае была встреча, из которой и выросло предстоящее собрание. Конечно, высказывались опасения, что на писателей будут идеологически давить, указывать, что и как им писать. Я уверен, что этого не случится. И в советское время литература у нас была разнообразная, довольно-таки свободная, а теперь Россия – самая свободная в этом смысле страна. Но нужно прекратить царящий бардак, по крайней мере с Союзами писателей. Необходимо организационное единство, единый гонорарный фонд. В этом одна из главных задач литературного собрания – навести организационный порядок.


 

Евгений ПОПОВ, писатель

 

Я получил приглашение на это, как вы выражаетесь, «грандиозное собрание». Кроме уважаемых мною личностей Н.Д. Солженицыной и В.И. Толстого, честно и скромно делающих своё дело, приглашение почему-то подписано гражданами, носящими фамилии Достоевский, Пушкин, Лермонтов и т.д. Кто эти господа и что это за оскорбительный стёб, если речь действительно будет идти о серьёзных вопросах? Кто организатор собрания? Кто его финансирует? Какова смета этого пышного мероприятия, где «затраты на проезд и проживание иногородних и зарубежных участников Собрания оплачиваются за счёт организаторов»? По интернету нельзя было обсудить «весь круг накопившихся проблем» бесплатно?

Сомневаюсь, что Путин придёт на собрание к этим ряженым, отчего-то взявшимся представительствовать в литературе. Впрочем, на всё его воля.

Ничего конкретного, кроме расхожих утверждений о гибели литературы, в этом коряво написанном приглашении нет. Что является, на мой взгляд, откровенным, некомпетентным враньём. Я много езжу по стране, встречаюсь с писателями и читателями. Современная русская литература сейчас в расцвете, она известна во всём мире. Это знают все неангажированные её создатели и читатели. Реальные проблемы её вовсе не в «идейных и имущественных распрях», не в «утрате естественных многолетних связей».

И не пудрите Путину мозги! В этой инициативе я обнаружил явные метастазы распада культуры, а также жажду мутантов коммунизма создать за счёт налогоплательщиков ещё одну бюрократическую структуру, предложив новому авторитарному режиму новую модель Министерства Правды в рамках выработки чаемой реваншистами «совка» единой идеологии. Жажду управлять, распределять и присматривать.

Так что, пожалуй, без меня, шустрые господа-товарищи, спрятавшиеся за звонкими именами! От этого мероприятия, извините, каким-то застарелым советским дерьмецом наносит. Напоминаю также, что единая идеология противоречит Конституции РФ, не надо втягивать меня в противозаконные действия. Как говорили у нас в Сибири, вас свяжут и мне не уйти. А в едином Союзе писателей я уже был. Спасибо. Меня оттуда выгнали, равно как и М.Зощенко, А.Ахматову, А.Солженицына, В.Войновича, Л.Копелева, Г.Владимова, В.Максимова, А.Синявского. Л.Чуковскую и многих, многих других.

 

Евгений Попов, дважды член Союза писателей СССР (принят в 1978, исключён в 1979, восстановлен в 1988), ассоциированный член Шведского ПЕН-центра, один из основателей Русского ПЕН-центра, секретарь Союза писателей Москвы, лауреат премии «Триумф», премии «Большая книга». «Венец» и др.

15 ноября 2013 г.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования