Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 21.11.2013

Расшифрованный Мариенгоф

 Впервые в России Анатолий Мариенгоф вышел в однотипно оформленных единицах. Презентация трёхтомника, составителем и автором предисловия к которому выступил Захар Прилепин, прошла в Москве осенью, на Международной книжной ярмарке. Издание подготовил аспирант МГПИ, мариенгофовед Олег Демидов. С ним и поговорили.

 

Олег ДЕМИДОВ
Олег ДЕМИДОВ

– Олег, мои поздравления! С добротным изданием! Расскажи, какие трудности тебе пришлось преодолеть на начальном этапе работы?

– Самая большая трудность – это отношение к Анатолию Борисовичу Мариенгофу в обществе. Когда начинал разговор о нём с преподавателем кафедры – многие затруднялись, мол, это не моя тема. Кто-то сам интересовался, но не имел совершенно никакой информации, а кто-то попросту скептически смотрел на меня. Знаешь, некоторые величают себя ныне есениноведами, а на деле они – есенинолюбы. В этом всё-таки есть большая разница. Даже на лекциях младшекурсникам говорили: «Был у Есенина друг. Ну как друг? Такого друга и врагу не пожелаешь! Мариенгоф. Им, кстати, наш Демидов занимается. Больно мне интересно, что за диссертацию он напишет...» Это, конечно, трудности в рамках института...

– Добыча ране неопубликованных текстов – занятие трудоёмкое. Трёхтомник таковыми богат. С чего начинал?

– Поиск старых изданий и архивов... Начал я с малого: собирал по барахолкам и по антикварам книжки Мариенгофа и имажинистов. Удалось достать довольно редкие экземпляры по разумным ценам. Более того – удалось установить, что выходили конкретные издания. Начался поиск по библиотекам – не шибко много там хранится.

Тогда я и направился в архивы. В РГАЛИ собрано практически всё, но разбросано по разным фондам: что-то в фонде самого Мариенгофа, а что-то в фондах Н.Р. Эрдмана, М.Э. Козакова, Камерного Театра, Союза писателей, Союза драматургов и т.д. Чтобы понять, что необходимо в первую очередь – пришлось не один день просидеть за каталогами.

Когда наконец-то добрался до рукописей, обнаружил, что у Анатолия Борисовича был жуткий почерк! Жуткий почерк и безумно интересные письма, стихи, проза! Опять же – потребовалось огромное количество времени, чтобы всё это прочесть, расшифровать, отсканировать и перепечатать.

– Каким образом удалось найти издателя?

– После, когда благодаря тебе вышел на Захара, появился вопрос о том, где издать. Прилепин вывесил клич, где только можно. Посыпались отклики, да только всё не те: люди радовались, что наконец-то Мариенгоф будет издан и переиздан. А издательство помог найти Юрий Борисович Орлицкий: он сразу предложил «ОГИ», где работает его аспирант Денис Безносов (они, кстати, собираются издать детлит Мариенгофа); «Вита Нова», где работает Арсен Мирзаев, его хороший друг; и «Терру». Я обо всём этом написал Захару, а он взялся всё устроить.

Пока шло обсуждение договора между нами и издательством, я в спешном порядке добывал материал. Взял на работе две недели отпуска и потратил их на РГАЛИ. С утра до вечера, с открытия до закрытия перепечатывал, что можно было перепечатать, заказывал ксерокс менее удобных рукописей и машинописей.

– На презентацию трёхтомника в Москве я не попал, но уже держал в руках все четыре книги. Это здорово! Что скажешь сам? Всё получилось?

– Да. Собрание сочинений получилось добротным: в нём столько ранее не публиковавшихся материалов, редких фотографий, писем, целый рассказ!

У Мариенгофа, оказывается, есть опыт в короткой прозе – «Пирогов у Гарибальди». С ним вообще отдельная история. Я пытался его пристроить в «Новый мир», до выхода собрания сочинений, но Андрей Василевский отказал. Позже, когда наткнулся на письма Анатолия Борисовича, обнаружил, что и он в своё время пытался пристроить тот же рассказ в тот же «Новый мир», но у Тарасенкова, полвека назад. В итоге рассказ появится в толстом журнале, но менее именитом – в пензенской «Суре», спасибо В.А. Сухову.

– Что для профессионального мариенгофоведа Демидова наиболее любопытно в этом собрании сочинений?

– Безумно любопытны письма Мариенгофа к жене: именно благодаря им я узнал, о чём только догадывался. Что Мариенгоф общался с Глазковым, отцом «сам-себя-издата»! И они общались не где-нибудь, а на квартире у Бриков! Имажинист и неофутурист!

Что Мариенгоф очень тесно дружил с Барто и её мужем. На это указывала одна сноска у Бориса Аверина в комментариях к старой книжке АБМ, но этого было крайне мало. Теперь появились доказательства. И какие! Есть, конечно, у собрания сочинений и свои минусы: редко, но встречаются опечатки, можно было сделать не три тома, а четыре – так и получилось, в принципе...

– Задам тебе напоследок «журналистский» вопрос: твои творческие планы, Олег?

– Я уже точно знаю, где хранятся валики с голосом Мариенгофа, но пока никак не могу до них добраться. Работа, работа и ещё раз работа.

Не так давно отдал в Булгаковский дом небезызвестному Андрею Коровину пьесу Мариенгофа и Козакова «Золотой обруч». Там её читают, и, если она им понравится, будут ставить. Хотел бы взяться за книжку о Мариенгофе из серии ЖЗЛ, но сейчас не потяну. Работа съедает время.

Одна знакомая девушка подготовила к выпуску книгу сценариев Эрдмана. Думаю вместе с ней подготовить его собрание сочинений. У них с Мариенгофом, кстати, был сценарий на мультфильм! Он также хранится в РГАЛИ Удивительная вещь!

Но это всё планы на будущее...


Беседовал Дмитрий ЛАРИОНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования